Общественная экспертиза. Куда на самом деле дрейфует Донбасс

Общество 18 Mar 07:20   

В конце февраля группа депутатов от "Слуги народа" внесла в Верховную Раду законопроект о коллаборационистах (союзниках врагов), согласно которому практически любой житель неподконтрольных территорий может получить тюремное заключение в Украине. Эта инициатива стала очередным шагом команды Владимира Зеленского к тому, чтобы Донбасс никогда не вернулся в Украину. По сути, речь идет о коллективной ответственности украинских граждан-жителей Донбасса, подавляющее большинство которых не были инициаторами и активными участниками вооруженной борьбы против официальной украинской власти и ее представителей. Более того, сами жители сегодняшних непризнанных республик нередко становились жертвами провокаций, которые совершались от имени украинской стороны или при ее попустительстве. Так, до сих пор не ясно, каким образом группа Гиркина с 80 единицами боевой техники и сотнями вооруженных боевиков беспрепятственно преодолела 100 км по открытой местности и заняла Донецк, окончательно определив его судьбу. Почему военные действия под Донецком развязала частная военная компания "Донбасс" под руководством политического авантюриста Семенченко (Гришина)? Как получилось, что ВСЕ украинские командиры батальонов, которых "рекламировал" главный канал революции "1+1" (Ю. Береза "Днепр-1", А. Билецкий "Азов", С. Мельничук "Айдар", С. Семенченко "Донбасс", Д. Ярош "Правый сектор" и др.), сразу же оставили военную службу и стали депутатами Верховной Рады?

Сегодня доказанные факты преступлений против мирного населения на Донбассе некоторыми добробатами (например,"Торнадо") и т. д. забыты.

Получается, что вместо того, чтобы попытаться разобраться в истинной истории конфликта, команда Зеленского вслед за Порошенко перекладывает всю вину на жителей неподконтрольных территорий, тем самым отрезая им путь в Украину. Почему это происходит, и насколько правомерен и оправдан такой "государственный сепаратизм"?

Расширить

Проект общественной экспертизы

Общественная экспертиза-это совместный текущий проект "Вестей" и Украинского Института глобальных стратегий развития и адаптации. Раз в неделю профессионалы критически пересматривают наиболее резонансные решения властей и обращают внимание общественности на возможные риски. Под руководством директора УИСГРА Виктора Левицкого эксперты (которые могут обратиться к любому специалисту с государственными полномочиями) формулируют рекомендации по улучшению ситуации.

Насколько верен выдвигаемый некоторыми представителями власти тезис о том, что большинство жителей неподконтрольных территорий являются коллаборационистами?

Сергей Сивохо, лидер Национальной платформы за примирение и единство:

— Это очень спорный тезис. Сейчас идут жаркие дискуссии вокруг "законопроектов о коллаборационистах". Очень странные и несвоевременные дискуссии. Получается, что авторы этих законопроектов строят ментальную стену вдоль линии соприкосновения, а не "борются за умы и сердца людей", как призывал наш президент. Они посылают четкий сигнал украинцам неконтролируемых территорий, что после их реинтеграции они будут побеждены в своих основных правах, и они будут людьми второго сорта в Украине. А согласно положениям законопроектов, практически все трудоспособное население этих территорий — врачи, учителя и даже мелкие предприниматели-могут быть зарегистрированы в качестве коллаборационистов. Такой подход явно не способствует мирному процессу. Кроме того, это противоречит Минским соглашениям, которые до сих пор являются единственным признанным инструментом урегулирования ситуации на Донбассе. Илья Кононов, заведующий кафедрой философии и социологии, профессор Ленинградского национального университета имени Шевченко:

Образ коллаборационистов навязывается жителям целого региона в корыстных целях. Таким образом, власть имущие возлагают на жертв ответственность за их ошибки и преступления. Огульные обвинения в коллаборационизме затмевают один факт, тщательно скрываемый нашими элитными кругами: для них целостность страны потеряла смысл абсолютной ценности. Для элитных групп распад может быть даже гораздо более выгодным делом, чем достижение единства. Есть еще одно обстоятельство. Важнейшей культурной особенностью Донбасса является синтез украинской и русской культур. Нынешняя культурная политика правящего класса нашей страны направлена на превращение Украины в антироссийскую. Это не нужно Украине. Это подчиняет нашу страну внешним интересам.

Кафедра философии и социологии Луганского национального университета имени Тараса Шевченко, которая с 2014 года находится в эвакуации в Старобельске, уже три года изучает ситуацию на подконтрольной территории Луганской области. Что касается этого исследования, то я не имею права раскрывать подробности, но могу сказать, что около 70% опрошенных жителей территорий, которые сейчас контролируются "ЛНР", выступают за реинтеграцию региона, за его возвращение в правовое поле Украины. Рядовые граждане чаще всего воспринимают происходящее так: Луганск бросили, отрезали, а потом объявили, что во всем виноваты сами его жители. Сергей Магера, народный депутат, избирательный округ № 58 (Мариуполь):

Почему украинскую политику в отношении ОРДЛО определяют такие одиозные люди, как министр Резников?

Илья Кононов:

У меня есть твердое убеждение, что переговоры не направлены на возвращение Донбасса в состав Украины. У каждой из сторон переговоров есть другие, не декларируемые открыто цели. В Украине это связано с потерей нашей страной субъектности во внешнем управлении, если использовать более грубый термин. Донбасофобы-это продукт иностранной селекции, и они являются агентами внешнего влияния в нашей стране.

Марина Черенкова, член Правления Национальной платформы примирения и единства:

— Я не думаю, что Резников одиозен и донбасофоб. Он просто использует все возможности, чтобы сделать себе карьеру. Его заявления о Донбассе — как "взять на плечи еще несколько миллионов инвалидов, которые не генерируют налоги" - противоречат заявлениям президента Зеленского. Это потому, что мы, люди, которые действительно за мир, бездействуем. На месте этой пустоты появляются такие фигуры, как Резников. Он не знает, как управлять крупным промышленным регионом в состоянии вооруженного конфликта, как вести переговоры не с дипломатами, а с теми людьми, которые идентифицируются как противники.

Энрике Менендес:

Это хороший вопрос. Резников-человек, который почти не имеет эмоциональной связи с Донбассом, и, соответственно, он и его коллеги недостаточно глубоко понимают ситуацию, они не могут быть эмоционально"кровными", заинтересованными в прогрессе. Резников-карьерный политик, у которого сегодня есть возможность заниматься Донбассом, завтра ее не будет-и он займется чем-то другим. И я не могу сказать, что он "Донбасофоб". Он просто не понимает Донбасса, и регион для него чужой (как Резников для Донбасса).

После Майдана западноукраинские политические партии и их политики, многие из которых действительно являются донбасофобами, доминировали в украинском политическом дискурсе. Это самая большая проблема. И выравнивать этот электоральный дисбаланс некому — сегодня на другом фланге нет сил, которые могли бы активно лоббировать интересы избирателей. Есть карикатурная партия в виде ОПЗЖ, которая, как мы видим, потеряв телеканалы, даже не в состоянии защитить себя — как она может еще и отстаивать интересы жителей Донбасса? Теоретически должна была бы существовать политическая сила, которая уравновешивала бы таких господ, как Резников.

Что стоило бы предпринять властям вообще и президенту Владимиру Зеленскому в частности, чтобы не потерять Донбасс полностью?

Илья Кононов:

— Прежде всего, нужно быть честным. Необходимо, чтобы слова и дела совпадали. Во-вторых, интересы мирных граждан должны быть приоритетными при выработке тех или иных решений. Например, для пересечения демаркационной линии по-прежнему требуется электронный пропуск. За что? Этот институт давно потерял всякий смысл. Единственным основанием должен быть паспорт. Но пропуска сохранены. Я лично видел только трагедии мужчин и женщин, когда им не разрешали присутствовать на похоронах близких.

В-третьих, если территориальная целостность не может быть восстановлена единовременным актом, то можно предпринять последовательные шаги к единству страны. Необходимо снять экономическую блокаду Донбасса и восстановить экономические связи. Нам нужно восстановить железнодорожное и автобусное сообщение. Люди должны знать, что никто не отнимет у них русского или украинского языка, что никто не посягнет на их историческую память, что никто не придет и не начнет делить жителей на агнцев и козлов. Пока что политика власть имущих далека от этого. Марина Черенкова:

— Если мы собираемся давать советы властям, то первое, что было бы: серьезно заняться этим вопросом. А сейчас они занимаются дурачением, я даже придумал такой термин — "политика зацикливания". Урегулирование конфликта на Донбассе - очень сложное направление. Это требует огромных, колоссальных усилий и усилий. И мы должны это сделать, мы должны создать институты. Для этого должны быть рабочие органы — например, при президенте давно должен был появиться уполномоченный орган президента по Донбассу, совет, в который вошли бы представители разных точек зрения. Сейчас мы видим — далеко ходить не надо — пример Минской переговорной группы: в нее вошли как представители Донбасса Сергей Гармаш и Денис Казанский, которые вряд ли будут представлять интересы всех жителей Донбасса. Другие точки зрения там не были представлены.

Был один голос Донбасса — Сергей Сивохо-и его мгновенно "сбили". Почти не давал хода своей карьере. Появился Фокин, который высказал точку зрения другой части жителей нашей страны — и его тут же торпедировали и очень грубо исключили из Трехсторонней контактной группы. Это дает мне основание предполагать, что существует целенаправленная политика, направленная на выдавливание таких людей из работы на Донбассе. Поэтому я не очень верю в возможности нынешней власти. Решение конфликта требует главного-политической воли. И именно в его отсутствии я виню официальный Киев.

Заключение Общественной экспертизы

Данные социологии показывают, что особого "дрейфа Донбасса в Россию" нет: большинство жителей ОРДЛО не против возвращения под контроль Украины. Однако эксперты указывают на явные признаки того, что этого дрейфа желает сама украинская власть. Среди этих симптомов-законопроекты, называющие всех жителей неподконтрольных территорий коллаборационистами, назначение в ТГК людей, не связанных с Донбассом или отрекшихся от него, попытка заткнуть рот всем, кто предостерегает власть от того, чтобы всю вину за конфликт возлагать только на жителей Донбасса, и так далее. У экспертов есть две версии: 1) обвиняя Донбасс и табуируя любые другие версии конфликта, власти пытаются снять вину с себя и своих предшественников; 2) таким образом, власть выполняет "внешний" заказ на построение новой Украины как антироссийской. Во всяком случае, на этом пути команда В. Зеленского не брезгует ничем — ни преследованием патриарха украинской политики В. Фокина, ни вовлечением в разборки "националистов"-титушек, ни ущемлением прав некоторых граждан Украины, оказавшихся не в том месте, не в то время.

Беда в том, что значительная часть жителей Украины готова под влиянием официальной пропаганды последовать за властями, чтобы положить конец Донбассу и его жителям, думая, что происходящее никак не повлияет на остальную страну. Не понимая, что их превращают в настоящих сепаратистов и потенциальных "коллаборационистов".

Материал был опубликован в газете" Вести " от 18 марта № 048. Купить полный выпуск газеты "Вести" можно в пунктах распространения прессы или подписаться онлайн

Общество

Последнее