Борьба с загрязнением Черноморского региона отходами производства Николаевского глиноземного завода продолжается. После того, как суд первой инстанции в мае постановил выплатить моральную компенсацию 1279 жертвам токсичных отходов производства НГЗ, владельцы завода начали атаку на организацию" Стоп Шлам", которая подала в суд.
Красный осадок под микроскопом
Владельцы предприятия запустили информационную кампанию, цель которой - доказать, что отходы производства НГЗ - красный ил-безвредны для людей.
Хотя есть результаты экспертизы Научно-испытательного токсикологического центра Научного центра профилактической токсикологии, пищевой и химической безопасности имени академика Медведева при Минздраве, которые никто не оспаривает.
По данным этой экспертизы, в пробе красного ила был обнаружен ряд тяжелых металлов, которые могут привести к нарушениям обмена макро - и микроэлементов - кадмия, мышьяка, ртути, свинца и др.
И это еще не все. Среди химических элементов, содержащихся в красном иле, - алюминий, бор, ванадий, марганец, магний, сера, кремний, стронций, кальций, хром и ферум. То есть значительная часть периодической таблицы, которая представляет серьезную опасность для здоровья человека и окружающей среды.
И речь идет не о гипотетической опасности, а о конкретных фактах.
Десять лет безнаказанности
28 февраля 2011 года, более десяти лет назад, Николаевский (а вслед за ними - и центральный) СМИ сообщили новость об экологической катастрофе: красную пыль со шламохранилища глиноземного завода ветром разнесло по территории поселка Лимани, передает корреспондент ИА "Контекст-Черноморье". Депутат Николаевского областного совета Татьяна Фабикова рассказала, что к ней обратились жители села Прибугское, которые сообщили, что несколько дней назад красная пыль покрывала деревья и дороги, она четко выделяется на белом снегу. Люди также начали жаловаться на головную боль и боль в горле.
Количество красных частиц в воздухе в те дни достигло такой концентрации, что видимость значительно ухудшилась, и автомобили вынуждены ездить по шоссе с включенными фарами. Дышать можно было только в респираторах или прикрывая рот и нос носовым платком.
Прошел всего год - и 8 февраля 2012 года СМИ сообщили о похожей катастрофе. Сейчас главной жертвой ядовитой пыли стал Днепро-Бугский лиман — его ширина составляет три километра, из которых два окрашены в красный цвет. "Земли вокруг шламохранилищ выглядят не менее ужасно, особенно второе, которое пылятся по другую сторону дороги в деревню Лупарево. Можно предположить, что близлежащие земли используются в сельскохозяйственных целях - со всеми вытекающими из этого последствиями для людей", - заявили журналисты.
2013 год является продолжением истории. По данным журналистов, возмущенные жители сел, расположенных вблизи Николаевского глиноземного завода, жаловались, что автомобили, выезжающие с шламового поля НГЗ, не моют колеса, распространяя красную пыль далеко за пределы предприятия.
И все это-не глубокая история, оставшаяся в прошлом.
Вот сообщение за 2019 год: "В среду вечером, 3 июля, село Лимани под Николаевом было засыпано красным шламом с Николаевского глиноземного завода. Местные жители отмечают, что примерно после 17:00 пыли красного ила из близлежащего шламохранилища нет. 2 был унесен ветром на ближайшие территории. Жители отмечают, что такого в селе не наблюдалось уже очень давно. Концентрация ила была очень насыщенной. Местные жители жаловались на одышку и боль в глазах."
И вот-июнь 2021 года: "В Николаеве осадок НГЗ достиг акватории Днепро-Бугского лимана и реки Южный Буг. Ситуацию возле шламохранилища на своей странице в Facebook показал депутат Николаевского районного совета Александр Дьяченко. Депутат продемонстрировал полосы характерного красного цвета от забора хранилища до берега Южного Буга. Кроме того, характерный цвет присутствует также в песке у берега и в воде."
Министерство юстиции против жертв
Вот уже десять лет происходит одно и то же:" усилиями "НГЗ окрестности Николаева превращаются в"марсианские хроники". Уже доказано, что красный шлам не просто вреден - он также запрещен к утилизации в Украине, поскольку как бокситовая руда, перерабатываемая НГЗ, так и отходы и конечный продукт импортируются.
Экологи неоднократно пытались привлечь внимание властей к проблеме красного ила. Но она не только не предприняла шагов для ее решения, но и встала на сторону владельцев предприятия.
Итак, Министерство юстиции при личном участии министра Дениса Малюськи оперативно отреагировало на жалобу НГЗ и приняло решение наказать экспертов, которые определили размер морального ущерба для жертв красного ила. Тем временем в Николаеве полиция "навещает" самих пострадавших, требуя отказаться от участия в судебном процессе против НГЗ.
В результате угроза превращения Черноморской зоны в красную пустыню не только сохраняется, но и возрастает. Ведь локальные экологические катастрофы из-за красного ила, которые происходят почти ежегодно, однажды приведут к тому, что эта катастрофа станет глобальной.