Колишній "дорожній король" Араїк Амірханян: намагався вийти на Зеленського через Comedy club

Общество 18 Feb 09:46   

Донедавна герой интервьюю був видомий лишше у вузкому коли осиб, пов'язаных з будивництвом та ремонтом автослачив. Широкий загал разузнался об Араике Амирханяне за три скалы до этого.

В квітні 2019 року вин потрапив у стрички новин ЗМИ, совершив "нападение" на одесский офис "Укравтодору". Два месяца спустя спивробитники Министерства безопасности Украины доставили Амирханяна в Антимонопольный комитет. Писнише спливут и инши "визити" бизнесменов к "Укравтодору".

Лучший фильм як "король дорог", з подачи новой влади герой интервьюю отримав инше присвиско - "главный тендерный тролль". И писля слив пишли ди.

У Зеленского Амирханян звинуватать у финансування поделки з повалення конституционному ладу, чтобы спробах шахрайский шлях заволодити чужой переулок в особо великом розмарине. Я шо вин пропонував хабар чиновникам, водночас вимагаючи за них копейки.

У нас в истории закинчилися запрещенням у квитни 2021 года рок персональных санкций щодо Амирханяна, что більшость його рота. До этого його забавляло величие, он был чем-то вроде бизнесмена вихати з Украины.

Сам Амирханян стверджу, що санкции против него были сняты без ордера, а за уголовными справками стоял Юрий Голик, который был назначен "сирым кардиналом" "Великого Будивництва".

"Ты такой Голик Юра, ты всегда будешь занимать позицию "в моей хижине я спрячусь", ты нашел лучшие ворота для всех ситуаций, в которых я Голик", - не без эмоций говорит каждый Амирханян.

В интервью я расскажу вам о жестяной экономике ключевого имиджевого проекта президента, я расскажу вам о "Великом будивницком", о роли во всем процессе Юрия Голика, Кирилла Тимошенко, Андрея Ермака, Володимира Зеленского.

О Крупном строительном картеле и его кураторах

— Для начала объясните читателю, кто вы такой и какое отношение имеете к дорожному строительству.

Начали с Одесской области в 2003 году, затем мы строили дороги в Одессе. Позже мы начали развиваться и работать с региональными службами Укравтодора на дорогах государственного значения, начали получать контракты, приняли участие в строительстве трассы Киев - Одесса.

Затем мы развернули деятельность во многих областях: Николаеве, Херсоне, Ивано-Франковске, Львове, Черновцах. Потом мы отправились на винодельню. Частично выполнены работы в Полтавской и Сумской областях.

В то время мы входили в десятку крупнейших компаний страны по объемам строительства. Даже если бы объем финансирования строительства был не таким большим, как сейчас.

Мы начали работать с Одесской службой автомобильных дорог, которая подчиняется Укравтодору, когда строили трассу Киев -Одесса. У нас там контракт на несколько километров. Это было в 2006-2007 годах.

Тогда, когда финансирование из государственного бюджета было небольшим, мы сосредоточились на межрегиональных дорогах. Наша компания называлась "Dorleader".

— Вы сказали, что в свое время входили в первую десятку. Можете ли вы оценить свою долю в лучшем году и результаты 2021 года?

Джерело: Араик Амирханян

— Вы связываете это со сменой власти?

— Я согласен, что необходимо привлекать компании с опытом, но когда Кубраков требует 100% опыта, это недопустимо. Ни в одной стране мира нет таких высоких требований. Максимум - 10-30%.

Когда Кубраков пришел в "Автодор", он протолкнул "через колено" "Методические рекомендации по проведению дорожных тендеров" на законодательном уровне.

Согласно им, к участию в тендерах допускаются только те компании, которые имеют опыт работы не ниже закупочной цены (100%) или имеют положительные отзывы от автодора о проделанной работе.

Автодор часто манипулирует этими отзывами, может отозвать свои предыдущие положительные отзывы или шантажировать их невыдачей, если вы не лояльны к автодору. Это так называемая "заточка" Автодора, благодаря которой они отсекают неугодные компании.

Эти "заточки" очень часто оспариваются в Антимонопольном комитете. У нас большая практика удовлетворения жалоб на них, но "Автодор" часто либо просто игнорирует такие решения АМКУ, либо нагло отменяет аукцион, если его выиграла ненужная компания.

Согласитесь: если у нас есть опыт работы на дороге Киев-Одесса, то почему Автодор думает, что мы не сможем произвести ремонт ни на одной другой дороге?

— Это стандартная история для Украины, когда после смены власти в стране на потоки "садятся" новые люди. Можете ли вы рассказать нам, как изменилась ситуация и кто извлек из этого наибольшую выгоду?

— Мы столкнулись с "кураторами" Бойко. Есть такой Юра Голик (официально - консультант проекта "Большая стройка") - серый кардинал "Большой стройки". Он всегда занимает позицию "моя хижина с краю".

Голик Юра курирует "Автостраду". Он дал им "зеленый свет" в Днепропетровской области. Когда мы попытались въехать в Днепропетровскую область еще во времена Петра Алексеевича, мы стали для него красной тряпкой.

— Я не могу рассуждать, выглядит ли он как независимый или нет. Но я знаю, что при Петре Алексеевиче их "крышевал" Павелко (Андрей Павелко, народный депутат восьмого созыва от Блока Петра Порошенко, с 2015 года - президент Украинской футбольной ассоциации* - ЕР*) с Голиком. Потом, когда Павелко стал "сбитым пилотом", Голик начал их "защищать".

Голик сейчас "серый кардинал", дает им контракты"крышует", убирает конкурентов, готовит документы для конкурентов для подачи в СНБО, чтобы были введены санкции.

Глава "Укравтодора" Александр Кубраков, эксперт Алексей Гончарук и Юрий Голик

FACEBOOK ЮРИЯ ГОЛИКА

О способах передачи денег, ролях Тимошенко, Ермака и Зеленского

— В контексте "Большого строительства" мы часто слышим выражение "маржа доли". Можете ли вы перевести это на понятный язык?

— Если мы коснемся вопроса маржи, то в первую очередь этим вопросом должно заниматься НАБУ, но, к сожалению, они работают по-разному. Представьте ситуацию: вы подрядчик, ваша победа на аукционе отменяется, финансирование отзывается, чтобы вы пришли на поклон. Вы обращаетесь в НАБУ, и вам говорят: мы вам ничем не можем помочь, потому что мы можем брать взятки только по фактам, по коррупции.

То есть, если у вас попросят денег, мы готовы выдать вам помеченные купюры, и когда вы их передадите, в этот момент мы их арестуем. Но это устаревшая тема. Сегодня уже время криптовалют, биткоина, никто не носит живые деньги из рук в руки. Это уже пройденный этап, как каменный век. К власти пришли "айтишники". Это люди, которые знают эти истории с криптовалютами и биткоином лучше, чем кто-либо другой. Они могут переводить электронные деньги, и ни НАБУ, ни DBR, ни кто-либо еще не будут знать об этом.

Их роль проста: рассылать "письма счастья" в Укравтодор о том, что та или иная дорожная компания имеет отношение к финансированию терроризма и ее не следует допускать к аукционам. Или "кошмар" иностранных компаний, которые хотят выйти на дорожный рынок, как это было с турецким Fermac.

Они работают в одной команде с "Автодором". Он пишет им письмо: "И проверьте такую-то компанию". Они отвечают: "Да, вы правы, это плохая компания, вы не можете с ней работать".

Скажите, пожалуйста, вы когда-нибудь встречали правоохранительные органы, вмешивающиеся в конкуренцию в рыночной экономике? В принципе, можно сказать, что этот орган "крышует" Автодор и его "картель". Они фактически блокируют доступ неугодных Укравтодору компаний на дорожный рынок.

— На каком этапе выплачивается откат: до тендера, до начала работ или до сдачи объекта?

— Можете ли вы оценить примерный уровень "заработка" властей на "Большой стройке"?

— Какова роль Юрия Голика в этом процессе?

— Кто еще входит в группу кураторов "Большой стройки"?

Вот все эти товарищи, вся эта делегация.

— Вы слышали фамилию депутата Трухина в контексте курирования "Большого строительства" или каких-то региональных направлений?

— Нет, я не слышал.

— Вы говорите, что Голик превыше всего. Подчиняется ли ему и Кирилл Тимошенко?

— То есть Тимошенко отвечает за политическую часть, а Голик отвечает за техническую часть?

— Я не могу комментировать то, чего не произошло. Когда это произойдет, мы поговорим. Я не говорю, что он неспособный парень. Да, он способный, он знает карту Украины, но он ничего не понимает в дорогах.

— Вы упомянули имена основных участников процесса. Возможно ли, что президент Зеленский не в курсе того, что на самом деле происходит на "Большой стройке"?

— Вы активно работали во времена Петра Порошенко, когда отрасль курировал Игорь Кононенко. Была ли тогда ситуация другой?

— На что идут откаты? Связана ли эта коррупция с накоплением капитала, или деньги поступают в кассу условной партии?

— Я не знаю, на что они тратят эти деньги. Наверное, думает о завтрашнем дне.

О нападках и попытках связаться с Зеленским через Comedy club

— СМИ со ссылкой на судебные решения и заявления должностных лиц писали, что Вы вместе с вооруженными людьми якобы напали на офисы Одесского и Киевского Автодора, Антимонопольного комитета.

Затем они заплатили деньги компаниям за дорожные работы. Я узнаю через другие компании, что всем, кроме нас, заплатили. Тогда они говорят: "Мы заплатим ему в рассрочку. Если он закроет откаты, мы будем платить дальше".

Мне не нравился этот разговор. Я был в Европе (ЕС - ЕР), прилетел и заехал в офис. Со мной всегда есть сопровождающий - ребята стояли в коридоре и ждали.

— Они были вооружены?

Он начал рассказывать мне сказки о том, что мы еще не закончили "обочину дороги". Хотя были объемы работ, за которые можно было заплатить, и точно так же пяти или шести компаниям платили за все.

Я говорю: "Послушай, если ты сейчас делаешь неправильный шаг. Пожалуйста, дайте мне бухгалтерию, и пусть они отнесут его для оплаты". Более того, были подписаны акты выполненных работ.

Варивода вошел туда и спросил: "Что вы решили взять здесь в спешке?". Я ответил, что коррупционная составляющая уже есть, и мы поговорим в другом месте, в других кабинетах.

Он позвонил в Национальную гвардию, мы объяснили им ситуацию. Тогда они вызвали КОРД (подразделение специального назначения Национальной полиции). Меня отвезли в райотдел, допросили и отпустили, поняв, что состава преступления нет. Дело было передано в суд. Мы пришли, чтобы захватить здание, как оно?вы ходили в это здание 20 лет, не захватывали его, а потом вдруг пришли, чтобы резко захватить его?

— Что произошло в Киевском Автодоре?

— Была ситуация в Киеве, когда работал Батищев (Андрей Батищев, глава Укравтодора в 2015-2016 годах). Возникла ситуация, связанная с кадровыми изменениями. Они посадили своего человека в Николаеве.

Этот николаевский товарищ, начальник дорожной службы, снял финансирование с нашего объекта и перевел его на другие объекты. Поэтому я хотел добраться до него, чтобы выяснить, на каком основании все это происходило.

Затем он сказал мне, что он не на своем месте. Мы сидели рядом в кафе, пили кофе, я вижу - он зашел в свой кабинет. Я последовал за ним наверх. Когда я вошел, они начали выталкивать меня, разразился скандал.

— У вас есть свободный доступ в здание Автодора?

Они сделали это специально, чтобы перекрыть нам кислород и помешать нам участвовать в тендерах. Соответственно, я хотел подняться туда и выяснить, на каком основании нас оттуда выгоняют.

— Что произошло в Антимонопольном комитете?

— В Антимонопольном комитете, по-моему, была ситуация с какой-то организацией, но мы не имели к этому никакого отношения.

— Во-первых, мы никого ни к чему не принуждали. И, во-вторых, о каких решениях мы можем говорить, которые выгодны для нас?

Мы задавали вопросы. Почему вы отменяете тендер, который мы выиграли? Почему бы вам не подписать с нами контракт? Почему бы вам не признать нас победителями, если у нас лучшая цена? Почему вы прекращаете финансирование наших объектов? Как вы думаете, это давление с нашей стороны?

Он видел в нас реального конкурента и врага номер один. И когда президент доверил ему такую ответственную роль в "Большой стройке", он сам решил, кому следует входить в "картель", а кому нет.

Хотя мы и не просили идти туда, в этот картель, мы не нуждались в этом уже тысячу лет. Мы просто хотели, чтобы были честные аукционы, в соответствии с законом, чтобы мы также могли получить место под солнцем для нашей компании. Это все.

— Считаете ли вы, что санкции против вас были введены необоснованно?

— Какие могут быть юридические основания? Этот механизм был разработан Голиком и парой других людей. Животные - я просто не могу называть их как-то иначе. Меня лишили гражданства, а через неделю - персональных санкций против меня и 12 моих компаний, чтобы я не мог участвовать в тендерах.

— Почему вы решили публично поговорить об этом прямо сейчас?

— Я был готов раньше, у меня просто не было времени сделать это, честно.

— Вы сейчас не в Украине. Можете ли вы сказать мне, в какой стране вы находитесь?

— Я нахожусь в Армении, в Ереване.

— Выходили ли к вам люди с предложениями "решить вопрос" мирным путем?

— Нет, они не вышли. Они понимали, что это бессмысленно. Мы подали в суд по всем этим делам: и по лишению гражданства, и по всему остальному. Но вы знаете, что у нас в Украине самый гуманный суд в мире. Но опять же, мы не теряем надежды, мы готовим больше судебных исков, чтобы перейти дальше к европейским.

— Вы пытались решить этот вопрос, договориться с кем-то, чтобы не делать публичных заявлений в СМИ?

— Я попросил своих земляков из Comedy club помочь мне добраться до президента Зеленского. Но потом мне сказали, что он был в курсе этой ситуации. Я подумал, может быть, это была чистая случайность, что кто-то включил нас в этот черный список, когда были введены санкции. Но я понимал, что все было сделано намеренно.

Кубраков, Зеленский, что Тимошенко оглядывается вокруг одного из "Великих будивництва"

Джерело: PRESIDENT.GOV.UA

— Мы вышли на людей, которые общаются с семьей президента, мы хотели уточнить, может быть, произошла какая-то ошибка, может быть, там что-то перепутали, может быть, туда должен был попасть мой тезка.

Им сказали, что нет, это он был хуже всех, это он заблокировал для нас все дорожные аукционы, не дает нам строить.

На самом деле мы ничего не блокировали, мы просто предложили цену на 25-30% ниже, чем у конкурентов. Автодору это не понравилось, но это позволило бы построить на 25% больше дорог. Неужели я в этом деле нежный тролль? Я не понимаю, как глава страны может так рассуждать. Разве это плохо, когда есть конкуренция?

— Вы сами сказали, что президент может не за всем уследить, он слушает своих советников, которые ему отчитываются.

— Я думаю, что в этом мире нет уголка, куда они могли бы убежать. Мы все равно вытащим их оттуда, привезем и посадим на скамью подсудимых.

Мы ведем переговоры с Западом о привлечении независимой экспертной организации, чтобы проверить все объемы работ, которые были проведены на эти сотни миллиардов, насколько законно все это было сделано, сколько денег было украдено. Потому что в цифрах есть большие расхождения.

— Вы говорите об искусственном завышении стоимости дорожного строительства?

— Если взять условные 100 миллиардов гривен, то сколько из этой суммы реально не дотягивает до дорожного строительства с учетом откатов и завышения стоимости строительства?

— А как насчет качества этих дорог?

— Как это может закончиться? Они не вечны. В любом случае, это не останется безнаказанным, и мы докажем свою правоту. Давайте докажем, что в Украине есть междоусобные партии, что она не готова ехать ни в какую Европу, что коррупция в Украине стала еще больше, чем была.

Общество

Последнее