Митрополит Драбинко: Россия признает ПЦУ. Блиц-интервью ко второй годовщине Томоса

Общество 06 Jan 04:00   

6 января Православная Церковь Украины отмечает вторую годовщину предоставления Томоса об автокефалии. Через два года ПЦУ имеет официальное признание своего автокефального статуса четырьмя Поместными Церквами, а в ближайшее время - ряд других признаний. Главная проблема украинского православия - проблема раскола-решена. Несмотря на оппозицию и "финансовую дипломатию", РПЦ будет вынуждена признать каноничность ПЦУ, а тем временем прихожане УПЦ МП будут "голосовать ногами". Об этом в блиц-интервью Обозревателю заявил митрополит Переяславский и Вишневский Православной Церкви Украины Александр Драбинко.

Почему Томос для ПЦУ - это повод для гордости в положительном смысле этого слова Во-первых, благодаря историческому решению подписать Томос Вселенским Патриархом Варфоломеем была восстановлена историческая справедливость. Древняя Киевская Церковь-Мать всей Русской Церкви-была окончательно создана. Во-вторых, благодаря этому решению был преодолен и исцелен раскол, десятилетиями терзавший церковь. И это, пожалуй, самое главное, что исходит из дара автокефалии Украинской Церкви, который зафиксирован в Томосе. Трагедия раскола прошла через семьи, приходы, епархии и все государство. Причин для раскола было две. Одна из них-непонимание церковными функционерами того времени, в том числе и на Украине, неизбежности исторического процесса распада Советского Союза и краха тоталитарного фундамента КГБ, на котором стоял этот Колосс и одним из столпов которого была созданная Сталиным "красная" церковь. Другая причина, но она уже вторична-раскол был искусственно создан Московским Патриархатом и спецслужбами для того, чтобы, руководствуясь принципом "разделяй и властвуй", получить политическое влияние на Украине, а церковная власть в Москве имеет преимущество перед политической властью. Говорят, что вы не спасли страну, а мы сохраняем это единство с церковью "узами-скрепами". Как видим, ни в первом, ни во втором случае церковно-канонических аргументов нет. Как известно, именно религиозный фактор сыграл свою роль и в полной мере повлиял на попытку аннексии большей части территории Украины. Пятой колонной была Московская Патриархия, которая проповедовала "русский мир". В-третьих, по отношению к достижениям ПЦУ, всего за два года, в бешеном противостоянии со стороны церковной и политической, статус Православной Церкви Украины, провозглашенной Томосом, признали 4 Поместные Церкви в мире-Греческая Православная Церковь, Кипрская православная церковь, Александрийский и Константинопольский патриархаты, включившие имя Блаженнейшего Митрополита Епифания в свои диптихи. Для сравнения, Москва 141 год ждала признания своего статуса автокефалии. В-четвертых, вопрос об Украине в церковном контексте всколыхнул всю церковную общину и вскрыл те недостатки и проблемы церковного всеправославного единства, которые давно скрыты, о которых известно, но которые до сих пор замалчиваются и не поднимаются. Все мы знаем об идее" отца народов " Сталина, создавшего Московский патриархат в 1943 году, придать ему статус "вселенского" и провести Вселенский собор в Москве. С тех пор это желание никогда не покидало руководство МП. Нынешний "папа Московский" стал его самым выдающимся апологетом и воплощателем. Почему могло быть гораздо больше переходов от УПЦ МП к ПЦУ

не совсем корректно говорить о переходах епархий к ПЦУ, поскольку с канонической точки зрения, после обретения независимости и передачи Томоса, они уже экклезиологически принадлежат к ней. Никто никуда не" уходит". Но на практике, исходя из условий не только канонических, но и правовых, на примере епархий РПЦ в Украине (УПЦ МП), мы видим, что священники и верующие не имеют возможности свободно выражать свои взгляды и осуществлять свое законное право на конфессиональную принадлежность. А причина в том, что имущество чаще всего регистрируется на епархию, которая держит верующих и священников в крепостном праве. Работа пропагандистской машины Российской Федерации является большим препятствием для увеличения числа приходов ПЦУ. Если бы не было давления и все шло своим законным, естественным ходом, я думаю, до 70% приходов УПЦ МП перешли бы в ПЦУ. Это общая статистика верующих и духовенства, которые хотят иметь Поместную Церковь в Украине. Правило " нет " применяется везде, без каких-либо аргументов. И епископы, и священники предпочитают сохранять статус невмешательства, чтобы не пострадать, если здравомыслие возобладает и верующие захотят покинуть их. Здесь, как вы знаете, вопрос экономический. Епископат Русской Православной Церкви в Украине находится под огромным давлением, а те, в свою очередь, оказывают давление на подчиненных им священников. И священники передали все это собравшимся. "Неканонические, незаконные, Иуды, предатели..." - все те же обвинения в адрес ПЦУ, даже спустя два года после дара Томоса. Но, к счастью, украинские верующие не безмозглые, как хотелось бы Москве. Приведу вам свежий пример. Недавно в Ровенской области около 15 человек покинули приход, в котором священник внушал такие "истины", и перешли в приход Оку. Среди священников и епископата Московского Патриархата на Украине очень много сторонников Поместной Православной Церкви-это факт. Но за два года они так накалили обстановку словесными перепалками, что, наверное, хотели бы сказать пастве: "простите, мы вас обманули", но это уже удар по самолюбию и гордости. Я думаю, что священники и епископы будут последней категорией, которая осознает необходимость вступления в ПЦУ. А люди будут умнее и "голосовать ногами".

Почему существует "гибридное признание" ПЦУ вместо официального

почему ПЦУ до сих пор не признается отдельными поместными церквями? Потому что Российская Федерация включает свою " финансовую дипломатию "и старается держать на"коротком поводке" своих отдельных представителей, которые могут влиять на процесс. Но парадокс ситуации заключается в том, что ни одна из церквей не заявила, что не признает ПЦУ в будущем или что автокефалия Украинской Церкви невозможна! Ряд церквей заняли временную позицию воздержания от признания. В то же время происходит" гибридное признание " статуса ПЦУ отдельными епископатами и священниками других поместных церквей еще до их синодальных решений. Так, в некоторых храмах мира митрополита Епифания уже поминают во время богослужений. На днях епископ Болгарской Церкви помянул его за Литургией. Ранее епископ Исайя из церкви Чешских земель и Словакии также приезжал и служил вместе с нашим Предстоятелем. И то, что никто, кроме Московского патриархата, не разорвал евхаристического общения с Патриархом Варфоломеем, прямо свидетельствует и о поддержке его действий, и о гибридном, молчаливом признании через него и Константинопольскую Церковь Церкви Украины. Здесь вопрос "зависал" только во время включения в диптих и поминовения богослужения. Официальное признание последует, когда давление со стороны Московского Патриархата уменьшится. Время проходит и лечит, стирает остроту вопроса. Я думаю, что в 2021 году статус ПЦУ и действия Матери-Церкви по отношению к нему, выраженные в Томосе, будут признаны еще 2-4 Поместными Церквами.

почему РПЦ неизбежно признает ПЦУ РПЦ должна была бы с радостью признать Православную Церковь Украины одной из первых, наряду с Вселенским Патриархатом. Но внутренняя система Московской церкви, созданная Сталиным в 1943 году, показала свою порочность. Он сросся с государственной машиной и фактически стал ее слугой. Рано или поздно РПЦ признает ПЦУ, она никуда не денется. И история Русской Православной Церкви-яркий тому пример. Но, как я понимаю, это будет не при Патриархе Кирилле - для него это личное больное место. Сейчас у самой РПЦ очень сложная внутренняя ситуация, и неизвестно, чем она закончится. Но я хочу сказать, что епископы и многие священники Русской Церкви поздравили меня с Новым годом и с другими праздниками. На самом деле у них нет такой проблемы с распознаванием. Существенной враждебности к ПЦУ в России, Белоруссии и Молдове нет - это не их личная проблема, а проблема их "хозяина". Они знают, что есть такой ПЦУ, который когда-то будет признан.

Общество

Последнее