От паровых до "Электронов": как менялся киевский трамвай за 129 лет. Фото

Общество 12 Sep 14:00   

Киевский трамвай имеет свою интересную и уникальную историю. Его электрифицированная линия была открыта 1 июня 1892 года и стала первой на территории бывшей Российской империи. Постоянный рост населения и расширение границ Киева вынудили городские власти развивать сеть общественного транспорта для удобства жителей и бизнеса.

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ вспомнил, каким был 129-летний путь столичного трамвая.

Все началось с конного трамвая

Еще в 1886 году военный инженер Аманд Струве, понимая, какую пользу может принести Киеву городской транспорт, предложил собственный проект городской железной дороги на конной тяге. Три года спустя он подписал контракт с Киевской городской думой и создал акционерное общество Киевской городской железной дороги.

Видео дня

Благодаря действиям и давлению Струве 18 июня 1891 года состоялась торжественная церемония закладки конного трамвая. На улице Большая Васильковская, недалеко от нынешней станции метро "Лыбедская", к шпалам был прибит первый рельс, а через месяц было осуществлено пробное движение вагона.

30 июля 1891 года началось официальное регулярное движение городских конных повозок от нынешней улицы Саксаганской до площади Лыбидь. Позже, в течение некоторого времени, паровой трамвай даже ходил от Демеевки до Европейской площади.

Стоит отметить, что ландшафт, на котором расположен Киев, не очень подходил для" конных трамваев", и поэтому Аманд Струве предложил запустить новый вид транспорта - электрический трамвай. Линия первой электрифицированной ветки начиналась на Подоле, а затем проходила по нынешнему Владимирскому спуску и заканчивалась на улице Крещатик.

Также стоит вспомнить еще один вид транспорта, который соединял правый и левый берега столицы. Трамвай на бензиновом двигателе курсировал от Почтовой площади до Броваров, через пригородные районы Дарницы, который просуществовал до 1934 года. После электрификации путей это стало ненужным

Новые линии и расцвет столичного трамвая

Первая мировая война и последовавшие за ней события оказали негативное влияние на трамвайное хозяйство столицы. Только в 1922 году он начал восстанавливаться, и количество линий увеличилось.

В этот период к киевскому трамваю были подключены три частные линии - Демеевская, Слободская и Святошинская. Кроме того, были построены новые - на Соломенке и вдоль нынешней улицы Казимира Малевича в направлении Демеевки. В то же время работники депо начали выпускать вагоны собственного производства и до конца 1960-х годов их производство и модернизация не прекращались.

Вторая мировая война несколько раз приостанавливала трамвайное движение - в сентябре-октябре 1941 года, а также в январе-мае 1942 года. Кроме того, во время боев за столицу и освобождения города от немецких войск в ноябре 1943 года.

К сожалению, после окончания войны некоторые линии были окончательно закрыты, и вся инфраструктура бензинового трамвая была полностью разрушена. Но именно электротранспорт помог восстановить разрушенный город, в частности, появилась железнодорожная ветка на улице Крещатик. Транспорт вывозил мусор и привозил строительные материалы.

В 1960 - х годах начался настоящий трамвайный бум-строительство новых веток, которое продолжалось до 80-х годов. Именно тогда на улицах столицы появились красные и желтые трамваи чехословацкого завода Tatra-T2 и T3, которые со временем были заменены другими моделями этого производителя.

Но, к сожалению, в 90-е годы начинается период массового сокращения трамвайных маршрутов. В частности, для большинства жителей Левобережья ликвидация трамвайного сообщения с Подолом, линия которого проходила по Набережному шоссе, стала большой потерей.

Киевский трамвай сегодня

В наши дни киевский трамвай продолжает жить - вагоны обновляются, хотя до сих пор большинство из них-чешская Tatra T3. Но, тем не менее, на улицах можно увидеть польские Pesa и украинские "Электроны" с трамваями, изготовленными на предприятии "Татра-Юг".

Стоит отметить, что весной 2021 года КП "Киевпастранс" объявило тендер на строительство высокоскоростной линии от улицы Старовокзальной до станции метро "Дворец спорта". Это означает, что еще слишком рано говорить об упадке трамвайной эры.

Общество

Последнее