Недосчитались $61 млрд: Автоиндустрия страдает от дефицита чипов (фото)

Экономика 29 Mar 20:00   

Автомобильная промышленность испытывает один из самых больших дефицитов полупроводниковой продукции за последние десятилетия.

Первые заявления о нехватке автомобильных чипов появились в конце прошлого года. А к началу весны 2021 года проблема приобрела глобальный масштаб, вынудив многих производителей сокращать производство автомобилей или отправлять недособранные автомобили на склады для установки недостающих чипов после устранения дефицита.

В результате автопроизводители терпят убытки, поставщики спешно ищут возможности увеличить производство чипов, а покупатели в некоторых странах, опасаясь дефицита товарных автомобилей в автосалонах, начинают покупать все подряд.

КОВИД во всем виноват

Первопричиной глобального дефицита полупроводников стала пандемия коронавируса и, как следствие, резкое падение продаж новых автомобилей весной 2020 года. Последующий рост активности в автомобильной промышленности стал неожиданностью для производителей полупроводников. В то время все свободные объемы чипов были направлены на потребительскую электронику. Компьютеры и игровые приставки, спрос на которые только увеличился во время пандемии, нуждались в тех же полупроводниках. Сейчас производители чипов выполняют заказы от индустрии бытовой электроники, а автомобильная промышленность ждет своей очереди. Это и ряд других перегибов в цепочке поставок привели к нынешнему дефициту.

Глобальный дефицит, большие потери

Масштабы дефицита автомобильных чипов стали особенно очевидны в начале 2021 года. Такие компании, как General Motors, Ford, Stellantis, Toyota, Volkswagen, Honda, Nissan и Subaru, были вынуждены остановить или скорректировать производство, основываясь на существующих запасах полупроводников и спросе на конкретные модели.

По оценкам Bloomberg, глобальный дефицит чипов обойдется автомобильной промышленности в 61 миллиард долларов, а в течение первого квартала этого года во всем мире будет произведено на 1 миллион автомобилей меньше. Каждому такому автомобилю требуется не менее 100 микрочипов, используемых во всех важных компонентах, от дисплеев до силовой установки.

Из Америки в Японию

Из-за нехватки полупроводников Ford скорректировал производственные графики на пяти своих заводах в Северной Америке: на заводе грузовиков в Мичигане, заводах в Канзас-Сити, Чикаго, Луисвилле и Онтарио (Канада). Эти пять заводов собирают такие модели, как Explorer , F-150, Escape и Edge, а также Lincoln Corsair, Nautilus и Aviator.

Отсутствие полупроводников имело аналогичные последствия и для General Motors. В частности, заводы в Мексике и Миссури (США) производят частичную сборку автомобилей. Они планируют завершить их после того, как появятся необходимые микрочипы. Это касается моделей Chevrolet Colorado и Blazer, а также полноразмерных фургонов Chevrolet и GMC. На трех других заводах концерна, отвечающих за Cadillac XT4, Chevrolet Malibu, Equinox и GMC Terrain, график работы был скорректирован.

Недавно образованному альянсу Stellantis (слияние Peugeot S. A. и Fiat Chrysler Automobiles), охватывающему в общей сложности 14 автомобильных марок, также пришлось наладить производство на своих заводах в Северной Америке. В частности, были внесены изменения в работу двух заводов в Канаде (Онтарио), Иллинойсе и Мексике. Эти четыре завода производят Dodge Journey, Charger и Challenger, Jeep Compass и Cherokee, а также Chrysler 300, Pacifica и Voyager.

Также остановлен завод Toyota в Техасе, где собирают пикапы Tacoma и Tundra. По мнению компании, Тундра пострадает в первую очередь из-за отсутствия чипов.

Проблемы с чипами испытывает завод Volkswagen в Пуэбле (Мексика), где собираются Jetta, Taos и Tiguan. В основном производство седана Jetta было сокращено.

Не осталась в стороне от общих проблем и Хонда. Как мы уже писали ранее, график работы был изменен на всех американских заводах компании, в том числе в Огайо, Алабаме, Индиане и Онтарио (Канада). По данным Bloomberg, сокращение коснулось моделей Honda Accord, Civic, Insight и Odyssey, а также Acura RDX.

Subaru пришлось ограничить выпуск Ascent (на нашем рынке кроссовер известен как XV), Legacy, Outback и Impreza в Индиане. Производство на заводе Nissan Canton в штате Миссисипи также сократилось. Только пикапы Nissan Frontier и Titan полностью собраны.

Кто компенсирует убытки

По прогнозам британской аналитической компании IHS Markit, производители полупроводников смогут удовлетворить спрос на автомобильные чипы только в третьем квартале текущего года.

Кризис Ford semiconductor обойдется в 1,5-2 миллиарда долларов упущенной выгоды. General Motors прогнозирует, что ее прибыль упадет в этом году на $1 млрд, до $2,5 млрд.

Volkswagen ранее угрожал потребовать возмещения убытков из-за нехватки микрочипов от своих поставщиков, включая Continental и Bosch. Руководство концерна считает, что отсутствие полупроводников-результат их недальновидности. В этом случае VW поддерживается рядом других производителей.

По всей вероятности, мало кто сможет пережить полупроводниковый кризис без серьезных материальных потерь. Меньше всего пострадают сами производители чипов.

Чего ожидать от клиентов

Проблемы автопроизводителей пока не повлияли на работу дилерских центров в глобальном масштабе, но все может измениться во второй половине 2021 года. А на некоторых рынках (в первую очередь в США) сокращение производства автомобилей уже привело к дефициту коммерческих автомобилей в точках продаж и, как следствие, к распродаже складов.

По данным Wards Intelligence, в США количество автомобилей в дилерских центрах или на пути к ним в феврале 2021 года сократилось на 26% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. А некоторые дилеры в Штатах, как сообщают Car and Driver, стремясь извлечь выгоду из сложившейся ситуации, просят за отдельные популярные модели на 10 тысяч долларов больше их ценовой стоимости. Другие продавцы вынуждены продавать даже выставочные образцы, чтобы удовлетворить спрос и компенсировать дефицит автомобилей.

Повлияет ли нехватка полупроводников на украинский рынок новых автомобилей? Импортеры автомобилей, опрошенные Focus, в настоящее время не испытывают недостатка в автомобилях. Так, например, в компании Nissan Ukraine нам сообщили, что поставки идут без нарушения графика, и в соответствии с ранее обозначенными сроками компания готовится к запуску новой продукции, запланированной на этот год.

Экономика

Последнее