Алексей Чернышев: префекты – абсолютная вертикаль президента с достаточно быстрой его реакцией

Экономика 17 Jun 12:05   

Алексей Чернышев год назад и сейчас - две разные ипостаси. Бывший успешный бизнесмен-застройщик и губернатор Киевской области уже ознакомился с децентрализацией, ощутил региональную политику на ощупь и легко подбирает слова, чтобы ответить на сложные вопросы. Он не стал вице-президентом, но вполне может стать премьер-министром как один из кандидатов из серого списка президента по квоте Тимура Миндича. Он также является первым из кандидатов на пост председателя Киевской городской государственной администрации (КГГА).

Мастерство Чернышева в роли полноправного члена президентской команды было прослежено внимательной общественностью во время Съезда местных и региональных властей, который прошел в два тура на прошлой неделе. Ни в Хмельницком, ни в Днепре профильный министр не возражал против Зеленского, который смело вошел на территорию Кабинета министров, а довольно чутко реагировал на каждую случайную шпильку, брошенную в адрес центральной власти одним из присутствующих депутатов или мэров.

Видео дня

Этот разговор ZN.ua с министром состоялся в то время, когда Банковой удалось, по крайней мере публично, переломить ситуацию в отношениях с местной властью. Взаимные обвинения сменились демократическими объятиями на фоне жесткого остракизма, которому власти подвергли мэра Киева, председателя Ассоциации городов Украины (АГУ) Виталия Кличко. Насколько эффективна такая политологическая конструкция, мы увидим после того, как основные бенефициары и сами мэры сделают свои президентские заявки. Но насколько она стабильна институционально, теперь вы можете понять. На повестке дня-закон о местных государственных администрациях и поправки в Конституцию. Центр, введя институт префектов, вот-вот попытается еще крепче сжать в своих объятиях местное самоуправление.

Какие кнуты и пряники приготовило правительство, чтобы выйти из зоны будущей напряженности в качестве ведущего игрока? Почему мэров приглашают пить кофе и решать проблемы на Берегу, а не в Министерстве регионального развития? Есть ли у правительства 300 голосов, чтобы проголосовать за Конституцию и окончательное изменение правил игры? Какие инструменты действительно может использовать Центр для обуздания региональных элит? Кто будет дергать за ниточки префекта, и станет ли община юридическим лицом? Что будет с Киевом и законом о столице? Будут ли мэры получать 80% подоходного налога с физических лиц (НДФЛ) и часть подоходного налога, за который борется Ассоциация городов? Сколько в Украине обанкротившихся общин и как выживут сельские объединенные территориальные общины (ОТГ) после открытия рынка земли?

Об этом - в первой части интервью с министром развития общин и территорий Алексеем Чернышевым.

Блиц

О полезном расширении Банковой, профильном вице - премьере и проблемах на районном уровне

Алексей Михайлович, почему бы Вам с Премьер-министром Шмыгалем не сократить путь для решения мэрами своих вопросов? Почему бы вам не позвать их на кофе, а Кирилла Тимошенко и Андрея Ермака? Не кажется ли вам, что таким образом одна ветвь власти, заменяя другую, искусственно создает платформу, которую, согласно закону, вы должны иметь?

Почему Конгресс? При Президенте Украины всегда существовал консультативный орган как канал прямой связи президента и его вертикали с регионами. Он мог менять имена. Теперь, при президенте Владимире Зеленском, он был преобразован в Съезд местных и региональных властей. Это также связано с тем, что регионы в результате децентрализации и нового административного деления нуждаются в дополнительной коммуникации. Но уверяю вас, в происходящем нет ни малейшего противоречия. Более того, повестка дня Съезда полностью синхронизирована с работой правительства, и прежде всего нашего министерства. Я думаю, что если вы внимательно следили за ним, то заметили ту роль, которую сыграли в его работе и министерство, и министр.

Следующий. Возвращаясь к теме , мы возродили Межведомственную комиссию, и сегодня Минрегион выполняет всю работу, связанную с региональным развитием, по поручению правительства. Более того, мы достигаем уровня этой группы именно тогда, когда у нас нет полномочий решать вопросы с другими министерствами - социальной политики, здравоохранения или образования. И я очень активно использую этот инструмент, когда возникает такая необходимость. И если вы не видите громких публичных заявлений на этом сайте, это не значит, что он не работает. Возвращение в Конгресс в качестве консультативного и совещательного органа. Нам это нужно. Президент выступил в качестве объединяющего субъекта, структурировал роли участников, участвующих в формировании государственной региональной политики и принятии законодательства, и это только помогает правительству. И как министр, у меня достаточно полномочий, чтобы координировать реформу. И здесь нет никакой конкуренции.

О противоположном эффекте. Если мы говорим об отдельных чиновниках (особенно на районном уровне), которые замедлили реформу и изо всех сил пытались удержать свои полномочия, то да, для них реформа имела обратный эффект.

Что касается последней части вашего вопроса. Обычно функции профильного вице-министра выполняет профильный министр. Но я вообще не вижу никаких проблем. У меня достаточно полномочий для осуществления реформ, о которых мы говорим. Это подтверждается реальными действиями и результатами, а также позицией внутри Кабинета Министров. Я не чувствую недостатка в возможностях для взаимодействия с другими министерствами. Наверное, если бы были какие-то проблемы и недоразумения с коллегами, я бы начал настаивать на другом подходе. Более того, в ваших словах, безусловно, есть логика. И такие звонки время от времени раздаются. Но вы знаете давнюю идею о том, что не название должности определяет менеджера.

Что касается ситуации при передаче полномочий из старых районов в новые. Вполне разумное замечание. Однако сейчас есть полное понимание со стороны министров, и мы действуем достаточно скоординированно в рамках Межведомственной комиссии, действий лично Премьер-министра и необходимых решений правительства. Поэтому у нас нет проблем с продвижением реформы.

Я искренне не думаю, что сегодня на местах все так плохо, как вы хотите сказать. Любая реформа, особенно та, которая касается всех слоев жизни государства, будет подвергаться определенному сопротивлению. Это в человеческой природе, и это нормально. Децентрализация продолжается уже шестой год подряд. Масштабы этих изменений трудно описать. Только вдумайтесь: административно-территориальное устройство на большей части Украины не менялось уже более ста (!) лет. Принципиально важно, что в прошлом году была согласована и утверждена новая конфигурация ОТГ, после чего были ликвидированы старые и созданы новые укрупненные округа, а также успешно проведены местные выборы. В новых общинах и районах уже избраны председатели и заместители. Это очень масштабные процессы, которые априори невозможны без несоответствий и пробелов. Но они должны быть исправлены быстро и точно.

Более того, мы прошли довольно сложный этап политизации процесса децентрализации, когда в 2020 году Министерство регионального развития свернуло добровольную фазу объединения общин и приняло долгосрочные планы, утвержденные областными администрациями. Использовались различные методы. В частности, они использовали людей, которые искусственно перекрывали дороги, отстаивая чьи-то интересы. Но мы довели начатое до конца и вместо 12 000 получили полторы тысячи укрупненных общин. Кто теперь может бросить справедливое замечание о способности созданного ОТГ. Да, есть проблемы. Однако не забывайте, что мы также расширили общины, чтобы они могли увеличить свое богатство. Мы дали им больше ресурсов и перешли на прямые межбюджетные отношения. И сегодня децентрализацию следует рассматривать как призыв к внутренним изменениям в постпатерналистском обществе. Потому что вместе с полномочиями и финансами общины получают ответственность.

О способности общин, налогах и социальном требовании справедливости

Я не думаю, что депутат Замазеева была на сто процентов права в своих оценках - конечно, есть сообщества, у которых есть критерии неплатежеспособности, но их не так много. Конфигурация общин и районов была сформирована в соответствии с идеями региональных администраций в соответствии с утвержденной правительственной методикой. Учитывались численность населения, наличие ключевой социальной инфраструктуры, безопасность, медицина и образование. В большинстве случаев этот метод все еще применялся. Хотя был и политический фактор, и я об этом уже говорил.

На самом деле замечание депутата несколько преждевременно. Ключевой вопрос не в том, кто кого сдал и как сейчас выглядит Украина на административной карте, а в том, как обеспечить экономический рост объединенных общин. И здесь речь идет о глобальной региональной политике, когда за счет экономического роста и увеличения ВВП возможности и выгоды в сообществах будут сбалансированы. Сейчас мы находимся в области созданных предпосылок и все еще неиспользованных резервов. Бюджет не изменился, ни у кого нет волшебной палочки. Работайте над этим! У вас есть ресурсы и полномочия для привлечения бизнеса, создания собственного бизнеса и так далее. И мы поможем здесь с помощью уже включенных инструментов. Развивается Государственный фонд регионального развития, расширяется сфера индустриальных парков, ведется диалог с ассоциациями по вопросам налогового администрирования.

Конечно, есть общины, которые находятся в более сложных условиях. Есть проблемы в сельскохозяйственных районах, и приграничные районы также имеют свои нюансы. Государство уделяет особое внимание этим моментам, что заложено в Стратегии регионального развития до 2027 года. Где мы выделили и описали десять типов территорий, требующих индивидуального подхода.

О проблемах сельских общин, будущем "хозяине" префектов и факторе опального Киева

Наша задача-научиться обрабатывать то, что агрохолдинги будут выращивать и быстро собирать внутри страны. Это создаст новые рабочие места. Но для того, чтобы открыть такие предприятия, нужны капитал и инвестиции. Украина - страна с острой нехваткой капитала.

Экономика

Последнее