Информационное пространство Украины все больше будоражат новости о том, что в ближайшее время пенсии сократят вдвое, а премьер-министр Денис Шмыгаль считает, что через 15 лет половина работающих граждан останется без выплат после выхода на заслуженный отдых. Спасение власти видят в полной трансформации пенсионной системы и внедрении механизма индивидуальных пенсионных накоплений.
На самом деле эта идея не нова. Еще в 1998 году Указом второго президента Украины Леонида Кучмы были определены основные направления пенсионной реформы, которая предполагала направлять часть взносов работающих граждан на их личные счета, где деньги будут накапливаться и приумножаться. После этого было несколько попыток разных правительств реализовать свой вариант введения накопительного уровня пенсионной системы, но ни одна из них не увенчалась успехом. Кабинет министров Шмыгаля не исключение - он рассчитывает запустить систему накопительных пенсий в 2021 году.
Почему выплата пенсий находится под угрозой?
В настоящее время в Украине работают два из трех уровней пенсионной системы, которые были введены в 2003 году Законом "Об обязательном государственном пенсионном страховании". Речь идет о первом и третьем уровнях.
Первый уровень-это известная солидарная система, которая действует за счет ежемесячных отчислений работодателей на начисленную заработную плату работников в размере 22% от ЕСВ. Солидарная пенсионная система была унаследована Украиной. Принцип его работы заключается в том, что работающие граждане платят пенсию сегодняшним пенсионерам. Деньги переходят от младших к старшим, поэтому такая пенсионная система называется "солидарной".
Третий уровень пенсионной системы, как и первый, также давно работает в Украине. Но, однако, она не пользуется популярностью. Речь идет об уровне добровольного финансирования. В его основе лежат негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Те, кто хочет получать дополнительные выплаты к пенсии, выбирают НПФ и добровольно перечисляют туда взносы.
Однако сейчас ситуация с системой солидарности оказалась катастрофической, она уже не соответствует демографическим и экономическим реалиям Украины. Увеличение продолжительности жизни и снижение рождаемости привели к старению населения, что, в свою очередь, вызвало огромный дисбаланс в солидарной пенсионной системе.
При такой тенденции работающие люди не смогут поддержать возросшее число пенсионеров. Пенсионный фонд уже давно работает в условиях хронического дефицита средств, и его дефицит только увеличивается из года в год. В 2021 году на выплату запланированных пенсий уже не хватает 26 млрд грн, а в 2020 году дефицит Фонда составил 19,4 млрд грн. Если нынешняя тенденция сохранится, то система солидарности столкнется с полным крахом.
Как они собираются спасти ситуацию?
Помимо вечной борьбы с теневой занятостью в стране, власти планируют решить катастрофическую ситуацию с пенсиями, запустив второй уровень пенсионной системы - обязательную накопительную систему государственного пенсионного страхования. Теоретически этот уровень был введен в 2003 году, но механизмы его реализации на практике до сих пор не разработаны.
Второй уровень-это лицевые счета работников, на которые ежемесячно будет перечисляться часть уплаченных взносов из заработной платы. Деньги на таких счетах должны "работать" и приносить инвестиционный доход, который затем возвращается человеку в значительно увеличенной пенсионной сумме.
Соответствующий законопроект ( № 2683), который должен запустить механизм накопительных пенсий, был внесен в Верховную Раду в конце 2019 года, но до сих пор не рассмотрен в первом чтении. Тем не менее глава правительства Денис Шмыгаль ожидает, что закон о введении накопительного уровня пенсионной системы в Украине будет принят уже в этом году.
Законопроект предусматривает, что все украинцы будут вносить накопительные взносы в размере 1% от дохода, а работодатели-2% от зарплаты работников. По желанию работника он может внести более 1%. Эти взносы будут накапливаться на личном счете каждого сотрудника. То есть каждый украинец будет копить на вторую пенсию самостоятельно.
Важный:
Особенностью законопроекта № 2683 является то, что он предусматривает создание новых государственных структур, которые будут заниматься администрированием пенсионных счетов граждан - Пенсионного казначейства и Центрального администратора. Они хотят разработать для них отдельные правила работы. При этом управлять деньгами будут негосударственные пенсионные фонды и компании по управлению активами, которые будут уполномочены Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку.
Однако, по данным Минсоцполитики, законопроект в настоящее время проходит значительную доработку. По словам министра социальной политики Марины Лазебной, на старте системы предлагается установить взносы на уровне 4% (2% работодателя + 2% работника). В то же время они планируют снизить ЕСВ и налог на доходы физических лиц, чтобы не увеличивать нагрузку на бизнес. То есть из 22% ЕСВ, которые работодатель в настоящее время платит за каждого работника, 20% пойдут в государственные фонды (в том числе Пенсионные), а 2% - на личный сберегательный счет работника. Аналогично и налог на доходы физических лиц - из тех 18%, которые сейчас вычитаются из зарплаты каждого работника, 2% будут направлены на накопительную пенсию.
По расчетам Министерства социальной политики, запуск системы со взносами в размере 4% обеспечит выполнение минимальных обязательств Украины по пенсионному обеспечению в соответствии с ратифицированной конвенцией Международной организации труда на уровне 40% при наличии страхового стажа, предусмотренного законом. При постепенном увеличении взносов до 7% коэффициент замещения приблизится к 50%. Для сравнения: сейчас украинцы на пенсии получают около 28,7% от последней зарплаты. И постепенно (если ничего не менять) эта цифра снизится до 18%.
Кроме того, на старте реформы социальный департамент предлагает воздержаться от создания дополнительных учреждений за счет бюджетных средств и использовать существующую инфраструктуру, в частности:
- Государственную фискальную службу-в части контроля за уплатой взносов;
- Государственное казначейство-в части приема, учета взносов от работодателей, клиринга, перечисления части из них в Пенсионный фонд.;
- Пенсионный фонд-в части персонализации этих взносов по отношению к конкретным людям;
- накопительные пенсионные фонды и компании по управлению активами, администраторы, хранители (участники третьего уровня пенсионной системы) - в части прямого пенсионного накопления, управления активами, администрирования, хранения активов.
Будут ли учтены все эти пожелания Минсоцполитики в доработанном законопроекте, пока неизвестно. На сайте парламента до сих пор хранится версия документа, в которой не учтены вышеуказанные предложения.
Есть ли какие-то риски?
Особенность вкладов в сберегательные фонды заключается в том, что эти деньги являются "долгосрочными". По примеру того, как такие фонды функционируют в других странах, они должны куда-то вкладываться десятилетиями, работать на экономику страны и умножаться хотя бы на процент инфляции или больше. А когда работник уходит на пенсию, он получает выплаты не только из "общего котла", но и дополнительную прибавку, которая тем больше, чем выше его официальный заработок. То есть с введением обязательных накопительных пенсий получать деньги "в конверте" станет еще невыгоднее, чем сейчас, поскольку зарплата затронет не только основную пенсию, но и дополнительную. С другой стороны, мировой опыт подобных реформ показывает, что реального эффекта от выплат из накопительной системы придется ждать не менее 15-20 лет. То есть это скорее долгосрочная профилактическая мера, и она не только не поможет нынешним пенсионерам, но и может им навредить. Причина-уменьшение размера ЕСВ на 2% (а позже-на целых 7%), которые будут направляться не в "общий котел", а на личные счета работающих украинцев. Такое решение приведет к еще большему увеличению дефицита Пенсионного фонда. Кроме того, многие эксперты считают, что предлагаемая модель накопительного уровня пенсионной реформы не соответствует украинским реалиям, поскольку не содержит никаких механизмов долгосрочного сохранения пенсионных взносов и страхования их от инфляции. В Украине нет полноценного рынка капитала. Выбор для инвестирования и накопления активов в нашей стране очень скуден: внутренние государственные облигации (можно инвестировать до 60% пенсионных накоплений) и банковские депозиты (можно разместить до 50% пенсионных накоплений). Можно также инвестировать и в другие сферы, например в землю или недвижимость, но, учитывая высокий уровень коррупции в судебной системе, здесь могут быть довольно высокие риски.
"В украинских условиях нет таких долгосрочных инвестиций, в которых можно быть уверенным и на 30-40 лет. У нас нет предприятий, в которых мы могли бы быть уверены, и нет доходных инструментов, то есть процентных ценных бумаг, которые гарантировали бы, что если кто-то выпустит такие долговые ценные бумаги, то он сможет их погасить. Таким образом, внутри Украины использовать эти средства вообще очень сложно, особенно когда речь идет о значительном периоде, а это 20-30 лет", - уверен экономист Борис Кушнирук.
Не особо верят в жизнеспособность накопительных пенсий в парламенте, указывая на негативный опыт стран Восточной Европы.
"В некоторых европейских странах с более развитой экономикой и лучшим правовым порядком (например, в Венгрии) законодательными решениями сейчас пытаются вернуть накопленные гражданами средства в солидарную пенсионную систему, то есть национализировать их. В Литве и Латвии ставка взносов во второй уровень пенсионной системы была снижена до 2% от заработной платы в течение нескольких лет, а в Эстонии она была снижена до нуля.
Чехия в январе 2016 года объявила о ликвидации второго уровня, который был создан только в 2013 году. В Польше в феврале 2014 года из-за ограничений, введенных государством на формы инвестирования страховыми фондами, последние стали получать отрицательную доходность (в частности, было запрещено инвестировать в государственные облигации, а предыдущие инвестиции должны были быть возвращены государству бесплатно для сокращения государственного долга). Впоследствии польское правительство дало гражданам трехмесячный срок для возвращения в солидарную систему по молчаливому согласию", - говорится в заключении Главного научно-экспертного управления Верховной Рады по результатам анализа законопроекта № 2683.
Таким образом, по мнению экспертов в парламенте, накопительная система этих стран не оправдала ожиданий построения успешного уровня пенсионного обеспечения граждан, который сложился в Западной Европе. Причины этого кроются в высоком уровне теневой занятости, низкой заработной плате и связанных с ней взносах, слабом развитии финансовых институтов и малом выборе фондов для инвестирования с достаточной доходностью пенсионных накоплений.
Вывод из всего этого один - только введение накопительного уровня пенсионного обеспечения не предотвратит надвигающейся катастрофы. Более важными в этом направлении являются реформы экономики в целом, создание новых рабочих мест, повышение заработной платы, преодоление коррупции, выведение трудовых отношений из тени.
Напомним, что под Киевом в дорожной яме установили двухметровый деревянный крест с венком.
Ранее Вести-ua.net писал, Пенсионная реформа: новые требования к стажу и формуле расчета.
Также Вести-ua.net сообщили, что циклон принесет в Украину холодную погоду и дождь