Хотя многие бизнесы остановили работу во время локдауна, количество жалоб в 2020 выросло на 5% - бизнес-омбудсмен Свенчицкий

Общество 05 Feb 12:04   

Эксклюзивное интервью бизнес-омбудсмена Украины Марцина Свенцицкого агентству “Интерфакс-Украина”

В начале пандемии было лишь несколько жалоб на ограничения, в частности на экспорт медицинских костюмов или запрет магазинов, торгующих предметами гигиены. Но это единичные случаи. Кроме того, правительство ввело мораторий на проверки, а это значит, что компании стали меньше жаловаться на это. Однако количество жалоб на блокировку налоговых накладных возросло. Возможно, Налоговая служба использовала этот инструмент для влияния на бизнес.

Карантин, благодаря тому, как на него отреагировало государство, не создал много новых бюрократических процессов, например, новых специальных разрешений, лицензий, которые бизнес должен получить для того, чтобы работать в этот период, или целевых льгот/программ государственной помощи бизнесу, которые предоставлялись бы в сложной процедуре и могли бы вызвать споры. Так что “специфическим карантинным " жалобам просто не было места.

И все же, несмотря на то, что многие предприятия были вынуждены прекратить свою деятельность из-за блокировки, количество жалоб в 2020 году выросло примерно на 5% по сравнению с 2019 годом.

Интересно, что по результатам опроса бизнеса, проведенного в рамках подготовки к созданию антикоррупционной стратегии на 2020-2024 годы, предприниматели назвали полицию приоритетным направлением борьбы с коррупцией (41% опрошенных). При этом 32% опрошенных указали налоговую и таможенную сферы. Различные исследования опыта коррупции свидетельствуют о том, что бизнес чаще всего сталкивался с проявлениями коррупции при взаимодействии с правоохранительными органами и прокуратурой - с теми органами, которые, по идее, должны их защищать больше всего.

По нашим данным, жалобы бизнеса на правоохранительные органы находятся на втором месте, с огромным отрывом от жалоб по налоговым вопросам (12% против 64%).

Верховная Рада предыдущего созыва не успела принять закон - законопроект о бизнес-омбудсмене прошел только первое чтение. Нынешняя Рада, а именно 39 депутатов, зарегистрировала новый законопроект о бизнес - омбудсмене. Его уже поддерживают три парламентских комитета (по экономической политике, антикоррупционный комитет и Комитет по евроинтеграции), но с некоторыми замечаниями. И сейчас мы работаем над этими предложениями правок, потому что это не типичный закон. Чтобы расширить финансирование от международных доноров, мы можем действовать только как некоммерческая организация. И кроме того, мы не можем давать никаких распоряжений властям - только рекомендации.

Но с другой стороны, эта некоммерческая организация должна иметь доступ к официальной информации, чтобы эффективно работать. В то же время закон должен очень четко регламентировать, к какой официальной информации мы можем иметь доступ, какова ответственность должностных лиц за ее непредоставление нам, какова наша ответственность за то, чтобы не распространять эту информацию без согласия властей и обратившегося к нам заявителя?

Один из депутатов, например, предложил, что если у нас есть доступ к коммерческой информации, то мы будем искать информацию о нашем жалобщике по банкам, страховым компаниям, конкурентам, партнерам. Следует уточнить в законе, что мы используем только коммерческую информацию заявителя, которую он добровольно нам предоставил, и не можем распространять ее без его согласия.

Некоторые компании действительно категорически против распространения информации о проблемах, с которыми они столкнулись, а другие, наоборот, готовы открыто и публично их раскрывать.

Один из комитетов потребовал уточнить в законе порядок назначения и избрания бизнес-омбудсмена.

Сейчас мы работаем с юристами и депутатами, чтобы учесть все правки, которые поступили от депутатов, комитетов и других органов в доработанной редакции Законопроекта № 3607.

Кстати, была еще одна просьба от народных депутатов: указать в доработанном законопроекте, что финансирование доноров не должно быть связано ни с какими их интересами.

Я хотел бы подчеркнуть, что только в 2019 году Совет Европы принял рекомендации Венецианской комиссии в отношении любого омбудсмена. Украина поддержала этот документ, и мы используем заложенные там принципы в своей работе. Законопроект соответствует этим рекомендациям.

Мы требуем от налоговых органов предоставить конкретные аргументы, конкретные причины, по которым они считают компанию рискованной. Тогда бизнес понимает, какие шаги нужно предпринять, чтобы выйти из этого списка.

Вторая проблема в отношении налоговой службы-это неисполнение судебных решений. Вот окончательное решение суда, но налоговый орган говорит: "А мы это решение не признаем!" Компания идет к нам. Окончательные решения судов, вступившие в законную силу, должны быть исполнены. Конечно, Налоговая служба реагирует на наши рекомендации.

Мы обычно получаем материалы. Конечно, сейчас связаться немного сложнее, потому что одним из инструментов нашей работы были трехсторонние встречи: жалобщик-налоговая служба-инспектор бизнес-омбудсмена. Тем не менее, есть встречи в онлайн-режиме, есть переписка. Есть также экспертные группы, работающие с налоговой службой здесь, в Киеве. Они рассматривают самые сложные случаи и рассматривают наши системные рекомендации.

К сожалению, количество жалоб на неисполнение судебных решений с каждым годом увеличивается. В прошлом году их было уже 200, раньше было 100-150 жалоб в год или даже меньше. Поэтому мы подготовили отчет об исполнении судебных решений.

Например, существует около 12 мораториев, освобождающих должника от уплаты долга. Некоторые государственные предприятия, у которых нет денег, чтобы оплатить этот долг, освобождаются от уплаты. Мы говорим, что это просто неправильно. Если кто-то выиграл в суде, надо его казнить. Если проблема финансовая, то можно установить ее на несколько лет, но ее необходимо решить. В стране, где царит закон, не может быть мораториев, которые позволяют не платить долги. Может быть, нам стоит пойти на компромисс, как-то решить, является ли этот должник банкротом и не может расплатиться. Однако это серьезная проблема.

Нужно также посмотреть на госслужащих, которые не выполняют решения судов. Может быть, нам здесь нужна большая дисциплина. Если есть финансовая проблема, то необходимо предусмотреть в государственном бюджете какие-то резервы для исполнения судебных решений. Бывает, кто-то там выигрывает в суде с областной налоговой службой, а они говорят: "У нас на это денег нет." Этого не должно было случиться.

Инвестиционный климат в Украине низкий и непривлекательный, поэтому для исполнения судебных решений нужно действовать по всем этим направлениям, чтобы улучшить ситуацию.

Во-вторых, что отбор и назначение руководителя и сотрудников Бюро экономической безопасности должны проводиться на конкурсной основе, с учетом принципа добросовестности кандидатов и проверки их деклараций. В новый орган должны прийти профессионалы, которым будут доверять.

В-третьих, что исследования сотрудников правоохранительных органов должны основываться на аналитическом подходе, а не на использовании силовых методов.

Онлайн-режим остается в нашем офисе даже после карантина, но мы не отказываемся встречаться с представителями госорганов или жалобщиками, если они предлагают такую встречу. В этом случае мы используем средства индивидуальной защиты.

Мне немного легче работать в офисе. Несколько дней я работаю дома, а одну неделю работал в Польше во время рождественских каникул.

Я также впечатлен программой приватизации, которая была подготовлена в Украине. Это очень важная программа. Его успешная реализация потребует привлечения как украинских, так и иностранных инвесторов, а это сильно зависит от инвестиционного климата в стране

Общество

Последнее