Совладелец ИСД Тарута обвинил российский ВЭБ в нарушении договоренностей и банкротстве корпорации

Экономика 29 Jan 15:01   

Миноритарный совладелец корпорации "Промышленный союз Донбасса" (ИСД), народный депутат Сергей Тарута в интервью телеканалу "Первый. Диловый " обвинил руководство Российского Внешэкономбанка (ВЭБ) в нарушении договоренностей о развитии компании и реализации планов ее банкротства.

По его словам, в 2000-2001 годах корпорация начала привлекать кредиты для стабилизации работы и развития предприятий, а в 2008 году договорилась с банками о реструктуризации.

"Но третий партнер (Виталий) Гайдук сказал, что я больше не хочу вкладывать деньги в развитие . Поэтому я хочу продать свою долю. Ни у меня, ни у (Олега) Мкртчяна (третий партнер - ИФ) денег на это не было, так как всю прибыль мы вложили в разработку. У нас уже практически была договоренность с Evraz (Evraz-крупная российская горно-металлургическая компания) о том, что мы создадим совместное предприятие и интегрируемся в Evraz, но начался кризис, и они не смогли собрать деньги и принять их своими акционерами", - описал тогда ситуацию Тарута.

По его словам, акционеры ИСД нашли еще одного партнера - Российский Внешэкономбанк (ВЭБ), который приобрел одного из крупнейших кредиторов украинской промышленности - Украинский Проминвестбанк (ПИБ).

"Мы договорились с ВЭБОМ, который дал мне и Мкртчану кредит на выкуп его доли у Гайдука и реинвестирование этого кредита в компанию", - сказал Тарута, добавив, что ВЭБ согласился участвовать в ИСД только с контрольным пакетом. "Но здесь нужно было пройти процедуру согласования с Антимонопольным комитетом, и тогда ВЭБ начал структурировать это соглашение так, чтобы они были не как собственники, а как кредиторы", - пояснил депутат.

По его словам, переговоры велись также с тогдашним главой ВЭБА Владимиром Дмитриевым и его первым заместителем Андреем Сапелиным, которые привлекли к сделке инвесткомпанию "Тройка Диалог".

"И она помогла структурировать его так, чтобы не было прямого юридического названия "Внешэкономбанк". И именно поэтому "Бастион" и еще две роты появились там. Карбофер (швейцарский трейдер - IF) планировался, но там не появился", - пояснил совладелец.

Тарута рассказал, что до соглашения с ВЭБом он был председателем Совета директоров ИСД, занимался стратегией развития Корпорации, а после соглашения стал миноритарным акционером и никак не влиял на процессы, а Мкртчан остался гендиректором.

"Совет директоров так и не был сформирован, хотя устав включал Совет директоров в качестве основного органа, но ВЭБ и "Тройка Диалог" не хотели, чтобы я имел влияние. Мы занимались управлением ВЭБА и Мкртчана, я постоянно обращался к ним по поводу неэффективного управления", - заявил депутат.

По его мнению, проблема ВЭБА-это бюрократическая структура, когда "лучше ничего не делать, чем не отвечать перед правоохранительными органами, чем принимать какие-то решения."

Тарута утверждает, что при подготовке договора купли-продажи была достигнута договоренность о том, что ВЭБ продолжит инвестировать, поскольку ИСД уже приобрела предприятия в Польше, Венгрии, Пакистане и строит завод в Нигерии, а также будет решать проблемы с железной рудой, в том числе за счет месторождений железной руды в России. В то же время депутат признал, что документально подтвержденных соглашений об инвестициях и развитии не существует. - Это было концептуальное соглашение,- сказал он.

Бизнесмен отметил, что одной из целей привлечения ВЭБА в ИСД было застраховаться от рисков, в частности, от "наезда" бывшего президента Виктора Януковича, которого Тарута, по его словам, критиковал. "Русские скупили кредитора. В частности, компания Indumet (Индумет С. А., Люксембург, в хозяйственном суде Донецкой области инициирует банкротство ИСД и добился в хозяйственном суде Луганской области производства по делу о банкротстве Алчевского КГЗ с требованиями на 10 млрд грн- * ИФ*), который создан и аффилирован с ВЭБом. И тогда я решил, что украинский акционер не нужен, а . Взять под контроль все активы через банкротство", - сказал Тарута.

Он также обвинил ВЭБ в неспособности привлечь промышленного инвестора, заявив, что желающих купить активы ИСД было много.

"Русские захватили Донбасс, в том числе часть активов группы ИСД-Алчевск: три крупных предприятия-металлургический завод, в который было вложено более 3 миллиардов долларов, Алчевскую КГЗ и новую электростанцию. И теперь они находятся под управлением компании, возглавляемой (Сергеем) Курченко (находящейся за пределами Украины- * ИФ*). И россияне, с одной стороны, захватили эти активы, а с другой - через свои дочерние компании пытаются завладеть законными правами как на ИСД, так и на активы", - описал бизнесмен сложившуюся ситуацию.

Он напомнил, что СБУ возбудила дело по факту захвата предприятия Алчевской группы ИСД.

"Indumet (Люксембург) и Margit Holding Ltd. (Кипр) являются дочерними компаниями ВЭБА, который находится под санкциями, а это значит, что Индумет и Маргит тоже находятся под санкциями, и если Украина должным образом защитит свои права, то ни Индумет, ни Маргит не должны принимать участия в банкротстве. Кроме того, возникает вопрос юридической коллизии: предприятия конфискуются, а те же россияне обанкротились", - подчеркнул Тарута.

Как сообщалось, Тарута создал ИСД в 90-е годы вместе со своим партнером Гайдуком. Впоследствии к ним присоединился и российский Мкртчан. После финансового кризиса 2008 года холдинг оказался в сложном положении. В результате контрольный пакет акций ИСД 50% + 2 акции был продан в декабре 2009 года группе российских инвесторов при финансовой поддержке ВЭБА. Тарута и Мкртчан остались владельцами 49,99% акций ИСД.

В декабре 2013 года председатель ВЭБА Владимир Дмитриев заявил, что банк помог ряду российских инвесторов приобрести ИСД-инвестиции составили около 8 миллиардов долларов. "И речь идет об ИСД, и о "Запорожстали", где мы вместе с одним из крупнейших бизнесменов Украины Ринатом Ахметовым управляем этим заводом", - сказал тогда председатель Внешэкономбанка.

Экономика

Последнее