Отказ от перелетов. Как самолеты влияют на климат

Экономика 12 Apr 20:42   

Новые правила полетов во Франции

Самолеты загрязняют окружающую среду своими выхлопными газами, поэтому Европа все чаще отказывается от полетов на короткие расстояния.

Самолеты выбрасывают в атмосферу огромное количество углекислого газа и водяного пара, оксидов азота и сажи. Экологи обвиняют авиационную промышленность во все большем количестве свидетельств ее разрушительного воздействия на изменение климата.

В ответ некоторые страны специально ограничивают внутренние полеты. Франция была последней, кто пошел по этому пути.

Вред природе

Авиационное топливо-керосин-представляет собой сложную смесь углеводородов. Углерод составляет 86%, а водород-14%. В горенье углерод соединяется с кислородом воздуха, так что сжигание каждого килограмма авиационного керосина пополняет атмосферу 3,15 килограмма углекислого газа.

По оценкам ученых, примерно 2,2% всего антропогенного углекислого газа выбрасывается в атмосферу самолетами. На долю автомобильного транспорта приходится около 14%, в то время как другие виды транспорта - морской, железнодорожный и другие - производят в общей сложности 3,8%.

Отдельной темой является влияние выхлопных газов самолетов на концентрацию озона в атмосфере. Озон усиливает парниковый эффект - точно так же, как углекислый газ или водяной пар. Кроме того, повышенное содержание озона в воздухе негативно сказывается на здоровье.

EPA

Сокращение рейсов

Именно ради сокращения выбросов парниковых газов некоторые европейские страны пытаются ограничить воздушное сообщение. В 2020 году австрийское правительство ввело налог в размере 30 евро на авиабилеты на расстояния менее 350 километров, а также предоставило субсидии национальному перевозчику Austrian Airlines в обмен на отказ от полетов по маршруту Вена — Зальцбург. Голландский парламент в 2019 году проголосовал за запрет полетов между Амстердамом и бельгийской столицей Брюсселем — но эта мера так и не была реализована, так как нарушала законодательство ЕС о свободном передвижении между странами.

10 апреля Национальное собрание Франции по предложению правительства страны проголосовало за запрет внутренних авиаперелетов на короткие расстояния. Это решение было принято в рамках общей стратегии страны по сокращению выбросов углекислого газа.

Авиакомпании не смогут выполнять рейсы между французскими городами, если до одного из них можно добраться на поезде менее чем за два с половиной часа. То есть скоро будет невозможно летать между Парижем, Нантом, Лионом или Бордо.

А как же кризис?

Авиакомпании уже практически больше всех пострадали от коронавируса, восстановление рынка авиаперевозок до уровня 2019 года ожидается только к 2024 году. А тут еще новые запреты.

Но можно сказать, что французское правительство поддержало национальную авиакомпанию Air France в этом вопросе. Компания сообщила о рекордных убытках и получила от властей пакет финансовой помощи в размере 4 млрд евро. Это уже второй раз, когда правительство поддержало Air France — в 2020 году компания уже получила 7 миллиардов евро. В то же время Air France в мае 2020 года была вынуждена отказаться от внутренних коротких маршрутов в обмен на финансовую поддержку. Но эта мера не позволит конкурирующим авиакомпаниям летать по этим маршрутам.

Другие меры по борьбе с изменением климата, которые обсуждаются во Франции, включают запрет на рекламу внедорожников, предоставление кредитов на покупку электромобилей и повышение налогов на азотные удобрения.

Экономика

Последнее