Сегодня, 19 февраля, в СНБО состоялось заседание, посвященное очередным санкциям.
На этот раз под них попали Виктор Медведчук и его жена Оксана Марченко. Все их активы и имущество в Украине будут заблокированы. Причина - расследование СБУ по статье "Финансирование терроризма", в котором депутат и его жена, кстати, даже не подозреваются.
Под санкции попала и украинская компания "ПрикарпатЗападтранс", контролирующая 400-километровый трубопровод, по которому в Украину поступают нефтепродукты из России и Белоруссии. Она была связана в СМИ с Медведчуком (хотя сам депутат это отрицает).
Никаких доказательств того, что один из лидеров ОПСИ и его жена финансируют терроризм, у Совета национальной безопасности нет. В то же время есть основания полагать, что в действительности санкции связаны с вышеупомянутой "трубой".
В прошлый раз аналогичным "волевым" решением СНБО закрыл три телеканала, принадлежащих депутату от "Оппозиционной платформы" Тарасу Козаку-якобы за получение денег с неподконтрольных территорий. Власти не представили никаких доказательств этого преступления.
Сегодня мы пошли тем же путем в отношении Медведчука. Мы поняли новые санкции.
Что сказал Данилов по итогам заседания СНБО
Первым пунктом повестки дня был вопрос обострения ситуации на Донбассе. Было зафиксировано увеличение числа нападений. Они заслушали доклады начальника Генерального штаба Хомчака, а также офицеров разведки Буданова и Кондратюка.
Однако окончательное решение по этому вопросу засекречено. Но известно, что Зеленский хочет вернуться к истории с пятью сценариями развития ситуации на Донбассе (это обсуждалось еще в 2019 году, но никаких сценариев представлено не было).
Во-вторых, они подняли "вопрос энергетической безопасности". Речь шла о нефтепродуктопроводе из России. Данилов заявил, что он "аффилирован с двумя гражданами Украины", хотя "это государственная собственность Украины". - В результате сомнительных процедур он оказался в частных руках."
По словам Данилова, мы решили разобраться в этом вопросе. Забегая вперед, скажем, что СНБО ввел санкции против компании-оператора "трубы" - ООО "ПрикарпатЗападтранс" (об этом мы поговорим позже).
Ну и самое главное-санкции были введены в отношении 19 юридических и 8 физических лиц. Среди украинцев среди них Виктор Медведчук и Оксана Марченко. А также гражданская жена уже санкционированного Тараса Козака Наталья Лавренюк. Остальные - граждане России.
"Санкции наложены на все имущество, которое есть у Медведчука. Они (супруги - ред.) не имеют права продавать, закладывать и пользоваться им", - сказал Данилов. В частности, субсанкцией становится доля Оксаны Марченко в телеканале "1+1".
По словам Данилова, СБУ ведет расследование в отношении депутата и его жены по статье "Финансирование терроризма". Это и стало причиной санкций.
Иными словами, Медведчук и Марченко пока даже не являются подозреваемыми по этому делу. Однако Зеленский уже назвал их виновными, заблокировав активы на три года.
Среди компаний, попавших под санкции, - в том числе и российские авиакомпании, которые Медведчук и Бойко летали в Москву.
Полный текст решения СНБО пока недоступен.
Что означают эти санкции?
Как видим, Зеленский продолжал подменять правосудие санкционными процедурами.
Нынешние санкции за "финансирование терроризма" вводятся в отношении граждан Украины, которые проживают в стране, являются публичными и доступными для правосудия. Пока по такой серьезной статье им даже не вручили "фанатизм".
Это говорит о том, что у сотрудников правоохранительных органов, вероятно, нет никаких доказательств финансирования терроризма. Однажды мы пошли не по стандартной законодательной процедуре.
Никакой информации о том, как именно Медведчук "финансировал терроризм", Данилов не давал. То есть повторилась история с телеканалами, которые тоже были закрыты во внесудебном порядке.
То, что произошло, имеет два измерения.
Первый - это политическое продолжение перехода Зеленского в статус"нового Порошенко".
Зе, судя по всему, всерьез претендует на ту часть электората, которую сейчас контролируют про-майданные партии-прежде всего"Европейская солидарность".
На Банковой рассчитывают, что санкционный погром, который власти учинили против ОПЗЖ, может быть преобразован в падение поддержки Порошенко, который, мол, мог бы "согнуть Медведчука", но не сделал этого.
Решение очень показательное-видимо, Зеленский понимает, что поддержка на юго-востоке ему не вернется (особенно после закрытия трех оппозиционных телеканалов). И мы решили зайти с другой стороны.
Однако рейтинг "слуг" и лично Зеленского все равно падает.
Второе измерение-это бизнес. Как уже говорилось выше, заблокирован очень лакомый актив - магистральный трубопровод, по которому в Украину поставляются бензин и дизельное топливо. Есть основания полагать, что санкции в отношении Медведчука связаны именно с ним.
Давайте разберем эту историю более подробно.
Связан ли Медведчук с нефтегазопроводом?
Накануне введения санкций усилились разговоры о том, что меры против Медведчука вводятся в связи с компанией" ПрикарпатЗападтранс", которую он якобы контролирует.
На брифинге в СНБО Данилов прямо не заявлял о такой связи. Но то, что и компания, и нардеп фактически оказались в одном санкционном списке, - это красноречивый факт. Кроме того, секретарь Совбеза туманно намекнул, что "Западтранс" аффилирован с двумя украинцами (хотя его учредителями являются чисто легально иностранные компании). И его надо "вернуть государству".
Попытки связать эту компанию с одним из лидеров ОПЖ продолжаются уже несколько лет.
Компания обслуживает магистральный нефтепродуктопровод "Самара-Западный", который проходит из России через Украину. Она качает не сырую нефть, а дизельное топливо, бензин и тому подобное-с территории Российской Федерации, но именно так белорусские нефтепродукты попадают в Украину. Они используются как для внутреннего потребления, так и для реэкспорта в Европейский Союз.
"Западтранс" эксплуатирует украинскую часть газопровода - около 400 километров-с 2017 года. Такое решение принял тогда Ровенский областной хозяйственный суд.
Тема с этим активом в последнее время резко обострилась. 11 февраля НАБУ передало подозрение эксперту, заключение которого легло в основу приговора суда - согласно которому ООО "ПрикарпатЗападтранс" получило контроль над частью трубы. Эту часть ей продала российская компания "Транснефть".
Расследование затянулось с того же 2017 года. Но, как видите, до "фанатизма" дошло ровно за неделю до введения санкций.
Однако само антикоррупционное ведомство ничего не говорило о компании, принадлежащей Медведчуку. Официально им владеет житель Швейцарии Анатолий Шефер. Сама компания утверждает, что у нее есть белорусские инвестиции помимо швейцарских (одним из акционеров является нефтебитумный завод, расположенный в Минской области).
Однако группа поддержки НАБУ - среди грантовых активистов-постоянно утверждала, что компанию контролирует лидер "Оппозиционной платформы". Эта тема также эксплуатировалась на телеканалах Порошенко. Правда, без каких-либо прямых доказательств.
Косвенно утверждалось, что фирмы Шефера в свое время заключили контракты с компанией" МБК Агротехника " жены Медведчука Оксаны Марченко. Других, более убедительных связей не было. В 2018 году Медведчук подал в суд на телеканал "Прямой". Телеведущие шоу "Закрытая зона" тогда заявили, что лидер ОПЗЖ контролирует нефтегазовый бизнес между Россией и Украиной.
"А отдельные сегменты межгосударственной торговли между Россией и Украиной в топливно-энергетическом секторе так или иначе контролируются Медведчуком. Прежде всего, это поставки дизельного топлива по нефтепроводу, который контролируется людьми, близкими к Медведчуку, и уже является актуальной темой. Сжиженный газ", - говорилось в программе. Печерский суд признал эти заявления ложными. "Директ" пытался обжаловать приговор, но проиграл и апелляцию, и кассацию. Верховный суд поставил точку в этом деле 1 июля.
Но после того, как НАБУ объявило о подозрении судебно-медицинскому эксперту, выдавшему разрешение на передачу трубопровода компании "ПрикарпатЗападтранс", разговоры о роли Медведчука возобновились. Поэтому в тот же день - 11 февраля - "Оппозиционная платформа" выступила с заявлением, что эта фирма не имеет никакого отношения к ее лидеру.
"Заявляем, что ни Медведчук, ни члены его семьи не имели и не имеют никакого отношения к указанному активу, а также к поставкам и реализации дизельного топлива и сжиженного газа", - говорится в релизе партии. То есть не исключено, что санкции против компании принимаются на основании связи с Медведчуком, которая не была доказана в суде.
Интересно, что это уже не первое нападение на компанию, которая перекачивает дизельное топливо и бензин в Украину. После прихода Зеленского к власти были введены пошлины на поставки российского топлива. Что и спровоцировало дефицит осенью 2019 года.
Президент сказал, что именно так они реагируют на "бензиновые" санкции России, последовавшие ранее. Но в "Прикарпатзападтрансе" заявили, что таким образом растет только дефицит и цены на внутреннем рынке. После этого вопрос был решен путем заполнения трубы топливом из Белоруссии, которое не облагалось пошлиной.
В очередной раз такие пошлины были введены в августе 2020 года. СМИ тогда утверждали, что Администрация президента идет на" энергетическое обескровливание " Медведчука.
Но в любом случае новые санкции против компании, эксплуатирующей трубопровод "дизель", могут привести к прекращению импорта этого стратегически важного продукта. Даже независимо от того, контролирует ли его Медведчук или кто-то другой