Водородная бомба. Как по нашей ГТС собираются гнать в Европу водород вместо газа и что это значит для Украины

Экономика 24 Mar 17:40   

За" чистый " водород для Европы украинцы могут заплатить повышенными тарифами на электроэнергию

Европа активно вовлекает Украину в новый проект - водородный. Наша страна претендует на статус едва ли не крупнейшего поставщика водорода в ЕС.

На днях премьер-министр Денис Шмыгаль заявил в интервью немецкой газете Handelsblatt, что Украина планирует начать транспортировку водорода в Европу по газопроводу "Братство".

Сразу уточним: речь идет о газопроводе "Братство", а не "Дружба", как его название было переведено на официальном сайте Кабмина и некоторых украинских СМИ. Дружба-это не газопровод, а нефтепровод. Поэтому подача водорода через него просто нереальна.

Газопровод Братство (более известный под своими названиями Братство или Брудершафт)-это система магистральных газопроводов, которая включает в себя часть украинской трубы на участке Долина-Ужгород-государственная граница и далее идет через Словакию, разветвляясь на отдельные направления в Чехию, Германию, Австрию). Сейчас через него транспортируется российский газ.

Как отметил Шмыгаль, перевод его на поставки водорода в ЕС является целью Украины в среднесрочной перспективе и "главным приоритетом для нас".

Фактически речь идет о "перепрофилировании" украинской трубы с российским газом, перспективы транзита которого после "Северного потока-2" весьма туманны, на новый ресурс- водород. "Они ищут, чем бы заполнить трубу, чтобы она окончательно не превратилась в бесполезный металл",-говорит соучредитель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

Ранее водородный проект уже обсуждался в связи с вопросом завершения строительства "Северного потока-2". Участие Украины в нем может стать своеобразным компромиссом между Германией и США по "Северному потоку-2".

Водородный вопрос сейчас активно продвигается в Европе в рамках политики декарбонизации экономики. ЕС выделяет миллиарды на перевод экономики на "чистое" водородное топливо.

И, видимо, это одна из главных причин, почему украинские власти тоже заинтересованы в водороде. Премьер-министр намекнул в интервью одной из немецких газет, что реализация проекта по транспортировке водорода в ЕС по нашей трубе должна происходить "с привлечением европейских инвестиций"."

Но пока неясно, будут ли деньги, когда и сколько. Но есть много проблем, связанных с водородом. Во-первых, необходимо приспособить украинскую ГТС для транспортировки водорода-газа, который буквально испаряется через малейшие трещины в трубе. Пока не ясно, сколько это будет стоить, но ясно, что суммы исчисляются миллиардами. И, скорее всего, Украине тоже придется инвестировать.

Во-вторых, для того чтобы транспортировать водород в ЕС, его сначала нужно произвести. А поскольку Европе нужен не просто водород, а "зеленый", ей придется расширять мощности зеленой энергетики (для производства водорода требуется много электроэнергии). Но "зеленка" уже так сильно бьет по нашему рынку и тарифам для населения.

Поэтому, как говорит аналитик Института стратегических исследований Юрий Корольчук, потребители в конечном итоге за все заплатят.

"Страна" понимала ситуацию.

Зачем Европе нужен водород

Водородная тема - одна из самых модных сейчас в Европе. В рамках курса декарбонизации "Зеленой сделки" (к которому присоединилась и Украина) существует отдельное водородное направление, которое получит основное финансирование, выделяемое на экологические инициативы (согласно бюджету ЕС на 2021-2027 годы, это 550 млрд евро). В водородной концепции ЕС есть место и для Украины. Предлагается изучить возможность производства водорода в двух зонах - в центре и на юге, где в настоящее время сосредоточены крупные мощности солнечной и ветрогенерации.

Хотя сама тема использования водорода в качестве топлива не нова.

Впервые о водородной экономике заговорили еще в 70-е годы прошлого века. Затем стали появляться публикации, которые в то время казались научной фантастикой - о превращении целых городов и отраслей промышленности в водород. Предлагалось запускать электростанции на водороде, отапливать дома, переводить на него транспорт и т. д.

Эта теория основывалась на свойствах водорода, теплота сгорания которого сравнима с теплотой сгорания природного газа и выше, чем, скажем, у бензина. При этом он практически не образует вредных выбросов. То есть водород позиционируется как один из самых экологически чистых ресурсов.

Тогда же начались первые эксперименты, причем не только в Европе, Японии и США, но и в СССР.

Советский Союз даже создал водородный самолет на базе ТУ-154. Однако для практического применения она оказалась малопригодной - пришлось сделать настолько большие топливные баки, что они заняли треть салона, что, конечно, сказалось на стоимости перевозки - она зашкаливала.

Были также эксперименты с водородом в автомобильной промышленности, но они также не были очень успешными. Главная проблема-высокая стоимость пробега: километр на водородном автомобиле обходится в несколько раз дороже, чем, скажем, на стандартном автомобиле с бензиновым или дизельным двигателем.

Дело в том, что получить водород не так-то просто. Необходимо перерабатывать другие ресурсы, в частности, проводить конденсацию углеводородов паром или расщеплять воду электролизом, который потребляет огромное количество электроэнергии.

Все эти технологии стоят недешево. Плюс - "на дороге" образуются самые вредные выбросы, с которыми "водородная экономика", по идее, наоборот, должна бороться. "Для производства водорода требуется много электричества. А какой смысл в "чистом" водороде, если на него нужно тратить много электроэнергии, в том числе и от "грязных" ТЭС? Зачем еще один "энергетический переход", который, во-первых, дорог, а во-вторых, не факт, что он настолько экологичен", - говорит Геннадий Рябцев, руководитель научно-исследовательских проектов НТЦ "Психея"

То есть водородная революция еще не произошла. Всплесков интереса к водородной теме было несколько, и все они совпали с кризисами на рынках традиционных источников энергии, например, в нефтедобыче.

"Нынешнее" обострение "по поводу водорода, на моей памяти, уже третье по счету", - добавил Рябцев.

Но сейчас ситуация более благоприятна для развития водородной темы, чем раньше. С бумом зеленой энергетики, в частности, активным развитием солнечной и ветровой генерации, появляется все больше "лишней" чистой электроэнергии.

Его уже можно направить на производство водорода, а сам процесс перестал быть "грязным", в отличие от выработки водорода из углеводородов или использования энергии традиционных угольных ТЭС.

Именно на "зеленом" водороде (то есть производимом из чистой электроэнергии) ЕС делает акцент.

К 2024 году ЕС планирует запустить 6 гигаватт мощностей по производству зеленого водорода, а к 2040 году эта цифра должна вырасти до 40 гигаватт, и водород будет составлять 13% всей энергетической инфраструктуры Европы.

Планируется переоборудовать отопление, работу различных предприятий, автотранспорт и т. д. К водороду.

Например, если говорить о отоплении, то такие технологии уже используются, хотя и не массово.

Технология стационарных топливных элементов (ТВЭЛОВ) позволяет получать электроэнергию и тепло из водорода или природного газа непосредственно в домашних котельных. А побочный продукт-воду-можно использовать для очистки воздуха. Такие установки уже работают во многих странах, и их мощность к 2025 году должна составить 3 тысячи мегаватт.

И стоимость энергии, получаемой с помощью таких технологий, уже сопоставима с ценой атомной электроэнергии (которая считается самой дешевой), а массовое использование должно сделать ее еще дешевле.

Есть также идеи о переходе на водородные тепловые электростанции"грязных" химических и металлургических заводов и так далее. Ожидается, что в ближайшие несколько десятилетий в мире на водороде возникнет целая индустрия с годовым оборотом в 2,5 триллиона долларов и 30 миллионами рабочих мест. А водород заменит до 20% ископаемых энергоресурсов. И Европа, судя по всему, намерена сохранить лидерство в этом вопросе.

Водородная Украина

Европа пока не может обеспечить себя водородом. Для этого потребуется едва ли в три раза больше "зеленых" мощностей, чем сейчас есть в ЕС.

Поэтому возможность производства водорода в Украине активно изучается. У нас есть для этого основания - наша страна бьет все рекорды по зеленой энергетике, у нас уже есть больше мощностей по возобновляемой энергетике, чем нам нужно, и, благодаря сверхвысокому тарифу, на который подписалось государство, инвесторы продолжают анонсировать все новые и новые зеленые проекты в Украине.

Осенью прошлого года компания Н2, которую основали Вадим Чижковский и Андрей Жовнер, экс-сотрудники секретариата Кабмина и Генпрокуратуры, и у которой уже есть проекты по строительству ветропарков в Запорожской области, подписала меморандум с Укргидроэнерго и Энергоатомом, пообещав построить водородный завод на Днепровской ГЭС и дата-центр на Запорожской АЭС.

Общая стоимость проекта составляет менее миллиарда евро. При этом уставный капитал компании составляет всего одну тысячу гривен. Как заявляло тогда руководство H2, планируется привлечь европейских инвесторов, в частности, в проекте якобы заинтересованы норвежские и австрийские компании.

А буквально за неделю до презентации этого проекта тогдашний министр энергетики Ольга Буславец и министр экономики и энергетики Германии Петер Альтмайер подписали совместное заявление о "начале энергетического партнерства", которое также включает сотрудничество в поставках водорода из Украины в Германию.

В то же время украинская газотранспортная система присоединилась к альянсу ЕС по чистому водороду.

Есть и другие идеи по запуску производства водорода в нашей стране.

"Страна" уже писала, что недавно власти Германии и Украины договорились о совместном проекте по производству водородного топлива в нашей стране.

В его рамках в Мариуполе будет построен завод при участии Siemens Energy campaign и украинской энергетической компании Рината Ахметова ДТЭК. Это часть возможной сделки, в рамках которой Германия расширяет поддержку Украины, а США не вмешиваются в завершение строительства "Северного потока-2".

То есть для Германии одной из целей привлечения Украины к водородной теме является достижение возможности спокойно достроить "Северный поток-2".

Как отмечает немецкое издание Handelsblatt, Германия рассчитывает, что Украина поможет Евросоюзу достичь амбициозной цели - избавиться от" грязной " тепловой энергии к 2050 году. В среднесрочной перспективе Украина сможет поставлять в ЕС 7,5 гигаватта водорода (это почти пятая часть того количества водорода, которое должно быть произведено во всем ЕС к 2030 году - 40 гигаватт).

Первый пилотный проект по водороду уже согласован в рамках экономического форума, который недавно прошел в Европе. Она включает в себя создание водорастворимого электролизера стоимостью 25 миллионов евро и мощностью 8,5 мегаватта.

Завод по расщеплению воды будет построен на базе металлургического завода в Мариуполе. Водород там будет использоваться для производства низкоэмиссионной стали. То есть, как видите, Европа хочет не только получить от нас водород сама, но и "посадить" на него украинские заводы, в частности, металлургические.

Что также вписывается в стратегию "Зеленой сделки".

Как и в случае со Шмыгалем, который ждет денежной поддержки водорода от ЕС, ДТЭК также рассчитывает на европейское финансирование. "Крупные водородные проекты не могут быть запущены без политической поддержки и субсидий", - заявил гендиректор ДТЭК Максим Тимченко в интервью Handelsblatt.

"Взятка Европы" и рост тарифов для населения

То есть как для украинской власти, так и для бизнеса участие в европейских водородных проектах-это возможность получить щедрое финансирование от ЕС.

"Пока я расцениваю такие проекты исключительно как своеобразную взятку Украине со стороны Евросоюза", - говорит Рябцев.

Однако, по словам Корольчука, пока неясно, будет ли финансирование и в каких объемах. "Может быть, они и дадут нам какие-то деньги, но нам тоже придется инвестировать", - считает эксперт.

Это вызывает ряд вопросов.

Первый-как адаптировать украинскую ГТС для транспортировки водорода.

Чистый водород по нашей трубе в Европу перегнать будет невозможно. Это очень летучий газ и мгновенно просачивается в мельчайшие трещины, которые тот же природный газ просто"не замечает".

То есть нужно дополнительно подготовить ГТС к водороду.

"С чисто технической точки зрения это было бы возможно. Герметизацию на трубах нужно будет обновить", - сказал Денис Шмыгаль в интервью немецкому изданию.

Но пока неясно, к чему приведет такое обновление и возможно ли его осуществить в принципе.

Одна из региональных газовых компаний Дмитрия Фирташа уже провела испытания газопровода на водород. А в октябре прошлого года были объявлены результаты: украинская газораспределительная сеть непригодна для транспортировки чистого водорода. При испытаниях с 99% - ным водородом давление в трубе за 14 дней упало на 46%", - заявил глава РГК Олег Никоноров на Украинском газовом форуме.

Как показал тест, каждое соединение в газопроводе пропускало молекулы водорода, но в то же время не пропускало молекулы газа. "Проще говоря, если молекула метана-это яблоко, то молекула водорода-это вишня", - объяснял тогда Никоноров.

"Потери при транспортировке водорода могут достигать 40%, это заоблачная цифра", - добавил Марунич.

На следующих этапах испытаний РГК снизит концентрацию водорода (до 5%).

Таким образом, если поставки возможны, то это будет не чистый водород, а его смесь с газом.

"Но, во-первых, нам все равно понадобится газ, что ставит под сомнение эти проекты без российского транзита, а во-вторых, пока неясно, сколько будет стоить такой водород. Ведь тогда надо будет как-то отделить его от газа", - отмечает Рябцев. То есть все еще на уровне экспериментов.

Испытания газопроводов высокого давления для транспортировки водорода вообще не проводились. А с этим могут возникнуть еще большие проблемы, чем с прохождением по "нормальным" газопроводам, так как нужно еще и поддерживать высокое давление, что может быть совсем небезопасно (есть угроза взрыва).

Второй вопрос-производство.

"Зеленый" водород, который Европа готова принять, может быть произведен только с использованием "зеленого" электричества. В противном случае, если использовать, скажем, угольные тепловые электростанции, возникает тот самый углеродный след, против которого так активно выступают в ЕС.

То есть Украине придется не просто максимально использовать существующие мощности зеленой генерации, но и строить новые. "Зеленая энергетика чрезвычайно зависит от погоды. Например, этой зимой, когда было мало солнца и ветра,"зеленка" не дала 25% от плана. Поэтому требуется больше возможностей. И, учитывая наши обязательства перед ЕС, Украина не сможет отказаться от таких проектов", - говорит Дмитрий Марунич.

И, конечно, нам придется дать высокий тариф на зеленую электроэнергию, под которым подписались наши власти. И на которые уже не хватает денег.

"Это также выгодно и для традиционного энергетического сектора. Так как "Зеленка" требует больших маневренных возможностей. Например, 7 мегаватт зеленой генерации требуют такого же количества маневренной мощности, и это, прежде всего, тепловые электростанции. Это означает, что традиционная энергетика сможет продавать свою электроэнергию для таких проектов почти в два раза дороже, что, конечно, выгодно нашим энергетическим компаниям. Но потребителям это не выгодно. В результате они будут платить за расширение зеленой генерации для водорода в гудронеффс. Стоимость электроэнергии, в том числе и для населения, будет только расти", - отмечает Юрий Корольчук

Экономика

Последнее