Foreign Policy: Вакцины от COVID-19 меняют мировой порядок

Общество 30 Apr 15:04   

Разрыв между странами, которые имеют или не имеют вакцин, быстро растет.

Вакцины стали чем-то вроде поставок оружия во время холодной войны / REUTERS photo

Пандемия коронавируса значительно усугубила глобальный разрыв между севером и югом. Богатые страны Запада неуклонно продвигаются к коллективному иммунитету, в то время как большая часть Африки, Азии и Латинской Америки все еще ждут, когда вакцины достигнут их.

Лишь небольшая группа стран занимается производством собственных профилактических препаратов против COVID-19. И от них зависят все остальные мировые программы иммунизации. Из-за этого возникает новый геополитический порядок, в котором отношения между патроном и клиентом определяются асимметрией доступа к вакцинам и спроса на них. Саймон Франкель Пратт, преподаватель Школы социологии, политики и международных исследований Бристольского университета, и Джейми Левин, профессор политологии Университета Святого Франциска Ксавьера в Канаде, пишут об этом на страницах Foreign Policy.

"Уже есть серьезные признаки того, что страны, не имеющие вакцин, стали уязвимыми для дипломатического принуждения и обмана. Россия и Китай начали поставлять вакцины в обмен на выгодные внешнеполитические уступки, как и Израиль. Западные страны, тем временем, сосредоточились на своих собственных программах вакцинации. Хотя США недавно объявили о своем намерении предложить дозы для сильно пострадавших стран, в частности Индии",-говорится в статье.

Для тех, кто не производит вакцины, всегда есть рынок. И, на первый взгляд, некоторые игроки смогли этим воспользоваться. ЕС начал сглаживать углы, распределяя миллионы доз в 27 участвующих странах. Израиль остается образцом быстрого успеха. Вместо того, чтобы загрузить свою собственную значительную фармакологическую базу, он импортировал миллионы доз из Pfizer/BioNTech, а затем быстро и эффективно распределил их среди общественности. А Канада, несмотря на отсутствие производственных мощностей, стала третьей страной в мире после США и Великобритании по количеству прививок. Оттава импортировала десятки миллионов доз из Европы и Соединенных Штатов. Аналогичные истории успеха можно увидеть в Катаре, ОАЭ и Бахрейне.

Но эти рыночные успехи в основном обусловлены интенсивными торговыми отношениями между богатыми и развитыми промышленными экономиками, которые существовали до пандемии COVID-19. Уровень вакцинации среди других стран остается очень низким. И, учитывая гигантские запасы доз AstraZeneca, это является результатом ограничений поставок.

"Законы об интеллектуальной собственности и инфраструктурные ограничения привели к почти полной монополизации производственных мощностей в нескольких странах. А иерархия торговых преимуществ и преференций привела к тому, что небольшой группе стран, не имеющих вакцин, был отдан приоритет, в то время как другие были вынуждены ждать", - говорится в статье.

Чтобы преодолеть эти проблемы, ВОЗ создала программу COVAX, целью которой было обеспечение справедливого распределения вакцин по всему миру. Но к этому времени все эти усилия фактически провалились. Благодаря этой программе было распространено слишком мало вакцин. Но, столкнувшись с дефицитом внутри страны, ЕС и США ввели ограничения на импорт лекарств от COVID-19, тем самым сократив все поставки.

Но в то время как Соединенные Штаты, Канада и Европа все еще закрывают свои программы вакцинации, другие производители пытаются злоупотребить глобальным спросом, используя поставки вакцин в качестве инструмента дипломатии. Китай и Россия активно участвуют в такой деятельности, связывая экспорт вакцин COVID-19 с политическими уступками и полезными геополитическими сдвигами. В феврале Россия согласилась освободить гражданина Израиля, который находился в плену в Сирии. А Израиль финансировал закупку вакцины "Спутник-V" для режима в Сирии. Точно так же Россия использовала поставки доз в Центральную и Восточную Европу, чтобы втянуть страны региона в свою орбиту.

Китай заявил, что развитие Sinovac и Sinopharm является "глобальным благом". После этого она начала поставлять вакцины почти в 100 стран, часто бесплатно. В некоторых из этих случаев складывалось впечатление, что Пекин передавал свои лекарства только для того, чтобы нарушить контракты, заключенные странами с Pfizer. Он отправил дозы раньше и подкупил местных чиновников. Между тем, новая утечка данных показала, что Китай потребовал, чтобы Парагвай изменил свою позицию по Тайваню. Точно так же он успешно убедил Бразилию открыть свой рынок 5G для Huawei. И это было условием поставок китайских вакцин.

"Если это уникальный момент, то Россия и Китай, скорее всего, будут победителями. Индия тоже, если она обуздает мощную вторую волну COVID-19. Если вам придется делать прививку только раз в несколько лет, то геополитическая переориентация вряд ли произойдет. Но если инъекции понадобятся раньше, как предупреждают передовые эпидемиологи, история будет другой", - говорится в статье.

Обычно геополитическая зависимость возникает в результате предоставления военных инструментов, таких как оборонные контракты, развертывание баз или заключение соглашений о коллективной безопасности. Во время холодной войны, например, большой поток оружия и войск переместился на глобальный юг, поскольку Соединенные Штаты и Советский Союз боролись за подчинение различных стран. И эти государства-клиенты оппортунистически искали самого щедрого покровителя. Хотя к настоящему времени эти потоки значительно сократились, они все еще существуют. Сейчас США находятся на вершине этого "рынка" при поддержке своих союзников. Россия доминирует в небольшой группе стран-сателлитов. В свою очередь, Китай также пытается найти "клиентов" с переменным успехом.

С точки зрения мирового рынка фармакологии ситуация несколько иная. США по-прежнему являются основным игроком, но они имеют дело с несколькими потенциальными конкурентами. В Западной Европе Германия и Соединенное Королевство пользуются непропорционально большим влиянием. Россия имеет влияние на группу стран Центральной и Восточной Европы. Между тем Индия и Китай имеют одинаково большие производственные мощности и, самое главное, доминируют в экспорте за пределы Запада. Между тем Израиль, несмотря на то, что он остается относительно небольшой региональной державой, является более важным поставщиком лекарств, чем можно предположить по размеру страны.

Если спрос на вакцины COVID-19 сохранится в течение длительного времени, конкуренция между всеми этими странами за роль главного поставщика на Земле приведет к установлению нового глобального баланса сил, который, безусловно, будет отличаться от нынешнего.

Вакцинация против коронавируса в Украине: что известно

Читайте новости мира и переводы зарубежной прессы на канале УНИАН ИноСМИ

Перевод: Лес Дайман

Общество

Последнее