Служба безопасности Украины объявила о разоблачении чиновника Черкасской больницы за хищение 12 миллионов бюджетных средств. Эти деньги были выделены Национальной службой здравоохранения для борьбы с COVID-19. Но трудно поверить, что один человек провернул такую схему.
ОБОЗРЕВАТЕЛЬ выяснил подробности резонансного дела.
Хищение в особо крупных размерах, но суммы разные
7 Февраля сразу несколько ведомств сообщили о разоблачении масштабных хищений в медицинском учреждении в Черкассах. Служба безопасности Украины заявила, что это были бюджетные средства, выделенные Национальной службой здравоохранения Украины для борьбы с пандемией COVID-19.
"Как установило следствие, схема была организована заместителем начальника финансового управления. В последние два года женщина в сговоре с сообщниками оплачивала несуществующие услуги и работы. В частности, чиновник перечислил денежные средства на счета аффилированных хозяйствующих субъектов за якобы проведение строительно-ремонтных работ медицинского учреждения", - говорится в сообщении СБУ.
Также были установлены факты начисления необоснованных премий, авансов, заработной платы. Под видом надбавки "covid" женщина производила начисления, суммы которых превышали определенные нормы материального обеспечения как для медицинских работников, так и для лиц, якобы оказывающих услуги поликлинике.
"У самой злоумышленницы было более 10 собственных банковских карт, на которые регулярно поступали присвоенные средства. Согласно выводам экспертиз, таким образом дилерам удалось присвоить почти 12 млн грн государственных средств", - сообщили в СБ Украины.
В полиции Черкасской области назвали такую же сумму и добавили, что продолжаются следственные действия по выявлению и привлечению к ответственности других лиц, причастных к незаконной схеме. Но в сообщении Черкасской областной прокуратуры сумма внезапно снизилась до трех миллионов. В прокуратуре OBOZREVATEL уточнили, что три миллиона - это то, что уже доказано.
Аудит и "маски-шоу"
Как выяснил ОБОЗРЕВАТЕЛЬ, все произошло в коммунальном некоммерческом предприятии "Черкасская городская консультативно-диагностическая поликлиника". Подозрение было объявлено бывшему заместителю главного бухгалтера Наталье Безуглой.
Директор КНП Владислав Свириденко сообщил нашим журналистам, что "громкое разоблачение" сотрудниками СБУ в Черкасской области немного не соответствует действительности, поскольку инициатором расследования выступила администрация поликлиники. "Мы подали заявление в полицию 30 октября 2020 года", - пояснил Свириденко.
Следствие считает, что хищение денежных средств произошло в период с апреля 2018 года по ноябрь 2020 года. Директор не совсем согласен с этим: он утверждает, что это произошло во время его шестимесячного отсутствия с декабря 2019 по июль 2020 года.
"Ситуация такова: основной объем средств был выведен в 2019-2020 годах. Этот. Заместитель главного бухгалтера, который вел всю работу по платежам, то есть работал с банком. Львиная доля этих денег была снята и украдена во время моего отсутствия по уважительным причинам на рабочем месте. Я не был на работе около шести месяцев. Когда я вернулся и начал в этом разбираться, то сразу возникла паника: она (Безуглая. - Ред.) Покинула свое рабочее место и убежала - больше мы ее никогда не видели. Я не передавал дело, ничего", - сказал Свириденко.
По словам директора, кражу обнаружил новый главный бухгалтер, который пришел к нему с вопросом, почему такие большие суммы идут на заработную плату.
"Мы начали продвигать это, и результатом стали мои служебные записки в орган управления, комиссию и мое заявление в полицию. Я благодарен уполномоченным органам, так как они провели все экспертизы и после моего заявления провели проверку и выяснили это. По нашим подсчетам, их было шесть миллионов, но после аудита сумма увеличилась", - добавил руководитель медицинского учреждения.
Свириденко также сообщил OBOZREVATEL, что его отстранили от работы из-за подозрения во взяточничестве. По его мнению, это была "подстава", и произошло это как раз в последний день проверки.
"Мне не понравилась работа бухгалтерии еще в 2019 году, и я пригласил частную компанию провести аудит.
Но по какой-то причине в последний день проверки ко мне в кабинет пришли посетители, бросили пакет, а потом были "маски-шоу". Они обвинили меня во взяточничестве, составили статью и посадили под домашний арест. Это дело все еще затягивается.
И с декабря 2019 по июль 2020 года я не был на работе в связи с этим. Теперь становится ясно, откуда берется эта установка, кому это интересно. Потому что, как только меня отстранили, они сразу же начали очень активно управлять и проводить закупки. И когда я вышел на работу, я начал в этом разбираться, нашел нового главного бухгалтера - все раскрылось", - сказал директор.
По словам Владислава Свириденко, подозреваемая дала показания после ареста о том, что она якобы не была самостоятельным лицом, а действовала по приказу директора. Он категорически отрицает это. Он говорит, что даже его подписи были подделаны.
Женщине грозит длительный срок
Бывшему заместителю главного бухгалтера Наталье Безуглой объявлено о подозрении по ч. 5 ст.191 (Присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением) Уголовного кодекса Украины. Женщине грозит от 7 до 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества.
Сама Наталья Безуглая, с которой удалось связаться журналистам OBOZREVATEL, заявила, что не может прокомментировать ситуацию во время досудебного расследования, но "она готова многое рассказать позже".
Сейчас подозреваемый в хищении крупных денежных средств находится дома. Несмотря на то, что прокуратура ходатайствовала об избрании Безуглу меры пресечения в виде содержания под стражей, суд решил иначе.
"Сосновский районный суд Черкасс избрал меру пресечения в виде домашнего ареста на ночное время. Прокуратура с этим не согласна и будет оспаривать это", - сообщили OBOZREVATEL в прокуратуре Черкасской области.
Ну а пока в течение дня Наталья Безуглая может спокойно заниматься своими делами, выходить из дома, выходить на прогулку. Действительно ли она была организатором схемы, а также причастно ли к этому руководство муниципального медицинского учреждения (или, может быть, даже некоторых департаментов), до сих пор остается под вопросом. Трудно поверить, что один человек самостоятельно провернул эту схему.