Украина возобновляет перевозки по Днепру на скоростных пассажирских катерах типа "Ракета". Для этого мы решили немного изменить подход - превратить их в часть "туристической достопримечательности". 16 сентября испытательный рейс вылетел из Киева в Канев.
Корреспондент " Обозревателя "отправился в испытательный полет по маршруту Киев-Канев-Киев, чтобы понять, смогут ли" Ракеты "снова" взлететь " над Днепром.
К середине 90-х годов пассажирские речные перевозки стали реальной альтернативой железным дорогам и автобусам в прибрежных районах крупных рек. С помощью таких судов на подводных крыльях можно было пересечь всю Украину с севера на юг за относительно небольшую цену билета.
"Ракетами" называют целый "флот" скоростных судов на подводных крыльях, которые предназначены для перевозки пассажиров по линии длиной до 600 км. На пике своей популярности в 1970-х годах такие суда развивали скорость 60-70 км / ч.
Из-за слабой дорожной сети они стали настолько популярными, что все пассажирские катера на крыльях по Днепру, Припяти, Днестру, Южному Бугу и Дунаю получили название "Ракета". Даже новые проекты "Восток" и "Полесье", которые сохранились до наших дней, до сих пор так называются. Их выпускали для перевозки по небольшим и нешироким рекам.
"Ракета" Я каждое лето ездил в деревню моей бабушки недалеко от Канева. И для меня это всегда был праздник. Некоторые люди скажут, что это ностальгия по тем временам. Однако эти "речные автобусы" были действительно удобными - пробок не было, они ходили очень точно по времени. И это была реальная альтернатива автобусам", - говорит Елена Дубюк, жительница Киева.
В Украине "Ракеты" окончательно "сложили крылья" в 2004 году из-за подорожания топлива. Затем полеты по Дунаю по маршрутам Вилково-Измаил, Рени-Вилково прекратились, а последний рейс Киев-Канев исчез на Днепре.
Сейчас только четыре "Ракеты" остались в Николаевской области и направляются к Кинбургской косе, также между Николаевом и Херсоном. Ими занимается частный инвестор.
Выживет ли "Ракета"
16 сентября Государственное агентство по развитию туризма провело тестовый тур на теплоходе из Киева в Канев. На борт была взята фокус-группа, которая затем должна была рассказать о своих впечатлениях. Теплоход отошел от 6-го причала Киевского речного вокзала.
Последняя попытка восстановить транспорт была предпринята в 2017 году. Тогда они также попытались запустить скоростное судно по маршруту Киев-Канев. Однако после двух поездок движение остановилось.
На этот раз чиновники предлагают изменить сам подход - понять, почему пассажиры должны выбирать именно этот вид транспорта. Ведь сейчас поездка в тот же Канев на автобусе занимает 2-3 часа. Также туда можно добраться даже на вертолете - вертолетная площадка была построена там во времена президентства Виктора Януковича.
У вдохновителей проекта есть идея - показать, что перевозка пассажиров на лодке будет лишь меньшей частью грандиозного маршрута. Это может "открыть" центральную Украину по-новому.
"Речной микроавтобус"
В середине "Экспресс-1" действительно выглядит как большой автобус. По бокам расположены 13 рядов по три места - всего 77 мест. Есть принудительное кондиционирование воздуха. Попасть на борт можно как через боковые двери, так и через верхнюю.
Во время поездки здесь шумно - слышно, как работают дизельные двигатели. Если вы хотите более расслабленного состояния , вам нужно купить билеты в носовую часть корабля - там всего 10 мест и там тише, чем в общей каюте.
Каждому пассажиру предоставляется спасательный жилет. Там есть один туалет. Здесь не продается еда и напитки. Аскетичная атмосфера компенсируется видом из окна - срезанными склонами западного берега Днепра или водным зеркалом восточной части.
Лодка действительно ведет себя как "Ракета" - рассекает воду и разбрасывает капли воды в разные стороны. Эта скорость и пейзаж за окном успокаивают.
На воде нет пробок, но есть узкое место - шлюзы. Они образуют ряд резервуаров. На Днепре их шесть штук.
Прохождение шлюза - это целая спецоперация. Пассажиры не должны ходить по салону и выходить на крыльях лодки. Разница здесь составляет почти 11 м. Если вы переезжаете из Киева в Канев , вам нужно перейти в специальный канал, где вода будет спущена до уровня Днепра. Если вы пойдете к Киевскому каналу, то, наоборот, они наполнят его водой до уровня водохранилища.
И каждый пропуск стоит недешево-он стоит около 16 тысяч гривен. Корабли ходят в живой очереди, поэтому вы можете застрять надолго, если есть очередь из речных барж или яхт. Весь путь в 130 км занял 2,5 часа.
Что говорят официальные лица
Одной из главных проблем организации таких туристических маршрутов является недоступность мест для приема туристов, сообщает Государственное агентство по развитию туризма (GART).
"Если Западная Украина научилась работать и принимать туристов, то Центральная Украина еще нет. Сегодня мы отправляем целую фокус-группу. Нам важно понять, насколько местный бизнес готов к этому и что он должен делать. Сегодня мы понимаем, что в Каневе негде потратить деньги. То есть, есть довольно много ресторанов, а также довольно много дополнительных услуг, где местное население могло бы заработать деньги", - сказала Марьяна Олескив, глава GARTH, перед началом полета.
Министр культуры Александр Ткаченко, пришедший к отправлению рейса, сообщил, что с 2022 года такие "речные маршрутки" будут ходить из столицы в Канев и Чернобыль.
"Это традиционный маршрут по нескольким причинам, потому что там есть музеи, потому что там есть гидроэлектростанция, которую вы можете увидеть, потому что там можно остановиться в гостинице, потому что там есть новый дворец культуры. В принципе, это полноценный туристический день, который можно проехать не в маршрутке, а полететь "на крыльях" по Днепру", - сказал он.
Третьей заинтересованной стороной является частная компания "Нибулон". Именно на их лодке "Экспресс 1" и состоялась экскурсия. У судостроителей есть своя цель - показать перспективы речного транспорта и шире привлечь государство к этой отрасли.
"Проведение подобных мероприятий с привлечением профильных министерств, ведомств и СМИ призвано повысить внимание властей к возрождению водных пассажирских перевозок в Украине, поиску путей их экономической привлекательности", - говорит глава компании Александр Вадатурский.
Сами чиновники не признают, сколько теоретически должен стоить билет на "Ракету" из Киева в Канев. Но, как удалось выяснить обозревателю, стоимость одной поездки туда и обратно составляет 1,6 тыс. грн. А стоимость возможных туров будет определяться туроператорами.
Что посмотреть в Каневе
Сразу за шлюзом расположен Каневский речной порт. Здесь также есть футуристический автовокзал, который был перестроен несколько лет назад. Канев занимает особое место в истории Украины. Именно здесь, на горе Чернечья, похоронен поэт Тарас Шевченко. Его называют одним из самых посещаемых мест в Украине.
В общем, с речными "Ракетами" здесь связан целый кусок жизни.
"Я до сих пор помню те времена, когда мы ездили сюда (в Канев. - Ред.) "Метеоры"Ракеты". Там было много иностранных туристов. Мне непонятно, куда они все исчезли. Когда это произошло, для Канева были очень напряженные времена", - говорит Игорь Ренкас, мэр Канева.
По его словам, наиболее привлекательными туристическими объектами в Каневе являются гора Тарасова, Успенский собор, основанный в XI веке, а также Культурный центр имени Шевченко.
Мэр признает, что в городе не хватает туристической инфраструктуры - гостиниц и хороших ресторанов. В рамках программы "Большая стройка" в городе были отремонтированы дороги на центральных улицах.
"У меня есть инвестор, который готов прийти и построить отель. Кроме того, мы обновляем инфраструктуру", - говорит Ренкас.
В городе также есть уникальный музей народного декоративного искусства, а набережная удивляет оригинальными скульптурами и видами.
Каневская ГЭС
Для любителей промышленного туризма предусмотрены экскурсии на Каневскую ГЭС.
С одной стороны, эта станция стала большим шагом вперед для региона, а с другой - трагедией. Потому что во время образования водохранилища сотни деревень были затоплены, а их жители переселены.
"Это памятник местного значения", - говорят сотрудники гидроэлектростанции.
Станция имеет 24 капсульных гидроагрегата горизонтального типа.
"Все основные помещения расположены в подводной части сооружения: машинное отделение, помещение маслонапорных установок, выводы гидроагрегатов, смотровая галерея, коммуникации станции, вспомогательное оборудование, а также трубопроводы и насосное оборудование",-сообщил руководитель эксплуатационной службы Геннадий Харченко.
С момента строительства ГЭС она имеет статус экспериментальной. Сейчас здесь работают 316 человек, 25% из них-женщины. В 2022 году Каневская ГЭС отметит свое 50-летие.
Вы можете посетить Каневскую ГЭС, договорившись с руководством о времени и программе визита. Все экскурсии для организованных групп проводятся бесплатно.
Послесловие
Поездка на скоростном катере-одна из маленьких эмоций, которая имеет сильный вкус. Фон из иллюминаторов лодки, в которых периодически сверкают капельки воды, просто завораживает своим теплом.
А что касается Канева, то я хочу верить, что этот город снова вернется на туристическую карту мира.
Однако удастся ли восстановить речной транспорт по Днепру, покажет только время и упорство вдохновителей идеи, которых становится все больше и больше