Александр Ткаченко: борясь с инфотеррором, мы не должны стать отражением России

Общество 06 Feb 08:00   

Одной из главных тем последних дней в Украине, несомненно, стало введение 2 февраля президентом Владимиром Зеленским санкций против трех телеканалов- "112 Украина", ZIK и NewsOne. Формально все трое принадлежат народному депутату от" Оппозиционной платформы - за жизнь " Тарасу Козаку, а де-факто полностью подчинены лидеру этой политической силы, крестному отцу президента России Владимира Путина Виктору Медведчуку. Ответная реакция от прекращения вещания этих каналов вызвала резонанс во всех лагерях: и среди украинцев, которые давно возмущены фактом существования на территории воюющего государства транслируемых сообщений агрессивной российской пропаганды, и в аудитории, а главное - работников и бенефициаров существования 112 Украина, NewsOne и ZIK.

А уже на следующий день владельцев упомянутых телеканалов ждал еще один неприятный сюрприз: вытеснив их из телевизоров, украинские власти решили заблокировать последнюю платформу, где они могли бы продолжить вещание: YouTube. 3 февраля министр культуры и информационной политики Александр Ткаченко объявил о планах обратиться в штаб этой платформы с просьбой заблокировать профили этих каналов.

О том, как ICIP планирует получить положительный ответ от YouTube на свое обращение, как остановить информационный терроризм и поток дезинформации из России, недавнюю резкую атаку в свой адрес со стороны Уполномоченного по защите украинского языка Тараса Кременя, а также как добиться того, чтобы все в Украине говорили по-украински, - рассказал Александр Ткаченко в интервью изданию OBOZREVATEL.

Но лично для меня очевидно, что это решение созрело в обществе. Ведь когда мы говорим о стандартах журналистики-существование каналов так называемого Медведчуковского пула вызывало - для меня, по крайней мере, как журналиста по профессии - диссонанс. Сам факт пренебрежения этими стандартами на упомянутых "телеканалах".

Свобода слова и права человека-ключевые понятия для Украины. И мы будем защищать их ради нашей свободы и независимости. Но помимо этого, главная проблема-информационная безопасность. Потому что когда говорят о происходящем на Донбассе как о "гражданской войне", когда дают слово людям, которые отрицают территориальную целостность страны, ставят ее под сомнение, когда долго выдают белое за черное, фальшивки за правду - речь идет не о свободе слова, а об информационном терроризме на территории нашего государства.

Поэтому я считаю решение СНБО и президента своевременным - и поддерживаю его. Это нормальный шаг, чтобы начать дискуссию о происхождении и стандартах журналистики.

Вы не должны относиться к этому как к прецеденту. Это исключение, основанное на доказательствах. Потому что, с одной стороны, свобода и независимость должны быть защищены. С другой стороны, мы должны защищать как свободу слова, так и нашу способность высказывать разные точки зрения.

В то же время я не рассматриваю каналы из медийного пула Медведчука. Это классическая пропагандистская машина. Вот я сегодня читаю британский Ofcom (британский медиарегулятор. Ofcom напрямую отозвала лицензию у англоязычного китайского канала China Global Television Network (CGTN)-именно потому, что, как указано в решении, они де - факто или косвенно руководствуются Коммунистической партией Китая.

И это на самом деле то же самое, с чем мы сталкиваемся. Потому что эти каналы косвенно контролируются Кремлем.

Что касается YouTube: мы сегодня (разговор состоялся 4 февраля. - Ред.) Направили официальное письмо ICIP в штаб YouTube, где изложили нашу позицию, решение СНБО и аргументы, которые в нем приводятся.

Для меня эта процедура необычна. Я знаю, что YouTube работает по определенному протоколу, и когда есть нарушения авторских прав, подтвержденные доказательствами-платформа удаляет соответствующие видео.

В данном случае я не знаю протоколов реагирования на запросы государственных органов. Не так хорошо известно и время, отведенное на их рассмотрение. Будем ждать результата. Учитывая, что Господин Медведчук , очевидно, является родственником господина Козака и что Соединенные Штаты ввели санкции в отношении Медведчука, я предполагаю, что YouTube должен обратить внимание на обращение министерства.

Как я уже сказал, это решение действительно исключительное и должно стать спусковым крючком для дальнейшей работы по формированию понимания того, как нам нужно очищать, а не очищать информационное пространство. Вы не можете запретить всем. Можно только иметь правила, с учетом которых и стоит строить не только работу СМИ, но и отношения между людьми.

На самом деле регулирование в этом законе очень мягкое. Вы либо регистрируетесь и имеете защиту, либо не регистрируетесь и продолжаете работать по-прежнему. Но тогда к вам могут быть применены действия - если, например,вы занимаетесь пропагандой войны. Все остальное в законе изложено достаточно либерально, даже по сравнению с тем, что недавно появилось в европейских законах, регулирующих интернет-пространство. Наш счет сбалансирован. Мы работали с Советом Европы полтора года и сдали все экзамены. И у нас есть поддержка Совета Европы - а это непросто, учитывая их европейское законодательство и подходы к защите свободы слова.

Кроме того, сейчас мы пользуемся поддержкой значительной части медиасообщества внутри страны. Поэтому я думаю, что мы будем продвигать закон дальше.

Если законопроект "О СМИ" определяет четкие критерии и механизмы ответственности, в частности, за поток российской пропаганды или непризнание территориальной целостности страны-можно ли его рассматривать как один из "кирпичиков" более "строительной" Стратегии противодействия дезинформации, над которой работает ведомство во главе с Вами?

Что я имею в виду? Центры по противодействию дезинформации существуют в разных странах. На данный момент есть большой центр НАТО в Брюсселе, и есть такой центр в Финляндии, и, я думаю, в Чехии, в странах Балтии. Такие центры больше озабочены выявлением того, что является фальшивкой, а что дезинформацией. Не прямым запретом, а освещением, демонстрирующим, что они собой представляют.

Хороший пример-создание онлайн-музея российской пропаганды. То есть мы показываем, что такое на самом деле дезинформация, помогаем (на примерах) людям понять почему, выстраиваем причинно - следственную связь-и доказываем, что имеем дело с дезинформацией.

Стратегия дезинформации также включает в себя усилия по повышению медиаграмотности. То есть он выполняет воспитательную функцию для граждан всех возрастов в массовом порядке.

Например, IREX очень активно работает в этом направлении. Теперь мы хотим объединить все подобные инициативы на одной платформе. И вместе с Министерством образования и науки, с Министерством финансов запустить масштабную программу медиаграмотности в Украине.

То есть, с одной стороны, стратегия противодействия дезинформации предполагает выявление и демонстрацию фейков, информирование тех же YouTube и других платформ, что это фейк. С другой стороны, речь идет о повышении медиаграмотности украинских граждан. Это два ключевых компонента.

Но акты прямого действия должны быть закреплены исключительно в законе. В частности, в Законе Украины "О средствах массовой информации".

Если речь идет о противодействии в виде публикаций, рассылки информации-мы начнем работать в этом направлении с создания Центра противодействия дезинформации. Хотя масштаб может быть и большим. Именно президент с трибуны ООН отметил необходимость создания международного хаба в Украине, поскольку мы, как говорится, являемся границей на стыке двух миров - западной и российской цивилизаций. Создание такого хаба помогло бы сосредоточить усилия на привлечении наших западных партнеров, опыта специалистов из стран, которые являются нашими союзниками, - и позволило бы эффективно отрабатывать те манипуляции и фейки, которые запускает страна-агрессор.

Поэтому создание Центра по противодействию дезинформации-это только начало.

Другого инструмента я не вижу. Мы не должны становиться отражением России, прибегая к тем методам, которые они используют. Борьба с ботами с помощью ботов не является перспективным занятием.

Это элементарно. Когда вы заходите в Facebook и видите какую - то информацию-что вы делаете? Лично, учитывая мой журналистский опыт, я всегда делаю два щелчка мышью, чтобы проверить источники. Все. В большинстве случаев этого достаточно.

Когда практика проверки информации войдет в привычку (как и привычка чистить зубы) - пропагандисты страны-агрессора или любые другие создатели фейков будут иметь дело не с очередной армией ботов, а с миллионами сознательных граждан. Граждане, для которых такие примитивные инструменты не работают.

Но в рассказе о "распятом мальчике" особенно необходимо противодействовать дезинформации. В частности, работа центров дезинформации, которые будут реагировать и демонстрировать общественности, что это фейк. Ключом к успеху информационных террористов и информационных войн является использование незнания граждан и их доверия к ярким примерам. Но чем ярче "велосипед", который запущен, тем скорее его нужно проверить.

Второй сдерживающий фактор-это, конечно, потеря времени в плане бюрократических процедур. Выяснение всех бюджетных программ требует времени. И третье-работать с теми организациями, которые находятся непосредственно в сфере нашего подчинения. И понимание того, насколько эффективно они работают.

Но не все происходит так быстро, как хотелось бы . Мы приложили усилия, мы многое сделали-но впереди еще много работы. И эта работа вдохновлена людьми, которые работают в сфере культуры, туризма и креативных индустрий: директорами художественных лицеев, руководителями театров или музеев, творческими предпринимателями, мастерами народных художественных промыслов, которые вкладывают всю свою душу в то, что делают.

Но чего не указал Тарас Кремень, так это того, что именно наше министерство создало секретариат Уполномоченного по защите государственного языка. То есть его устройство. Он также допустил ошибку с заявлениями об отсутствии стратегии продвижения украинского языка. Ведь мы разработали Стратегию популяризации украинского языка до 2030 года "Сильная речь-успешное государство", а Кабинет Министров согласовал план действий на первом этапе ее реализации. Кроме того, ICIP в прошлом году разработал зонтичный портал для продвижения изучения украинского языка "Говори по-украински".

Наша стратегия, о которой я говорил, предусматривает введение бесплатных курсов, онлайн-тренингов и других способов продвижения украинского языка. А когда люди увидят заинтересованность государства в продвижении украинского языка, никаких штрафов не потребуется.

Например, в Канаде чиновникам платят дополнительно 25% за знание французского языка. Нашим чиновникам точно не придется платить за знание украинского. Но это один из самых ярких примеров продвижения в двуязычной стране одного из языков.

И такие меры должны быть осуществлены до того, как инспектор подойдет к какой-нибудь бабушке в столовой и скажет: сейчас мы проверим, знаете ли вы украинский язык, и оштрафуем вас, если нет. Это сводит на нет все усилия по украинизации страны. Достаточно иметь один-два случая и заявления различных недалеких чиновников о том, что завтра людей оштрафуют на 3000 гривен (а то и на 300 при их зарплате), чтобы это вызвало отторжение, а не желание учить язык.

Итак, в государстве, несомненно, украинский язык должен быть не просто государственным языком - он должен быть общеупотребительным. Но по приказу или принуждению (что еще хуже) это бесполезно.

Учитывая адекватность понимания этого процесса некоторыми чиновниками, то в 2019 году я бы сначала продумал и начал его популяризировать, а штрафы отложил бы на некоторое время. Определенно не педаль к этой теме, потому что она отталкивает, а не приближает. Но у нас есть то, что есть, поэтому наша команда начала популяризацию украинского языка.

Но сейчас принят закон о языке. И мы будем последовательно двигаться вперед. Осторожно продвигайтесь вперед. Я понимаю, что и ваше, и мое желание-чтобы все говорили по-украински, верно?

Это тоже процесс. А ребенку нужно все объяснять и учить детству.

А что мы будем делать с людьми, которые выросли в других регионах и с детства, скажем, до моего возраста общались исключительно на русском? Вы не можете заставить их перейти на государственный язык. Да еще и под угрозой штрафов. Нужна ли нам одна страна? Хотим ли мы единого государства во всем его многообразии? Хотим ли мы уважения к человеку в Украине? Так что давайте создадим условия, а не будем штрафовать бабушек.

Я бы вообще отложил эту тему на некоторое время. Одно дело - государственные чиновники и ответственные работники - к ним можно применить все, что угодно, потому что они обязаны говорить по-украински. Другой - обычные люди.

Мне в этом плане было проще: я сознательно закрыл свой бизнес в Российской Федерации в 2014 году. Но подавляющее большинство людей, работающих в этой сфере, работают не только ради высокого искусства, но и ради зарабатывания денег. И эта экономическая модель не работает.

То есть здесь я бы тоже двигался вперед и в первую очередь создавал условия. Мы уже делаем это. Уже созданы условия для финансирования съемок фильмов, сериалов, совместного производства. И когда мы увидим, что в страну в основном с Запада на производство аудиовизуальной продукции придут не условные 50 миллионов, а 300-500-все произойдет само собой. И тогда можно смело говорить о 100% квотах украинского языка.

Но двигаться насильственным путем, когда подавляющее большинство отрасли этого не воспринимает, не стоит.

Продолжение интервью с Александром Ткаченко читайте в ближайшее время.

Общество

Последнее