«В Гааге есть механизмы привлечения политиков и военных РФ к ответственности за преступления на Донбассе»

Общество 28 Dec 06:33   

Одна из главных задач нашего государства - привлечь российских военных преступников и их пособников к ответственности за содеянное: аннексию Крыма и организованную ими кровавую бойню на Донбассе, гибель защитников Украины и мирных жителей, искалеченные судьбы и разрушения. У страны-агрессора есть своя цель - убедить мир в том, что у нас якобы гражданская война и что Крым сам просит уйти в "родную гавань". "За бордюром" они не жалеют ни сил, ни денег, чтобы фальсифицировать факты и собрать "доказательства" "непричастности" к украинской трагедии.

Конфронтация с Россией на юридическом фронте очень сложна. Но мы должны непременно добиться того, чтобы международное правосудие установило истину и вынесло справедливый вердикт всем - от кремлевской клики, развязавшей войну, до тех, кто непосредственно вторгся на нашу территорию. Украине предстоит трудный и долгий путь, но шанс есть, считает полковник юстиции Юрий Бобров, начальник управления правового обеспечения Генерального штаба Вооруженных Сил Украины, начальник юридической службы ВСУ.

"Суд не занимается конфликтами между государствами, он расследует преступления одних людей против других"

- Несомненно, заявление Бенсуды является серьезным позитивным сигналом. Однако отмечу, что мы находимся только в начале пути. Предварительная экспертиза - это первый процессуальный этап Международного уголовного суда. Всего их шесть: предварительная экспертиза, расследование, предварительная экспертиза, судебный процесс, рассмотрение апелляции и приведение в исполнение. Поэтому следующим шагом является обращение к судьям Палаты предварительного производства с просьбой дать разрешение на начало расследования. Если их решение будет положительным, начнется прямое расследование.

- Никто не знает этого сегодня. Конечно, процесс не быстрый. Например, между выдачей ордера на арест Палатой предварительного производства и вынесением окончательного решения по делу против Жан-Пьера Бемби (Центральноафриканская Республика) прошло более 10 лет. Такова средняя продолжительность судебных разбирательств в Международном уголовном суде.

*- Да, Россия не признает юрисдикции Международного уголовного суда. А как же привлечь к ответственности россиян?

- Если будет установлено, что конкретные российские политики, военнослужащие и должностные лица были причастны к преступлениям, совершенным на территории Украины, то это возможно. Международный уголовный суд имеет соответствующие механизмы. Если эти лица окажутся на территории третьей страны, то будет выдан ордер Международного уголовного суда на их арест и доставку в суд, который будет действовать бессрочно (!). Также наверняка эти символы будут внесены в базу данных Интерпола.

*В дополнение, после сбора доказательств и идентификации подозреваемых, Прокуратура может обратиться в Палату предварительного производства с требованием о явке конкретного лица (добровольно) или с ордером на арест (принудительно). *

"В 90 процентах случаев наших подразделений не было...". Обстрел осуществлялся подразделениями так называемых "ДПР" и "ЛПР"

*- Мы узнали, что в июне 2014 года Следственный комитет Российской Федерации создал очень серьезную структуру - "специальное подразделение по расследованию преступлений международного характера, совершенных на территории Украины".

- У меня сложилось впечатление, что они подготовились к этому заранее. Естественно, что это спецподразделение ориентировалось на высшее руководство ВСУ. В настоящее время Следственный комитет расследует более 230 уголовных дел в отношении наших военнослужащих, участвовавших в АТО и ООС на территории Донецкой и Луганской областей. В рамках досудебного расследования около 70 старшим украинским военнослужащим заочно предъявлены обвинения, по данным российских деятелей, в "преступлениях против человечества, применении оружия массового поражения" и подобной лжи.

- Основанием для их действий стал принцип универсальной юрисдикции. Российские юристы заверяют, что этот принцип закреплен в ч. 3 ст. 12 Уголовного кодекса, Женевских конвенциях 1949 г. и Дополнительных протоколах к ним, поэтому они убеждены, что имеют право преследовать в судебном порядке граждан Украины на территории Украины за военные преступления, если Украина их не расследует.

- С целью объективного установления фактических обстоятельств, в октябре 2017 года Генеральная прокуратура создала Управление по расследованию преступлений, совершенных на временно оккупированных территориях. В ходе досудебного расследования было официально принято решение о закрытии уголовного дела в отношении 89 военнослужащих ВСУ и Минобороны Украины (100 фактов), в том числе руководства Генерального штаба, бывшего министра обороны Полторака и его заместителей, в связи с тем, что Генеральная прокуратура провела досудебное расследование в отношении сотрудников Следственного комитета Российской Федерации. В то же время Генеральная прокуратура проводила досудебное расследование в отношении сотрудников Следственного комитета Российской ФедерацииСледственного комитета РФ, которые помогали террористическим организациям "ДПР" и "ЛПР", привлекая к уголовной ответственности заведомо невинных граждан Украины.

- Конечно. Например, в 2015 году в Донецке, в полном соответствии с законодательством Украины (!), была создана общественная комиссия по расследованию военных преступлений, которая впоследствии превратилась в общественную организацию "Справедливый захист", которая собирает "доказательства" преступлений, якобы совершенных военнослужащими ВСУ. Она представила в Международный уголовный суд материалы о более чем 1800 потерпевших.

*- В 2017 году (до этого, к сожалению, этим вопросом никто не занимался) была создана рабочая группа, в которую вошли сотрудники Департамента правового обеспечения, Объединенного оперативного штаба, управлений Генерального штаба, департаментов Минобороны. Мы изучаем и анализируем официальные отчеты Верховного комиссара ООН по правам человека, которые публикуются ежеквартально, отслеживаем официальные сайты российской прессы "DPR" и "LPR", местные рекламные сайты и так далее. Таким образом, мы составили список возможных нарушений международного гуманитарного права. На сегодняшний день задокументировано 80 случаев. По 18 из них возбуждены уголовные дела. Остальные 62, которые еще не были рассмотрены украинскими правоохранительными органами, с большой долей вероятности будут расследованы прокуратурой Международного уголовного суда. Война есть война. В результате обстрела разрушаются дома людей и инфраструктура городов и сел. Очевидцы сообщают, что нередки случаи "попадания под обстрел" с обеих сторон. Что с этим делать?

*- Позвольте мне рассказать вам, как мы изучали ситуацию. Допустим, был обстрел такого и такого населенного пункта, и Следственный комитет РФ назвал виновником именно наше подразделение. Сначала мы установили факт нарушения, изучили, действительно ли это подразделение могло там находиться, собрали всю возможную информацию из отчетов о боевых действиях подразделений, изучили схемы передвижения этих подразделений. Скажу одно: 90 процентов времени наши части не были там, и все данные свидетельствуют о том, что обстрел

- Это были уликипо инициативе национальных правоохранительных органов, прокуратуры и ВСУ, совместно с украинскими и международными неправительственными организациями, которые предоставили достаточные основания для принятия решения высшим международным органом уголовного правосудия.

*Мы работали в архиве Минобороны, где ежеквартально оперативные и тактические группы представляют приказы, данные о местонахождении воинских частей, боевые приказы о применении оружия, в том числе артиллерийского. Тщательно проанализировав массив документов за период 2014-2016 гг., мы пришли к выводу, что возбужденные Следственным комитетом РФ уголовные дела в значительной степени надуманны и не соответствуют действительности, а улики сфальсифицированы. Например, мы дали указание Государственной пограничной службе, чтобы при прохождении контрольно-пропускных пунктов они официально допрашивали потерпевших, о которых говорил Спроведливый Захист (были указаны их имена и адреса). Однако выяснилось, что эти люди вообще не обращались к официальным властям, и не было данных о том, что они были жертвами или их родственники являлись таковыми.

*- Нет, конечно, нет. Более двух третей "официальных фактов", представленных россиянами и оккупационными властями "ЛПР" и "ДПР" в Международный уголовный суд и Европейский суд по правам человека, были надуманными.

В отличие от этого, наши материалы были представлены. Пусть суд учтет все и сделает соответствующие выводы. Международный уголовный суд априори не может быть предвзятым. Единственное, что беспокоит, это то, что помимо официальных доказательств он учитывает и информацию, опубликованную в СМИ. Но вы понимаете, как работает пропагандистская машина в России и в так называемых "ДНР" и "ЛНР "

"Я не могу назвать ни одного факта, что мы обстреливали инфраструктуру или жилые районы"

*- Вы, должно быть, имеете в виду генерала Назарова. Дело в том, что Международный уголовный суд принимает к рассмотрению дела или фактические обстоятельства, если государство Украина не привлекает своих военнослужащих к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за нарушения.

*Мы должны подходить ко всему объективно и в соответствии с требованиями нашего законодательства. Я не буду оценивать решение суда по делу Назарова. Но на это я буду обращать внимание. Сегодня в Красногвардейском районном суде Днепра на рассмотрении находятся уголовные дела в отношении бывшего лидера "ЛНР" Игоря Плотницкого и Андрея Патрушева Александра Гореева, обвиняемых в совершении теракта 14 июня 2014 года в небе над Луганском. Патрушев и Гореев - боевики, выпустившие ракету по Ил-76. Согласитесь, абсурдно одновременно привлекать к ответственности генерала за предполагаемую официальную халатность и боевиков, совершивших теракт. В то же время, на сегодняшний день нет судебного решения по делу о террористах, ответственных за гибель 49 российских военнослужащих. Будем надеяться, что международное правосудие выявит и накажет преступников, как это было после событий в Руанде, Сербии, Боснии и Косово.

- Мы тоже надеемся на это и делаем все для этого. Наши военнослужащие защищены Конституцией и законами Украины. В Конституции прямо сказано, что главной задачей ВСУ является защита суверенитета и территориальной целостности государства. Именно для этого, собственно, и была создана армия. Мы должны законными методами доказать, что наши военнослужащие, даже когда их позиции подвергаются артиллерийскому обстрелу, ведут огонь исключительно в ответ.

- Не могу назвать ни одного факта, что мы обстреливали объекты инфраструктуры или жилые районы. Даже когда незаконный армеГруппировки и соединения подразделений Вооруженных Сил России вели обстрел, скрываясь за жителями Донецка и Луганска, наши командиры никогда не отдавали приказа вести ответный огонь. Так было с начала войны. Наверное, были какие-то ошибки, никто не застрахован от них. Но я категорически исключаю, что был преднамеренный обстрел. И не одним словом, а на основании документов. Ни разу украинская армия не пересекла эту "красную линию".

5

Общество

Последнее