Atlantic Council: Западные СМИ неумышленно помогают вести войну против Украины

Общество 02 Apr 13:29   

Ради беспристрастности международные СМИ ставят ложь Москвы в один ряд с правдой о ее преступлениях на Донбассе, и это ошибка.

Кремль нашел способ использовать правила журналистской беспристрастности / фото УНИАН

Заголовок Reuters был тем, о чем пропагандисты в Москве могли только мечтать: "Кремль боится, что украинская сторона возобновит гражданскую войну на востоке Украины." В нем содержались все ключевые элементы дезинформации вокруг 7-летней российской агрессии против Украины, умело втиснутые в одно предложение.

В заголовке говорилось, что конфликт на Донбассе-это "гражданская война", что Украина несет ответственность за любую эскалацию насилия и что Кремль якобы является всего лишь заинтересованным наблюдателем. Об этом в своей статье пишет эксперт Атлантического совета Питер Дикинсон. Такой выбор слов не был бы удивительным, если бы они были опубликованы российскими государственными СМИ. Однако они не появлялись на RT, Sputnik или любой другой кремлевской платформе, замаскированной под журналистику. Это было агентство Рейтер, одно из самых уважаемых и уважаемых международных информационных агентств в мире.

Момент публикации Reuters также был самым неудачным. Статья появилась 31 марта, всего через несколько часов после того, как командование армии США в Европе повысило уровень боевой готовности до высшей категории "потенциально неминуемый кризис"." Именно так американские военные отреагировали на поведение российской армии вблизи границ Украины. "В период растущей международной обеспокоенности возможной серьезной эскалацией необъявленной войны между Россией и Украиной агентство Рейтер приняло крайне безответственное решение подкрепить утверждения Кремля без каких-либо оговорок или даже использования кавычек.

Он добавляет, что справедливости ради стоит отметить, что информационное агентство было не единственным, кто непреднамеренно присоединился к информационной войне Кремля против Украины. Большинство международных СМИ сталкивались с подобной проблемой в то или иное время с 2014 года. Это не случайность.

Гибридный характер наступления Москвы на Украину намеренно рассчитан на то, чтобы вызвать простые ассоциации. Россия развернула запутанную смесь обычных вооруженных сил, наемников, добровольцев и местных коллаборационистов, чтобы создать завесу правдоподобного отрицания. И в то же время он маскирует всю операцию за многими слоями дезинформации.

Попытки России размыть традиционные границы между миром и войной усилили дискуссию в международном информационном пространстве о том, как правильно охарактеризовать конфликт. На одном конце спектра Кремль привел попытки изобразить вооруженное противостояние как "гражданскую войну на Украине"." С другой стороны, сами украинцы очень четко заявили, что имеют дело с российской агрессией, хотя и очень необычной.

Когда на востоке Украины начались боевые действия, возникли серьезные споры о личности участников боевых действий. Многие международные новостные организации изначально говорили об "украинских повстанцах" или "украинских антиправительственных силах", даже когда речь шла о россиянах, которые подтвердили свою национальность и что они приехали в страну воевать. По мере того как масштабы участия России становились все более очевидными, подобная терминология постепенно исчезала. Он был заменен такими определениями, как "пророссийские сепаратисты" или "поддерживаемые Россией боевики"."

Критики утверждают, что даже эти более точные термины не полностью соответствуют журналистскому обязательству информировать. Из-за отсутствия адекватного объяснения ведущей роли России в организации и управлении конфликтом элементы международных СМИ помогли войне Владимира Путина. Главная проблема заключается в том, как Россия смогла использовать традиционные журналистские подходы сбалансированности и беспристрастности. "Каждый студент журналистики знает, что у каждой истории всегда есть две стороны. И истина обычно лежит где-то посередине между ними. Однако эта похвальная привязанность к объективности сводится к абсурду, когда одна из сторон строит всю свою стратегию на обмане. Проще говоря, не может быть разумной середины между реальностью и преднамеренной российской дезинформацией", - говорится в статье.

В таких особых обстоятельствах соблюдение проверенных временем правил журналистского нейтралитета служит легитимации агрессора. Перефразируя старое выражение, можно сказать: "Чтобы зло победило, нужно только, чтобы хорошие журналисты оставались нейтральными." Журналистская объективность, поставленная выше здравого смысла, привела к опасно искаженному описанию конфликта на Украине.

Несмотря на то, что агрессия Кремля длится уже более 7 лет, журналисты международных СМИ все еще склонны придерживаться подхода "он сказал, она сказала". Таким образом, они часто дают равное пространство российским опровержениям, несмотря на наличие убедительных доказательств, которые делают претензии Москвы смехотворными. В результате возникает международное освещение, которое зачастую гораздо более вредно, чем поддельные российские СМИ, которые легко идентифицировать. Потому что обман проходит "под радаром" и пользуется таким уровнем доверия, о котором Кремль не может даже мечтать.

Сообщения, подкрепляющие резкие возражения Москвы, вызывают еще большую тревогу, поскольку нет никаких разумных оснований сомневаться в российском военном вторжении на Украину. Российские солдаты были пойманы на территории Украины. И движение российской военной техники часто наблюдается. Многие люди, которые прикрывали наступление Кремля весной и летом 2014 года, теперь свидетельствовали о детальной роли российских военных. И все международное расследование уничтожения рейса MH17 на Донбассе-это кладезь разоблачительных доказательств, которые ведут непосредственно к Вооруженным Силам Российской Федерации.

Тенденция международных СМИ стремиться к беспристрастности в ущерб точности не соответствует преобладающим настроениям на мировой арене. Колесо международного правосудия вращается очень медленно. Но Международный уголовный суд в Гааге признал российское вторжение на восток Украины еще в 2016 году. Из-за этого Россия отказалась от участия в этом учреждении. Все 27 стран ЕС достаточно убеждены в виновности Москвы, чтобы сохранить санкции на 7 лет.

Недавно министры иностранных дел стран G7 дали понять, что теряют терпение от бесконечного обмана России. В совместном заявлении дипломатов Канады, Франции, Германии, Италии, Японии, Великобритании и США содержалось четкое заявление: "Россия является стороной конфликта на востоке Украины, а не посредником." Но Москва пользуется поддержкой других стран-изгоев и диктатур в ООН, таких как Северная Корея, Венесуэла и Сирия. Дикинсон вспоминает, что именно сейчас Россия подтягивает войска к украинской границе. А высокопоставленные чиновники из Кремля делают туманные заявления о "возможном разрушении Украины"." И в такое время, как это, точная отчетность необходима больше, чем когда-либо. Использование недвусмысленных формулировок для описания российской войны против Украины не заставит Москву волшебным образом отступить. Но это создаст столь необходимую ясность, которая может помочь сдержать дальнейшую эскалацию и консолидировать международное общественное мнение против агрессора. Россия об этом знает, поэтому так старается "мутить воду" и скрывать свою причастность к событиям на Украине.

Российские войска на границе Украины

Читайте новости мира и переводы зарубежной прессы на канале СОЮЗ ИноСМИ

Перевод: Les Dayman

Общество

Последнее