Atlantic Council: Империализм Путина сделал соседей России "недружественными странами"

Общество 30 Apr 12:31   

Пока Кремль добавляет почти всех своих соседей в свой список "недружественных стран", он должен помнить, что виновата только его собственная агрессивная и высокомерная политика.

Россия называет почти всех своих соседей "недружественными странами", но это ее собственная вина / Крым.Реалии

23 апреля Владимир Путин поручил кремлевским чиновникам составить список "недружественных стран". Пока неизвестно, кто именно войдет в этот список. Но российские СМИ со ссылкой на источники сообщают, что она будет состоять в основном из соседей России.

Газета" Известия "писала, что Соединенные Штаты, Польша, Чехия, Литва, Латвия, Эстония, Великобритания, Канада, Украина и Австралия будут считаться в Москве "недружественными". Наиболее поразительным является тот факт, что 5 из 10 этих стран имеют общую сухопутную границу с Россией", - пишет в своей статье эксперт Атлантического совета Питер Дикинсон. В это время шестая страна - Чехия-также не так давно принадлежала к расширенной европейской империи Москвы.

Почему так много стран с исторически давними связями с Россией теперь стали "враждебными"в глазах Кремля? Несмотря на то, что российские войска оккупируют значительную часть Украины, Грузии и Молдовы, нетрудно догадаться, почему представители постсоветского региона хотели бы держаться подальше от Москвы. Однако эту мрачную тенденцию нельзя объяснить исключительно постсоветскими военными вторжениями.

На самом деле глубокое недоверие, существующее между Россией и ее соседями, очень часто берет свое начало с древних времен и отражает империалистические инстинкты, которые традиционно формировали и определяли русскую национальную идею. Можно собрать целую библиотеку жалоб на явно ненасытный имперский аппетит России. Эти слова веками звучали на головокружительном множестве языков, включая украинский, грузинский, литовский, чеченский, польский и финский.

Пожалуй, самый короткий комментарий был сделан известным американским дипломатом Джорджем Киннаном. В 1944 году он заметил: "Ревнивый и нетерпимый глаз Кремля, в конце концов, может различать только вассалов и врагов. И соседи России, если они не хотят принадлежать к первой, должны принять вторую роль." Последней страной, которая, по словам Киннана, смирилась с ролью российского врага, является Украина. Более чем с любой другой "недружественной страной" катастрофическое ухудшение двусторонних отношений с Украиной должно побудить Москву усомниться в мудрости своего конкурентного подхода к отношениям с соседями.

В данном конкретном случае особенно виноват Владимир Путин. Когда он впервые пришел к власти на рубеже тысячелетий, постсоветская Россия и Украина все еще были невероятно переплетены. Поэтому любого, кто говорил о надвигающемся конфликте между ними, считали мошенником или сумасшедшим. Границы между странами были настолько размыты, что второй президент Украины Леонид Кучма счел необходимым издать книгу под названием "Украина-не Россия". Путин быстро изменил всю динамику отношений.

Его большой ошибкой было решение приехать в Киев перед президентскими выборами 2004 года и напрямую вмешаться в заключительный этап избирательной кампании. Это характерно щадящее вмешательство возмутило миллионы аполитичных украинцев, которые сыграли ключевую роль в начале "Оранжевой революции" несколько недель спустя. Униженный этим поражением во внешней политике, Путин продолжал относиться к Украине лишь как к частично суверенной стране. Он настаивал на праве России накладывать вето на геополитические решения Киева, ставя под сомнение саму украинскую государственность. Он снова и снова повторял, что русские и украинцы якобы "один народ". В конце концов, когда Украина решила подписать соглашение об ассоциации с ЕС вопреки российскому президенту, Путин устроил вторжение.

Семь лет спустя необъявленная война между Россией и Украиной продолжается без конца на горизонте. И целое поколение молодых украинцев, не помнящих общего советского прошлого, теперь знает, что Россия-враждебный агрессор. Поддержка украинских пророссийских партий упала до рекордно низкого уровня. И очевидное большинство украинцев поддерживают ранее непопулярное решение о вступлении в НАТО. Трудно избежать вывода о том, что стратегия Путина в отношении Украины была нанесенным самим себе поражением исторических масштабов.

Но хотя крах отношений с Украиной был особенно травматичным, он не был уникальным. От Прибалтики до Кавказа многие страны, ставшие независимыми после распада СССР, в последние десятилетия отвернулись от империализма и авторитаризма в современной России. Вместо этого они начали строить более тесные отношения с западным миром. Между тем Москва осознала, что у нее нет инструментов мягкой силы, чтобы конкурировать с Западом. Поэтому она использовала грубую силу в качестве крайней тактики против Молдовы, Грузии и Украины.

В идеальном мире такое большое количество соседей из списка "недружественных стран" Кремля спровоцировало бы оживленную дискуссию в российском обществе об очевидной необходимости улучшения отношений. Но этого не произойдет. Но кремлевские СМИ будут продолжать обвинять своих соседей в неразумной "русофобии", распространяя теории заговора о планах Запада подорвать величие России.

Все видели этот фильм раньше. В течение последних двух десятилетий Москва ворчала по поводу расширения НАТО в Центральной Европе и странах Балтии, представляя это как доказательство западных планов окружения и завоевания России. Эта точка зрения полностью игнорирует тот факт, что все эти страны сами подали заявки на членство в НАТО. И их мотивом была потенциальная угроза российской агрессии. Москве будет трудно признать это, но ни одна страна не была лучшим вербовщиком НАТО, чем сама Россия.

Нет никаких оснований ожидать каких-либо изменений в сложных отношениях России с соседями в ближайшем будущем. Вместо этого страны, расположенные на восточном фланге Европы, останутся на переднем крае эскалации конфронтации между Россией и Западом. Они заслуживают гораздо большей международной солидарности и поддержки, чем получают в настоящее время. Многие европейские страны в силу своей географии не имеют такого прямого опыта контактов с Кремлем. И им часто бывает трудно оценить тревогу, которую испытывают ближайшие соседи России. 24 апреля министр иностранных дел Германии Хайко Маас отверг призывы к ужесточению санкций против Кремля, назвав их "конфронтационным шумом"." Вместо этого он заявил, что Германия хочет "добрососедских отношений с Россией". Такие дипломатические заявления могут показаться разумными в относительно безопасном Берлине. Но они игнорируют реальную ситуацию на востоке, где Россия пока не продемонстрировала желания строить добрососедские отношения.

Вас также могут заинтересовать новости:

Читайте мировые новости и переводы иностранной прессы на канале УНИАН ИноСМИ

Перевод: Лес Дайман

Общество

Последнее