Воздушный бойкот: когда в Беларусь вновь полетят самолеты из ЕС?

Общество 19 Sep 21:05   

После вынужденной посадки самолета Ryanair в Минске в мае 2021 года страны ЕС прекратили авиасообщение с Беларусью и ввели санкции против "Белавиа".

Воздушный бойкот Беларуси начался после незапланированной посадки самолета Ryanair, летевшего из Афин в Вильнюс 23 мая. Авиалайнер был вынужден приземлиться в Минске из-за сообщения о его минировании, которое позже оказалось ложным. Позже в аэропорту Минска были задержаны два пассажира - белорусский оппозиционный блогер Роман Протасевич и его спутница, гражданка Российской Федерации София Сапега.

В связи с этим Брюссель призвал провести расследование инцидента, настоятельно рекомендовал европейским авиаперевозчикам прекратить полеты в Беларусь и над ее территорией, а с июня закрыл небо над Европой для белорусских авиакомпаний. DW выяснила, есть ли сейчас планы возобновить полеты.

А как насчет рейсов европейских авиакомпаний?

По данным организации Евроконтроль, до прекращения полетов через воздушное пространство Беларуси ежедневно проходило около 300 рейсов, около 100 из них выполнялись авиакомпаниями ЕС или Великобритании.

Латвийская авиакомпания airBaltic первой приостановила полеты над Беларусью после инцидента с Ryanair. Тогда министр транспорта Латвии назвал ситуацию "порождающей множество вопросов о безопасности полетов в воздушном пространстве". В настоящее время забронировать билеты на рейсы в Беларусь на сайте airBaltic в обозримом будущем невозможно.

"Безопасность и здоровье пассажиров и сотрудников авиакомпании являются главным приоритетом airBaltic. Авиакомпания выполняет рейсы в соответствии с правилами, установленными компетентными органами", - прокомментировали DW в пресс-службе airBaltic. Компания регулярно пересматривает расписание рейсов, и пока действует запрет для авиаперевозчиков в ЕС, полеты по этому маршруту выполняться не будут.

На сайте немецкой авиакомпании Lufthansa вы можете купить билеты на октябрь. Например, рейсы из Франкфурта-на-Майне в Минск и обратно 4 и 10 октября стоят около 340 евро. Но, как пояснили DW в пресс-службе авиакомпании, это еще ничего не значит.

Группа Lufthansa руководствуется рекомендациями европейских и немецких авиационных регуляторов. И, в соответствии с ними, с мая 2021 года оно запретило пересечение воздушного пространства Беларуси для всех компаний, входящих в концерн, включая австрийскую авиакомпанию Austrian. Пилоты обязаны использовать альтернативные маршруты для полетов по территории Беларуси.

Авиакомпания пересмотрит эти правила после 21 сентября. Будут ли после этого ее авиалайнеры летать в Минск, зависит от развития ситуации. "Мы находимся в тесном контакте с немецкими и европейскими агентствами по этому вопросу. В то же время мы постоянно следим за текущими событиями и постепенно соответствующим образом корректируем наш план полета", - ответила пресс-служба концерна на запрос DW.

Крупнейшая польская авиакомпания LOT также отменила все рейсы в Беларусь в конце мая. Но теперь он предлагает билеты из Варшавы в Минск с 31 октября 2021 года. Компания LOT не ответила на запрос DW прокомментировать планы по возобновлению полетов. Но вполне вероятно, что в октябре рейсов пока не будет, и это скорее техническое решение, как в случае с Lufthansa.

Украинский бойкот и санкции против "Белавиа"

Украина также прекратила авиасообщение. С конца мая украинским авиакомпаниям запретили летать над белорусской территорией, а Государственной пограничной службе Украины поручено прекратить оформление пассажиров, следующих из Беларуси или в Беларусь. Пока, до 30 сентября 2021 года, действует также запрет на полеты белорусской компании "Белавиа" в украинские города. Украинские власти назвали эти меры необходимыми шагами для обеспечения безопасности авиации и пассажиров.

Также невозможно попасть в страны ЕС рейсами "Белавиа". 5 июня Совет ЕС запретил белорусским самолетам использовать воздушное пространство и аэропорты Европы. Позже к санкциям присоединились страны, не входящие в ЕС: Северная Македония, Черногория, Сербия и Албания, Исландия, Лихтенштейн и Норвегия.

Пока ничего не известно о планах по отмене санкций. На сайте "Белавиа" сообщается об отмене рейсов в 11 европейских городов, связанных с запретами, - пока до 30 октября 2021 года.

Что будет дальше?

В июне Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA) выпустило директиву, призывающую авиационные регуляторы в государствах-членах EASA информировать авиаперевозчиков о том, что полеты над Беларусью разрешены только в случае необходимости, если этого требует безопасность. И, как отмечается в EASA, эта директива не имеет срока действия.

"Механизма автоматического "истечения срока действия" не существует, но EASA постоянно следит за развитием событий и отреагирует отменой или внесением изменений в директиву, если будет уверенность в том, что РПИ (Зона полетной информации) Минск может обеспечить безопасность аэронавигации", - говорится в ответе агентства на запрос DW.

EASA также сообщает, что отчет Международной организации гражданской авиации (ИКАО), расследующий перехват рейса Ryanair в Минске, играет важную роль в оценке условий безопасности в воздушном пространстве Беларуси. В августе в Беларусь прибыли эксперты ИКАО. Рассмотрение предварительного отчета перенесено на октябрь. "Результат этого расследования обязательно будет принят во внимание в контексте сохранения или отмены действующих ограничений", - подчеркивает EASA.

В соответствии с директивой EASA, в каждой отдельной стране ЕС национальные органы по авиационной безопасности решают, следует ли запрещать своим авиаперевозчикам входить в воздушное пространство определенного государства.

Общество

Последнее