Главнокомандующий ВСУ Хомчак: сначала Россия должна ответить за все преступления

Общество 14 Jan 04:00   

Вооруженная агрессия Российской Федерации подтолкнула Украину к осознанию необходимости радикальных перемен. Прежде всего - в армии. Но год за годом война вносила свои коррективы.

Во второй части интервью ОБОЗРЕВАТЕЛЮ начальник ВСУ генерал-полковник Руслан Хомчак рассказал о том, что нужно менять в армии, какую поддержку Вооруженные силы получают от НАТО, на что должна реагировать Россия и как погиб разведчик Ярослав Журавель, гибель которого в "серой зоне" потрясла украинцев.

Первую часть интервью можно прочитать здесь.

О реформе Вооруженных Сил Украины и стандартах НАТО

Слово "реформы" вызывает у людей негативные ассоциации, вероятно, потому, что за последние 28 с лишним лет Украина провела очень много реформ, которые еще не закончены.

Если говорить о Вооруженных Силах, то когда мы начинаем проводить реформу, мы точно знаем, чего хотим и зачем это делаем.

Вооруженные силы должны стать адекватными вызовам национальной безопасности, с которыми сегодня сталкивается Украина. Самое главное-противостоять вооруженной агрессии со стороны России. Ведь армия-это прежде всего гарант суверенитета, независимости и территориальной целостности Украины.

2014 год стал "моментом истины" для страны, для Вооруженных Сил, для каждого офицера, для каждого солдата и для каждого украинца. Война подтолкнула нас к радикальным переменам.

Для успешной реализации реформ на основе стандартов НАТО необходимо повысить оперативные, боевые, специальные характеристики ВСУ, что позволит дать не просто достойный отпор агрессору, но и нанести такие потери, после которых любая агрессия будет нецелесообразна.

А достижение военных критериев, необходимых для вступления в НАТО, поможет нашему государству получить статус полноправного члена Евроатлантического сообщества и системы коллективной безопасности.

Каждое государство индивидуально решает, как достичь необходимого уровня совместимости. Она учитывает многие факторы, национальные традиции и менталитет, современное состояние вооруженных сил разных стран и так далее.

Такой подход используется и в наших Вооруженных Силах. И заключается она не в безусловном принятии всех стандартов НАТО, а в адаптации национальных документов до такого уровня, который обеспечит совместимость как штабных процедур, так и непосредственных действий на поле боя.

С приобретением и поддержанием определенных возможностей, необходимых для обеспечения совместимости, мы приближаемся к цели. Поэтому нет жестких сроков перехода всех украинских войск на стандарты НАТО. Но реализация этих стандартов-одно из ключевых направлений, которое позволит нашим Вооруженным Силам окончательно преодолеть остатки советской системы функционирования и выйти на уровень способности реагировать на современные угрозы.

О поддержке Альянсом украинской армии

Сегодня в органах военного управления работают советники из стран-членов НАТО по ключевым направлениям реформирования Вооруженных Сил Украины. Одной из основных задач советников является содействие разработке положений руководящих документов на основе стандартов НАТО, а также содействие в реализации задач и задач партнерства в рамках Процесса планирования и оценки сил.

Сегодня успешно работает группа стратегических советников высокого уровня по оказанию консультационной помощи руководящему составу Министерства обороны и Генерального штаба Вооруженных Сил Украины.

Работа иностранных инструкторов непосредственно в армии также масштабна и эффективна. С помощью этих инструкторов наши военнослужащие повышают свои знания и навыки до уровня, который позволит им успешно выполнять задачи в составе многонациональных воинских формирований. - Если говорить о материально-технической помощи со стороны наших партнеров, то как мы укрепились за годы войны?

В общей сложности за годы войны - с 2014 по 2020 год - только из США наши Вооруженные Силы получили технику на сумму около 500 миллионов долларов. Это бронетехника, современное оборудование связи, радиолокационные станции, системы борьбы со снайперами и многое другое.

Об армейских реалиях

Служат самые разные люди-возрастной ценз был повышен. Есть и совсем молодые люди, а есть уже взрослые, состоявшиеся люди.

И если честно, не все идут в армию для того, чтобы быть максимально подготовленными и уметь воевать, не все хотят идти на фронт. Некоторые идут, чтобы иметь стабильную зарплату - в армии их будут одевать, кормить и не нужно платить за жилье. Таковы реалии. Бывает, что даже те, кто имеет судимость, идут служить.

О гибели морских пехотинцев в "серой зоне"

Все четверо были на наблюдательном посту. Поэтому они решили ехать. Инициаторами выступили Красноград и Журавель. Это были великие военные, они прошли через войну, они знали все. И вот они отправились, по-видимому, на разведку, хотя никто им ничего не приказывал. Они нарушили все приказы, которые были даны. Если ты хочешь услышать, что случилось, то я скажу тебе прямо сейчас.

Вы хотите сказать, что командир не знал? - Командир батальона-их хороший друг, он прошел с ними всю войну. Но он не знал. Первым шел командир разведывательного взвода Дмитрий Красноград, за ним сержант Ярослав Журавель, а затем те два молодых матроса.

После того, как Красногрудый был взорван, Журавель сказал матросам, что им надо уходить, они ничем не смогут помочь. Трое из них возвращаются на свои позиции, докладывают командиру батальона о случившемся.

Они посылают беспилотник, а потом решают вместе с командиром отправиться за телом Красногрудого. Затем, согласно установленному алгоритму, они объявляют ситуацию через СЦКК и ОБСЕ. Когда они получают подтверждение от российско-оккупационных войск, то надевают белые каски, бронежилеты и уходят.

Среди них - офицеры СЦКК. Первым идет Кран, за ним офицер-сапер морской пехоты (на случай, если понадобится очистить корпус, как это часто делает противник), затем остальные. Они достигают зоны видимости тела Красногрудого Медведя, и в этот момент из кустов доносится очередь. Кран падает. Вся группа возвращается.

Им задают вопросы - где Журавль? Они отвечают, что он 200-й, и возвращаются, чтобы вся группа не подверглась удару. Почему лейтенант, который был командиром второй группы (они все еще были вместе с Журавлем), решил оставить воина там? Я не знаю. В рамках уголовного производства в настоящее время проводится расследование.

Решение принимает лицо, ответственное за эту территорию и эту операцию. Так и должно быть в армии, вы понимаете, что я имею в виду. И если кто - то из "диванных воинов" думает, что именно президент решил "оставить" военнослужащего-это не так.

В общем, командир посылает беспилотник. Они видят, что разведчик жив, оказывает себе медицинскую помощь после ранения. Сформируйте новую группу для эвакуации Крана. В эту группу входили: лейтенант, который шел с Краном, когда его ранили, и те же два матроса - все они шли в третий раз. Представьте себе нагрузку в тот день на 20-летних. В первую очередь моральные. И все это под вражеским огнем - это совсем не то, что ходить по кабинету.

Эта группа промахнулась примерно на 50 метров от того места, где раньше в зону видимости попал Кран, где мы его потеряли и где подорвался боевой медик Николай Ильин ("Эстонец"). Где был ранен лейтенант-командир группы. Двое прикрывавших их бойцов успели отойти.

Итак, можно ли сказать, что Журавль не был спасен? Давайте будем честными.

Я гарантирую вам, что если бы вы точно видели, где он находится, то другая группа отправилась бы туда. Но зная, что балка была заминирована и нами, и врагом в течение нескольких лет - нельзя было посылать людей на верную смерть. Да, решение принял командир батальона, который уже потерял Красногруду, Журавля и Илеана "Эстонца". И он должен был послать еще одну группу в никуда? Понятно ли это?

Я тоже прекрасно понимаю отца Ярослава Журавля. Кстати, он воевал вместе с сыном, прошел войну. Отец имеет право предъявлять претензии кому угодно. Но я также поставил себя на место командира, принявшего решение. Стал бы я посылать кого-то, потеряв уже столько людей? Вы бы послали его на смерть? Особенно когда там все простреливается.

Но поскольку и Дмитрий, и Ярослав прошли всю войну достойно, они были действительно храбры и отважны-президент наградил их посмертно.

И я не виню командира батальона за то, что он не послал туда никого другого. Потому что солдаты погибли бы и дальше, а как тогда командир сможет с этим жить?

Вы сказали, что люди хотят услышать правду. Часть этого я вам только что рассказал, а полная картина будет установлена в конце расследования.

О том, за что Россия должна ответить

В России есть много людей, которые хорошо знают, что происходит, и которые развязали вооруженную агрессию против Украины. Многие россияне поддерживают связь со своими украинскими родственниками, и не все ненавидят нашу страну. Хотя Кремль всеми силами пытается разжечь эту ненависть.

Если война закончится, если будут приняты определенные политические решения, то нам в конечном итоге придется выстраивать отношения с нашим" соседом " - Российской Федерацией. От этого никуда не деться.

Однако за все преступления против гражданского населения и военнослужащих Украины Россия должна ответить. За каждый разрушенный дом, сломанные судьбы и потерянные жизни наших людей

Общество

Последнее