Обновление Кабмина, требования МВФ и борьба с теневой экономикой. Эксклюзивное интервью с Железняком

Экономика 08 Sep 04:00   

В Украине в новом политическом сезоне ожидается обновление Кабинета министров, налоговые нововведения, а также принятие целого пакета законопроектов для получения очередного транша МВФ.

О том, что происходит с украинской экономикой, как преодолеть тень и сможем ли мы справиться без новых кредитов, читайте в интервью главы фракции "Голос" в Раде Ярослава Железняка для ОБОЗРЕВАТЕЛЯ.

Видео дня

Что касается кадровых изменений в Кабинете министров, вы понимаете, что решения принимаются в Администрации Президента. Я уверен, что министр обороны Андрей Таран будет уволен. Что неудивительно, учитывая сорванный оборонный госзаказ.

Возможно, будет уволен и министр стратегических отраслей Олег Уруский. Я не до конца понимаю его роль, потому что сейчас его министерство выглядит как "министерство яблок", которое было создано для того, чтобы не было яблок. Я слышал, что есть замечания к министру социальной политики Марине Лазебной.

Как бы то ни было, любые кадровые изменения в Кабинете министров-это не история о стратегии. Я не ожидаю, что министр, пришедший на место уволенного министра, сможет показать чудо.

Я оппозиционный депутат, но могу заявить, что министерства, у которых есть видение, уже показывают результаты. Например, мне нравится то, что делает Минчифра. Я вижу результат и помогаю. Из последнего мы вместе работали над законопроектом № 5270 об электронном резидентстве.

В тех министерствах, где нет видения, не будет никакого результата, независимо от того, сколько имен будет изменено. Но кадровые решения и стратегия-все разрабатывается в офисе на Банковой.

Это простая математика, как и бюджет любой семьи. Где мы можем взять эти 243 миллиарда гривен? Сейчас у нас 27,7 млрд грн перевыполнения доходной части бюджета - около 21 млрд грн перевыполнения от налоговой службы и только около 8 млрд грн от таможни. При такой тенденции мы примерно получим перевыполнение на 40 млрд грн.

Где еще я могу получить более 200 миллиардов гривен? 2,7 миллиарда долларов от МВФ будет недостаточно. Нужно будет искать еще 70-80 млрд грн.

А теперь простая логика, где взять эти 70-80 миллиардов. Возможно недофинансирование бюджетных программ - это плохой сигнал. Или вы можете занять средства.

Давайте будем реалистами - необходимы заемные средства. Вопрос в том, какие именно. Министерство финансов вывело долги на открытый рынок в гривне под 12%, а в долларах - под 3,67%. Если сравнить процентные ставки по кредитам, то МВФ и европейцы дают нам деньги практически даром. И они дают это надолго. Только в этом году мы потратили 303 миллиарда гривен на обслуживание и погашение долгов. Чем дешевле будут для нас кредиты, тем больше денег мы заработаем, и меньше денег будет потрачено на погашение долга . Более того, если мы останемся в программе МВФ, это сигнал для бизнеса: страна не предприняла популистских шагов, ей можно доверять. Мы сможем брать кредиты на открытых рынках по более низким процентным ставкам. Это хороший сигнал для всех, включая инвесторов.

И чтобы получить эти деньги от МВФ, нам нужно принять ряд решений. Более того, эти решения отвечают интересам страны. Это нормально, честно и прозрачно-выбирать руководителя САП. Как гражданин Украины, я также хочу, чтобы пришел лидер, который действительно будет бороться с коррупцией и преступностью. Конкурс на нового главу НАБУ также должен быть прозрачным. Чтобы не было так, как с Бюро экономической безопасности, где нынешний глава налоговой полиции был назначен в новый орган, который должен был полностью устранить традиции и практику налоговой полиции, и на этом все закончилось. Нам нужно принять банковские законы , что тоже плюс, потому что они стабилизируют банковскую систему. Кроме того, МВФ хочет, чтобы был принят нормальный сбалансированный бюджет - адекватное требование, чтобы страна не несла расходы, которые она не может себе позволить. И это все.

Мы должны стремиться к этому, но не забывать об объективной реальности. И это так, что мы теряем деньги.

Как мы теряем деньги? Например, на государственных предприятиях. В настоящее время в Украине насчитывается около 3400 государственных предприятий.. В то же время в стране насчитывается 1500 реально работающих государственных предприятий. Все остальное-имущественные комплексы. Их передают за условные 10 гривен своим дружкам. Вопрос об эффективности является риторическим. Но если эти объекты будут проданы бизнесу, как это делается в рамках малой приватизации, они начнут работать, приносить прибыль, рабочие места и налоги.

Мы идем дальше, из 1500 действующих государственных предприятий только 800 получают прибыль. Остальные предприятия убыточны. Убыток крупных государственных предприятий в 2020 году составил 73 млрд грн. Почему государство сохраняет убыточные государственные предприятия? Да, потому что коррупция на государственных предприятиях-самый популярный способ заработка политиков. В нашей стране некоторые партии стремятся попасть в парламент только для того, чтобы в будущем обменять свои голоса на возможность назначать своих людей руководителями государственных предприятий. Это бездонная дыра, в которой деньги исчезают годами. Но его можно закрыть. Во-первых, продать в частные руки все нестратегические предприятия, которые мы можем продать. В Польше всего 46 государственных предприятий, и они живут хорошо. Во-вторых, на предприятиях, которые в данный момент невозможно выгодно продать, и тех, которые целесообразно оставить у государства, необходимо внедрить нормальное корпоративное управление. Я являюсь одним из авторов законопроекта о корпоративном управлении. Я надеюсь, что он будет принят во втором чтении. Идея проста - улучшить корпоративное управление государственными предприятиями и максимально приблизить их к международным стандартам. С одной стороны, это четко определенные принципы работы членов наблюдательных советов - условия, задачи, ключевые показатели эффективности, принципы формирования заработной платы. С другой стороны, существуют ограничения, чтобы политики не могли вмешиваться в работу государственных предприятий, диктовать, у кого и по какой цене совершать покупки или кому выдавать кредиты под какой процент.

Еще одна область, в которой Украина теряет деньги, - это таможня. У меня вообще складывается впечатление, что они работают таким образом, что едва ли перевыполняют план. Потому что перевыполнение плана денежных поступлений составляет всего несколько процентов, что никак не коррелирует с объемом импорта потребительских товаров и общим объемом импорта. Это свидетельство того, что существует контрабанда. Мы можем пойти в какой-нибудь торговый центр, и мы легко найдем контрабанду.

Сейчас нередки случаи, когда в Польшу приезжает грузовик с айфонами, и тот же грузовик приезжает в Украину на бумагах уже с карандашами: либо они по дороге проходят через портал, который превращает телефоны в карандаши, либо кто-то на таможне получает взятки. Даже сканеры на таможне настроены так, что там не только грузовик, даже вездеходы "Шерп" не пройдут.

Существует также решение этой проблемы. Необходимо обеспечить нормальный учет и обмен информацией, наладить проверку деклараций. Еще один важный шаг-убрать Сбушников с таможни. Теперь в тех точках, где они находятся, контрабанды становится больше. Это как со штрафами за нарушение правил дорожного движения: раньше вы могли ездить по улицам, давать взятку и продолжать нарушать. Сейчас есть видеозапись нарушения, и взятку давать некому - штраф сразу приходит к вам в электронном виде. Это отличная система, которую необходимо повторить на таможне.

Украина также теряет деньги на зарплатах в конвертах. Есть три причины, по которым работодатели продолжают выплачивать зарплату в конвертах.

Первая - уклонение от уплаты налогов. У нас эффективная ставка заработной платы составляет 37%.

Как сторонник либеральной экономики, я считаю, что прямые налоги уже неэффективны в современном мире. Если мы сейчас увеличим ЕСВ до 30%, то диспропорция между "белыми" предприятиями и "уклонистами" будет расти, предприятия уйдут в тень. Если мы дадим предпринимателям возможность честно зарабатывать, использовать их декларации для прохождения финансового мониторинга, чтобы получать кэшбэк, то в долгосрочной перспективе - через 5-7 лет - ситуация станет лучше и "белых" зарплат будет больше.

Это касается проблем налогообложения. Вторая проблема работодателя - это трудовое законодательство. Многие предприятия не регистрируют людей не из-за налогов, а потому, что боятся трудового законодательства. Трудовой кодекс сейчас является безнадежно устаревшим наследием советских времен.

Я был одним из авторов антикризисных законопроектов во время первой изоляции и прекрасно помню, что действующее трудовое законодательство не позволяло урегулировать даже вопрос удаленной работы. Для предпринимателя это выглядит так: либо вы нанимаете сотрудника официально и вынуждены соблюдать строгое и неадекватное трудовое законодательство, либо вы можете оформить человека с очень легким и удобным администрированием без лишней бюрократии.

Я много общаюсь с бизнес-ассоциациями, и одна из главных жалоб при взаимодействии с государством-бюрократия. Поэтому моя идея-максимальное дерегулирование и минимум бюрократии. Хороший пример ИТ-сектора, сотрудники которого в основном зарегистрированы как ФОПЫ, а экспорт ИТ-услуг в Украине в прошлом году впервые превысил 5 миллиардов долларов , превысив показатели транспортных услуг и минеральных продуктов.

Должен быть контроль, но есть примеры эффективного контроля. Например, банковский контроль. Банкиры не ходят на предприятия или к себе домой. Существует интеллектуальная аналитическая система финансового мониторинга: ваши финансовые операции не совпадают с законными доходами - возникают проблемы. Но в то же время надзорный орган не приходит к вам "в гости" и сам не создает этих проблем.

Мы проводим налоговые и другие проверки бизнеса в течение 30 лет, мы ужесточили трудовое законодательство. Мы видим, что это не работает. Итак, нам нужно изменить подход. Я верю, что дисциплина может быть установлена цивилизованными, понятными и равными правилами.

Во-первых, вам нужно платить налоги по нормальным ставкам, без искажений и дискриминации. Не может быть, чтобы один предприниматель платил налоги, а его конкурент рядом с ним-нет. Или один платит полностью, а другой пользуется какими-то неоправданными льготами.

Во-вторых, должно быть легко платить и администрировать налоги. И технологии это позволяют. Вопрос в желании соблюдать закон с обеих сторон и восстановить доверие предпринимателей к государству.

Моя идея, как и идея партии "Голос", проста: задача государства-создать нормальные условия для уплаты налогов.

Мое послание простое - у всех должны быть равные условия. Было бы легче обеспечить это, если бы мы сейчас создавали государство с нуля. Но поскольку это не так, мы должны двигаться в направлении выравнивания правил игры, понимая при этом, что физически не сможем поймать всех, кто уклоняется от уплаты налогов.

В некоторых странах ЕС это очень просто решается. Вас редко проверяют, но если вас проверяют и вы не платите, у вас забирают лицензию, и вы больше не можете заниматься бизнесом.

Я сторонник других методов. Я считаю, что снижение налогов на заработную плату будет хорошо работать параллельно с внедрением накопительной пенсионной системы: потому что вы понимаете, что делаете взнос на свой собственный счет из "белых" заработков. Стимулы к кэшбэку могут быть хорошим инструментом, когда вам выгодно платить налоги. Логика такова, что дешевле и выгоднее работать официально и легально, чем вести "серый" бизнес. Мой любимый пример: когда в Украине появились айфоны, пользователи массово взламывали джейлбрейк-взламывали систему, чтобы не платить за доступ к дорогим приложениям, а устанавливать пиратское программное обеспечение и контент. И посмотрите сейчас: вероятно, никто больше этого не делает, потому что это стало проще, дешевле и без риска сбоя телефона. Это принцип, который должен быть реализован в отношениях между государством и предпринимателями в Украине.

И я представил альтернативный законопроект по одной простой причине. В законопроекте Нет. В самом 5600 году было 10 страниц обещанных "антиолигархических" изменений, а на оставшихся 120+ страницах было еще 42 пункта структурных изменений, которые касались, среди прочего, администрации. Более того, эти изменения никоим образом не упростили, а наоборот ужесточили правила ведения бизнеса. И мы, как либеральная партия, выступаем за максимальное упрощение.

У меня была долгая дискуссия с авторами о норме, которая ограничивает возможность распоряжаться активами, если налоговая служба в ходе проверки решила, что вы не платили дополнительные налоги. Например, если предприниматель заплатил 1 млн грн налогов, а налоговая служба считает, что он должен заплатить 100 млн грн, то она может "заблокировать" активы предпринимателя в размере 99 млн грн разницы в качестве налогового залога без суда.

Это означает, что предприниматель не сможет распоряжаться ими до тех пор, пока не обжалует решение налоговой службы - он не сможет брать кредиты под эти активы или участвовать в тендерах, которые предусматривают использование этих активов. Таким образом, вы можете заблокировать любое предприятие на месяцы, если не годы. К счастью, ко второму чтению мы убедили эту норму убрать.

Другим примером является норма, запрещающая директору предприятия, имеющему налоговую задолженность, выезжать за границу. И тогда возникает резонный вопрос: что делать с руководителями государственных предприятий, большинство из которых имеют налоговую задолженность. То есть руководитель такого государственного предприятия автоматически становится "невыездным". С такими стандартами мы никогда не найдем эффективных менеджеров в государственной компании и не будем внедрять корпоративное управление.

И я могу перечислить еще много подобных примеров. В моей рабочей группе по этому закону мы исчерпали лимит увеличения числа участников - представители бизнес-ассоциаций должны были высказаться со своей позицией и отключиться, чтобы предоставить слово другим. И у каждого есть логический аргумент, почему закон плох. Даже следуя примеру пива: отрасль, похоже, согласна с изменениями ставок акцизов, но сроки введения изменений просто не успевают перестроить ее процессы.

Я сделал относительно немного правок - 199. Все они связаны с администрацией. Я надеюсь, что там многое изменится.

Я понимаю, что правительство ищет возможности увеличить налоговые поступления и ресурсы для финансирования бюджетных расходов любой ценой. Но моя цель по - прежнему состоит в том, чтобы использовать законодательство для создания комфортных условий для работы предпринимателей-это более длительный, но более эффективный способ прийти в государственный бюджет без дефицита, без кредитов и с перевыполнением плана, о котором мы говорили в начале интервью

Экономика

Последнее