Путин боится выглядеть слабым? Что говорят на Западе о возможном признании "Л/ДНР" в России

Общество 18 Feb 12:00   

15 февраля Государственная Дума России проголосовала за обращение к президенту Владимиру Путину с просьбой признать так называемые "ЛНР" и "ДНР" - квазиреспублики на оккупированном Донбассе.

Мнения зарубежных экспертов и политиков по этому вопросу разделились. Одни считают, что таким образом глава Кремля решил сместить фокус внимания с неудачного шантажа на вторжения; другие уверены, что факт признания станет началом полномасштабной войны между Россией и Украиной.

Что еще пишут западные СМИ - читайте в подборке ОБОЗРЕВАТЕЛЯ.

Фактический отказ от "Минска"

Бывший посол США в Киеве Стивен Пайфер подчеркивает, что Госдума "никоим образом" не могла самостоятельно инициировать обращение к Путину. И если российское руководство действительно согласится на признание террористов, это будет означать фактический выход страны-агрессора из Минских соглашений.

Видео дня

"Несомненно, Кремль организовал эту резолюцию в рамках продолжающейся кампании по оказанию давления на Украину", - считает дипломат.

The Washington Post также называет решение российского парламента "шагом, который фактически нарушит зашедшие в тупик мирные соглашения 2015 года". И The Guardian считает, что Государственная Дума "позволила повысить ставки в кризисе, не нападая на Украину". Издание предполагает, что хотя Путин вряд ли сразу признает "Л/ДНР", но "будет использовать этот вариант в качестве козыря, продолжая требовать гарантий безопасности от Запада."

Politico отмечает, что резонансное решение Государственной Думы "может поставить под угрозу дипломатические усилия, направленные на предотвращение более широкой войны" между Россией и Украиной. "Признание независимости двух регионов на востоке Украины по сути аннулировало бы Минский процесс - набор соглашений, которые были подписаны в 2014 и 2015 годах и гарантировали, что эти регионы останутся частью Украины", - напоминают журналисты западным читателям.

Американский журнал Fortune утверждает, что "российские законодатели предоставили Путину еще один способ нагнетания напряженности в отношениях с Украиной". Издание также считает, что шаг Госдумы "забьет гвоздь" в "Минские соглашения", хотя до сих пор "неясно, что Путин будет делать дальше".

Россия все еще готова начать войну

Газета "Нью-Йорк таймс" оценивает решение Госдумы как "признак того, что Россия готова продолжать оказывать давление на Украину - даже несмотря на сообщения о выводе некоторых войск из приграничных районов". Журналисты уверены, что признание боевиков еще больше увеличит риск полномасштабной войны между Россией и Украиной.

"Сепаратисты претендуют на всю территорию Донецкой и Луганской областей Украины, но контролируют лишь около трети этих земель. Резолюция [Госдумы] фактически дает Путину еще один козырь в переговорах с западными лидерами и еще один рычаг влияния на Украину", - пишет газета.

Бывший посол США в Киеве Майкл Макфол анализирует другие недавние события, связанные с эскалацией. В частности, демонстративное решение Путина продолжить переговоры на встрече с Сергеем Лавровым 14 февраля, отвод части российских войск от украинской границы и заявление главы Кремля о "геноциде" на Донбассе.

"Мы все ищем признаки того, что Путин склоняется к переговорам, а не к войне, потому что мы все хотим избежать войны. Но мы должны быть осторожны. Как может Путин стоять в стороне и наблюдать за "геноцидом" этнических русских (его кадр, а не мой)? Это замечание Путина пугает меня", - признается дипломат.

Макфол прогнозирует, что обращение Госдумы к президенту может стать началом полномасштабной войны между Россией и Украиной. "Поскольку сепаратисты, поддерживаемые Путиным, не контролируют все эти территории [Донецкую и Луганскую области]", - объясняет Макфол политический смысл возможного признания квазиреспублик.

The Guardian считает, что, зайдя в тупик в переговорах с Западом"Путин угрожает разрушить статус-кво". "Это может означать, что, помимо войны, Россия рассматривает другие варианты достижения своих целей, но это также указывает на то, что Кремль теряет терпение", - заключает газета, напоминая недавние слова Путина: "Мы хотим решить этот вопрос сейчас - прямо сейчас, в ближайшее время, в ходе переговорного процесса. "

Политолог Иван Преображенский напоминает, что "конституция" псевдореспублики провозглашает суверенитет над всей территорией Луганской и Донецкой областей. Но на самом деле террористы контролируют только половину этого.

"В результате для России такое признание, учитывая ее реальную, в том числе военную, роль в жизни "ДНР"/"ЛНР", может стать путем к новой войне как минимум для остальной части Донецкой и Луганской областей, находящихся под юрисдикцией Украины. Даже если за этим автоматически не последует признание, угроза нового масштабного военного конфликта сохранится", - считает эксперт.

Учитывая недавние переговоры Путина с канцлером Германии Олафом Шольцем, аналитик сомневается, что Кремль согласится на признание псевдореспублик. "Он все еще явно готов попытаться договориться. Ну а если не получится, то вот тогда нас может ждать второй виток обострения, вплоть до признания "ЛНР" и "ДНР" и боев за их "территориальную целостность", - пишет Преображенский.

Попытка сохранить лицо

Российский журналист Константин Эггерт придерживается противоположного мнения, хотя и подтверждает, что признание оккупированных Украиной территорий вполне реально. Особенно после того, как США и НАТО отказались предоставить Кремлю так называемые "гарантии безопасности".

", Чтобы сказать: "Извините, я не просчитал последствия!" И Путин не может вывести свои войска. Это будет выглядеть глупо и беспомощно. Но "взять так называемые "ЛНР" и "ДНР" под защиту от "украинских национал-радикалов" - то есть, по сути, легализовать российское военное присутствие в Луганске, Донецке и окрестностях - вполне реально. Начнем с того, что не совсем ясно, считать ли такое действие "вторжением" и вводить ли санкции. Многие европейцы будут за то, чтобы не считать. И тогда Москва сможет потребовать от Киева нового соглашения вместо минских, в котором будут четко прописаны обязательства Украины, и их нужно будет выполнять быстро и в одностороннем порядке", - отметил журналист.

"Это означает, что попытка запугать Украину и Запад концентрацией вооруженных сил не оправдалась, и теперь мы переходим к попытке запугать путем присоединения. В то же время никто не будет спешить присоединяться, как в случае концентрации вооруженных сил", - говорит политолог Дмитрий Орешкин.

Аналогичного мнения придерживается политолог Аббас Галлямов. По его словам, факт игнорирования ультиматума свидетельствует о том, что у Кремля может не быть другого выхода из ситуации, кроме признания террористических группировок.

"Главный мотив Путина - нежелание выглядеть слабым, согнутым и уступчивым. Россия выдвинула ультиматум, а другая сторона приняла и проигнорировала эти ультиматумы. И если ты не реагируешь, то выглядишь слабым. Ты угрожаешь, ты замахиваешься, но боишься ударить. Это старый уголовный закон: если ты достаешь нож, наноси удар. Нам нужно что-то делать, но что нам делать?" Он размышляет.

А немецкий военный эксперт Вольфганг Рихтер считает, что резолюции Госдумы не следует придавать чрезмерного значения, признание "ДНР" и "ЛНР", по его мнению, не является темой для Путина, даже если депутаты этого потребуют. "Это противоречило бы намерению вести диалог", - говорит он, полагая, что главное для Москвы - стратегический баланс, прежде всего, с Соединенными Штатами, соглашение о неразмещении ракет и другой военной инфраструктуры вблизи российских границ. Каков результат? Западные издания и эксперты разошлись в своих оценках решения российских депутатов. Однако большинство склоняется к тому, что признание Путиным террористов ЛДНР будет означать отказ России от Минских соглашений, единственного документа, на котором должен основываться мирный процесс на Донбассе.

Общество

Последнее