В бензине на украинских АЗС нашли запрещенные вещества: чем опасен контрафакт

Экономика 04 May 07:00   

В последние годы теневой рынок топлива в Украине стремительно растет. Сейчас эксперты оценивают количество контрафактного бензина примерно в 20% от общего оборота. Это затрагивает не только автомобили, но и автомобилистов, пешеходов, окружающую среду и даже государственный бюджет.

Чем так опасен контрафактный бензин - выяснил ОБОЗРЕВАТЕЛЬ.

Как появляется дешевый бензин?

Бензин на украинских АЗС в основном импортный. Разные компании покупают его примерно по одной и той же цене и платят один и тот же налог. Поэтому неудивительно, что на многих заправках цены на топливо находятся примерно в одних и тех же пределах. Но есть и заправки, где бензин традиционно намного дешевле. Разница может достигать 3-4 грн. Как им удается так много экономить?

Согласно исследованию Института потребительской экспертизы, некоторые компании "кустарным" способом "разбавляют" бензин различными неакцизными веществами на мини-НПЗ. Это малые предприятия с самым простым оборудованием.

"Они делают примитивную дистилляцию. -объясняет директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн. - В низкооктановый бензин стандарта Евро-2, Евро-3 для повышения его октанового числа и улучшения некоторых свойств добавляют дополнительные компоненты, присадки. Вот как добывается топливо."

По оценкам экспертов группы А-95, в Украине насчитывается около 25 мини-НПЗ. В целом группа А-95 оценивает объем рынка бензина примерно в 2,5 млн тонн. Из них около 500 тысяч-поддельное топливо.

Объемы, в которых некоторые сети АЗС импортируют подакцизные добавки под видом растворителей, также поражают. Например, согласно исследованию А-95, компании, связанные с сетью BRSM-Nafta, импортировали около 2 тысяч тонн монометиланилина (запрещенного вещества, связанного с аминами) в 2020 году.

"В тонну бензина достаточно добавить 1%, 10 кг этого монометиланилина и вы получите из 92 - го бензина-95-й", - объясняет принцип действия Сергей Куюн

Помимо аминов, поддельный бензин может содержать повышенный уровень бензола, серы и кислотосодержащих компонентов (метанол, различные спирты).

Почему такой бензин опасен для автомобиля?

Каждый компонент оказывает свое особое влияние на системы автомобиля.

Какую опасность представляют для человека контрафактные товары?

Выброс этих токсичных веществ в окружающую среду повышает уровень загрязнения воздуха. Уже из воздуха эти вещества попадают в организм человека и некоторые наносят непоправимый вред здоровью. Это представляет угрозу как для автомобилистов, так и для пешеходов.

Сера. Это делает выхлопные газы более загрязненными, поэтому в воздух попадают опасные оксиды. Эти вещества воздействуют на верхние дыхательные пути и накапливаются в организме человека.

Монометиланилин. Вещество крайне токсично, связано с онкологическими заболеваниями легочной системы.

"Если в парах топлива присутствует высокая концентрация монометиланилина , человек, вдыхающий его, может даже потерять сознание", - говорит Куюн.

Как контрафактные товары вредят рынку?

Помимо прочего, контрафактный бензин наносит ущерб экономике и всему рынку АЗС. Топливо разбавляется неакцизными веществами, чтобы избежать уплаты налогов. Как поясняет Сергей Куюн, с каждого литра бензина около 7 гривен составляет акциз. При этом чистая маржа АЗС составляет около 3 грн. Если вам удастся сделать безакцизный бензин - вы сможете заработать как минимум дополнительно 7 гривен. В общем, различные манипуляции с составом позволяют увеличить маржу до 12 грн. Благодаря этому владельцы АЗС могут позволить себе продавать такой бензин на несколько гривен дешевле. При этом их доходы растут в разы, а в бюджет уплачиваются минимальные налоги.

Помимо легальных сетевых АЗС с бензином сомнительного качества, существует также множество нелегальных, так называемых "АЗС", количество которых можно оценить лишь косвенно. Такая ситуация на рынке приводит к тому, что АЗС, которые работают прозрачно и продают бензин хорошего качества, просто не работают экономически эффективно. На самом деле, они также мотивированы уходить в тень:

"Когда вы тратите 1,5-2 миллиона на легальную заправку, а рядом с вами стоят "наливайки", которые стоят 10-20 тысяч долларов, то, конечно, у них разные цены, - говорит экс-президент Ассоциации операторов рынка нефтепродуктов Украины Леонид Косянчук. - Вы должны покрыть свои расходы на заработную плату, на освещение, на окупаемость объекта. Из-за этой ситуации приливы и отливы юридического сектора и налоги в бюджет снижаются."

Тот факт, что более дешевый бензин может иметь в своем составе различные примеси, вряд ли станет новостью для людей, которые активно его заправляют. Но учитывая общий уровень доходов населения и постоянный рост цен на топливо - для многих автомобилистов именно цена, а не качество, играет первостепенную роль. Поэтому даже с учетом вредного воздействия разбавленного топлива на автомобиль, на здоровье человека и на окружающую среду-спрос на него пока не падает.

Экономика

Последнее