Экс-министр труда Польши Пьотр Кульпа: в Украине жадность работает против государственности

Общество 24 Jun 12:31   

Петр Кульпа, директор программы "Школа министров" Киевской школы государственного управления им. С. Нижнего, аудитор, юрисконсульт Департамента стратегии Высшего аудиторского учреждения Польши, бывший министр труда, заместитель министра экономики Польши (2005-2006), работал во многих странах в качестве эксперта Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, Совета Европы. В 2014 году он возглавил проект ЕС по реформе государственной службы Украины в Киеве. Бывший генеральный директор Польской системы общественного здравоохранения (2009-2014), глава правительственного комитета по реформе медицинского страхования, бывший секретарь польской делегации в парламенте НАТО.

Издание "Цензор" взяло интервью у Кульпы и отметило, что он является государственным менеджером, независимым аудитором, аналитиком и стратегом и международным экспертом в одном лице. Разносторонние натуры этого типа обладают способностью смотреть на структуры, процессы и людей-с разных точек зрения. Неудивительно, что многие мировые структуры используют его экспертные качества и навыки в своей работе, отмечает издание.

Видео дня

Вот полный текст интервью.

Эти слова были сказаны в разгар военных действий на Донбассе, поэтому эти "военные" намеки понятны. Но я хочу спросить вас об эволюционном процессе в украинской политической системе. Глядя на ситуацию с 2021 года , можете ли вы сказать, что Украина добилась значительного прогресса в организации ресурса государственного управления? Или это время осталось периодом нереализованных возможностей?

Итак, если мы говорим об Украине, то, к сожалению, мы вынуждены констатировать: за последние 30 лет государственная система страны деградировала, поскольку в вашей Конституции заложены фундаментальные институциональные ошибки. Масштабы этих ошибок поражают! В такой системе, независимо от того, кто правил и что делал в течение этих трех десятилетий, результат был бы примерно одинаковым. С 2014 года эти ошибки не были исправлены, и страна продолжает поглощать чужие кризисы и терять собственные ресурсы развития. Это, в первую очередь, влияет на благосостояние и жизненные шансы граждан страны. Это отражается во всех показателях.

Поэтому конституции всех стран мира основаны на четкой системе координации исполнительной власти. За исключением Украины. Президент Украины обладает сильными, но очень ограниченными полномочиями. Поэтому любая попытка взять на себя роль координатора заканчивается обвинениями в захвате власти. Премьер-министр-это человек, который может рассказывать людям о блестящей работе Кабинета министров по телевидению, но, согласно Конституции, суть его координирующих полномочий заключается в том, чтобы открывать и закрывать заседания правительства, а затем подписывать протокол. Если бы он попытался сделать что-то сверх этого , его также немедленно обвинили бы в захвате власти! По Конституции у него нет реальных рычагов по отношению к министрам. Таким образом, исполнительная власть превращается в свободную конфедерацию министерств, и каждый министр превращается в премьер-министра и добивается своего большинства в Верховной Раде. Конституционно единой системы правления не существует, она распадается на более чем 20 независимых фрагментов государственности. Это не может сработать!

Представьте, что для участия в гонке наций вам подарили велосипед, в котором заднее колесо установлено поперек. Сиди там, крути педали, делай селфи, когда ветер дует тебе в лицо, показывай их людям как доказательство быстрого прогресса. Это выглядит нормально на фотографиях, это отлично смотрится в цирке или театре. Но это не очень хорошо для гонки. Если вы хотели открыть компанию, взяв за основу конституцию Чехии, Словакии, Италии, Франции, Германии, Польши, да любой страны - такая компания будет работать. А если взять за основу модель, прописанную в Конституции Украины - такое предприятие обанкротится на 100%. Он просто исчезнет с рынка, независимо от первоначальных ресурсов и инвестиций. Если вы в это не верите, то откройте компанию, в которой каждый руководитель отдела будет работать сам по себе и по своему разумению, а вы будете открывать и закрывать их совещания и подписывать протоколы - без реальной возможности уволить лентяя, вора, идиота, брата вашего конкурента.

Во - вторых, в таких условиях невозможно создать какую-либо реальную стратегию развития-ни учреждения, ни отрасли, ни страны в целом, - поскольку одним из ключевых вопросов любой стратегии является вопрос " как?", который существенно важнее вопроса " что?". Я знаю, что за 30 лет в Украине были приняты сотни документов с названием "стратегия", возможно, некоторые из них создаются сейчас. Но те из этих стратегий, которые предполагают продвижение системы исполнительной власти, стоят не больше, чем бумага, на которой они написаны. Это означает, что украинская политика, по сути, пуста, так как велосипед с поперечным колесом все равно не сдвинется с места.

В-третьих, такая система внешне некомпетентна. Ведь если Украина на практике является свободной конфедерацией министерств, это означает, что соглашение со страной может быть нарушено любым министром - за что, в принципе, он не несет никакой ответственности. Правительство, которое формально, согласно Конституции, переходит в ЕС и НАТО, из-за отсутствия рычагов, не в состоянии реально обеспечить эффективное выполнение взятых на себя страной обязательств! К сожалению для Украины, ни НАТО, ни ЕС не принимают отдельные министерства - но только хорошо организованные, прозрачно управляемые демократии, которые способны брать на себя - и выполнять - обязательства. Я хотел бы добавить, что на техническом уровне система координации ЕС состоит из более чем 120 комитетов, в рамках которых государства-члены разрабатывают, координируют и внедряют совместные решения, которые затем государства применяют как свои собственные.

И еще кое-что. Очень важно, чтобы в любой стране полномочия получал премьер-министр, отвечающий за координацию. Украина является исключением. Я не знаю ни одной другой страны, в которой премьер-министр не мог бы выслать какого-либо министра, если он не справится.

Приведу пример: когда я был министром, отвечающим за бюджетную часть "Труда" в Польше, я получил от премьер-министра список из 17 заданий по трудовым вопросам, выполнение которых он обещал гражданам. И поскольку мой успех зависел от многих других министров, моей главной задачей было не только добиться своих результатов по 17 вопросам, но и сделать так, чтобы люди, которые отчитывались передо мной, активно поддерживали достижение целей других министров, участвуя во многих других процессах. Моя задача как министра состояла также в том, чтобы разрешать возможные конфликты и способствовать достижению целей всего правительства.

Что дальше? Рада сохраняет за собой право отозвать как министра, так и премьер-министра. Но если они хотят отозвать премьер-министра, то депутаты должны предложить ему замену, кого-то, кто должен быть на его месте. Это должно произойти в ходе единого "пакетного" голосования. Потому что очень легко получить большинство "против" - и очень трудно получить большинство"за". Знаете ли вы, почему ни канцлер Меркель, ни премьер-министр Моравецкий не боятся, что большинство будет против этого?

Что будет дальше? Без конституционной реформы системы координации исполнительной власти так называемая "политика" расколет общество искусственно придуманными проблемами, уровень образования и здравоохранения упадет, дети будут продолжать умирать из-за отсутствия доступных лекарств. Будет распределен комплекс "меньшовартости" и общегосударственного второстепенного значения. Из-за низкого качества системы управления страной каждый кирпич, вложенный в строительство родного дома, потеряет свою ценность по мере того, как дети уедут. А враги Украины будут просто препятствовать конституционным реформам и ждать, когда Украина совершит самоубийство таким образом. Отсутствие системы координации исполнительной власти приведет к падению государственности. Без конституционной реформы украинцы потеряют свою государственность и суверенитет, что приведет к потере значительной части реального суверенитета, в первую очередь Польши, Эстонии, Латвии и Литвы. Пропасть между правительством и украинским народом будет углубляться; исчезнет язык общих понятий, на котором правительство и народ могли бы найти взаимопонимание.

Видите ли, хорошие государственные системы способны сочетать жадность людей с интересами системы, государства. И ваша жадность работает против государственности.

Я думаю, что подход к реализации конституционной реформы очень четко покажет, где белое, а где черное, и кто есть кто. Вы знаете, в Польше те люди, которые когда - то выступали против Конституции 3 мая-их фамилии до сих пор синонимичны слову "предатели". Хотя прошло уже более 200 лет! И наоборот, авторы этой Конституции, независимо от того, что они делали до и после, вошли в историю как герои.

Каждый политик, выступающий против конституционной реформы, должен дать ответ на простой вопрос: зачем поддерживать несостоятельную систему, которая не может работать и не работает нигде в мире? Ответ на этот вопрос отделит тех, кто думает проукраински, от тех, кто так не думает. Точно так же, как и ответ на вопрос: "чей Крым?"

Отсюда вопрос: что со всем этим делать?

Общество

Последнее