Возвращение временно оккупированных территорий и вступление в НАТО и ЕС: хорватский опыт для Украины

Общество 14 Dec 11:04   

В связи с телефонными разговорами Байдена-Путина, а затем Байдена-Зеленского официальный визит премьер-министра Хорватии А.Пленковича в Киев был менее заметен в информационном пространстве Украины, а жаль. Однако я помню быструю реакцию главы украинского государства в социальных сетях на выпад президента Хорватии З.Милановича В.А.Пленковича относительно сроков этого официального визита в Украину. В.Зеленский спросил президента Хорватии, как бы чувствовала себя Хорватия, если бы у ее границ было более ста тысяч вражеской армии. В то же время, в это трудное для Украины время нам необходимо еще раз внимательно изучить хорватский опыт возвращения временно оккупированных территорий и вступления в НАТО и ЕС.

Я напомню вам лишь несколько важных фактов из наших двусторонних отношений. 05 Декабря 1991 года Хорватия одной из первых стран в мире признала государственную независимость Украины, а 11 декабря 1991 года Украина стала третьей страной в мире, признавшей государственную независимость Хорватии. Поэтому официальный визит главы хорватского правительства состоялся во время важного события: празднования 30-й годовщины взаимного признания возобновления государственной независимости.

Во время визита А.Пленкович и президент В. Зеленский подписал совместную Декларацию о европейской перспективе Украины, в которой зафиксирована полная поддержка Загребом процесса европейской и евроатлантической интеграции Украины, состоялось очередное заседание Совместной межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, по итогам которого были подписаны три двусторонних соглашения, итоговый протокол, а также состоялся украинско-хорватский бизнес-форум, который открыли два премьер-министра. Иными словами, визит главы правительства дружественной нашему государству страны достаточно насыщен событиями, но я хотел бы остановиться на нескольких слишком важных вещах, которые оказались за кадром.

Прежде всего, во многом у нас есть сходство в исторической судьбе наших стран и двух народов. Позвольте мне напомнить вам, что в конце 6-го века. С территории современной Украины, среднего и верхнего течения Днестра, племена хорватов переселились в новый регион обитания - между Дунаем и Адриатическим морем. Это уникальный случай переселения славян с нашей территории на новые территории, в частности, на Балканский полуостров. В конце концов, переселенное славянское население дало название новому государству по имени собственного хорватских племен.

Однако не все хорватские племена покинули свои земли в верховьях Днестра: некоторые из них остались, и в истории нашего государства они известны как "белые хорваты", которые впоследствии стали этнической частью украинского народа, который начал зарождаться на территории государства Русь с центром в Киеве. После определенного исторического периода хорваты, как и наши предки, русы-украинцы, потеряли свою государственность, но в 1991 году она была возрождена. И здесь, внимание: хорваты сразу же попадают в тиски внешней агрессии и внутреннего отделения, что сопровождалось временной потерей 27% собственной территории. Им пришлось создавать собственные вооруженные силы с нуля и обеспечивать их соответствующим снаряжением в условиях международного эмбарго на поставки оружия.

В результате временная потеря территорий сменилась процессом их постепенного возвращения, первоначально вооруженным путем. Это касалось земель, удаленных от хорватско-сербской границы. Но часть территорий - восточная Славония, западный Срем и Баранья, граничащие с Сербией, были освобождены мирным путем - путем дипломатических и политических переговоров и подписания Эрдутского соглашения, во многом напоминающего Минское. Процесс мирной деоккупации длился два года и использовал механизм миротворческой миссии ООН, которая сыграла важную роль в процессе реинтеграции. Местные выборы были проведены там до введения хорватского контроля над неконтролируемым участком хорватско-сербской границы. Но, как и в Минских соглашениях, где пункт 10 предусматривает "вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников", и пункт 4 "проведение местных выборов в соответствии с законодательством Украины", местные выборы были проведены на территориях, временно неподконтрольных правительству Хорватии после вывода сербских вооруженных сил, а также в соответствии с законодательством Республики Хорватия.

По всей стране также раздавались радикальные выступления, призывающие к использованию армии в процессе деоккупации, а не мягкой политической и дипломатической силы. Между тем Президент Российской Федерации Ф. Тужман заявил, что освобождение военной силой территорий на границе с Сербией и где расположены регулярные сербские войска обойдется хорватскому народу очень дорого, поэтому он не допустит спекуляций на эту тему. В то время в хорватской армии существовали определенные автономные добровольческие подразделения, которые действовали с самых первых дней агрессии против хорватской государственности, но их строго предупреждали об уголовной ответственности в случае поддержки политических атак на курс мирной реинтеграции. Противники позиции президента Ф. Туджманы, которые представляли себя великими патриотами государственности, не решились открыто восстать, что угрожало нынешней власти. И только с годами большинство из них признали политическую мудрость решения главы хорватского государства встать на путь мирной деоккупации.

Кстати, эти территории получили особый статус, но в основном он касался экономического характера - путем провозглашения свободных экономических зон, освобождения от ряда налогов и финансового поощрения со стороны центрального правительства для создания новых рабочих мест на бывших оккупированных территориях. Были и определенные политические уступки, и после возвращения бывших оккупированных территорий в государственно-правовое пространство Хорватии о них потихоньку "забыли".

Украинское государство также прошло свой собственный путь военной деоккупации части оккупированных территорий на украинском Донбассе летом 2014 года. Сейчас мы сталкиваемся, как и в Хорватии, с процессом мирной реинтеграции. Как когда-то в Хорватии, у нас есть большое количество противников процесса мирной реинтеграции, которые представляют себя великими патриотами. Только замена мирной реинтеграции военной вызовет крупномасштабную войну с Российской Федерацией, и Москва неофициально сыграет в глобальном медиа-поле, что Украина является агрессором, хотя речь идет о наших территориях. И тогда адские санкции коллективного Запада против Москвы вряд ли будут применены, потому что США, Франция, Германия и страны НАТО видят именно в Минских соглашениях, подобных Эрдутскому, перспективу возвращения временно неподконтрольных территорий Донбасса их законному владельцу - Украинскому государству. И без деоккупации наших территорий на Донбассе или, как некоторые предлагают, вообще отказаться от них, мы не приблизимся к вопросу освобождения Крымского полуострова, что является задачей российской внешней политики.

Поэтому мы будем очень осторожны. Вместо Минских соглашений Москва подпишет не лучший документ для Украины, да еще и обвинит Киев в срыве мирного процесса и обратится к ЕС с просьбой отменить санкции против Российской Федерации, потому что именно Украина якобы саботировала Минские соглашения, о которых Москва говорит уже много лет. Но Киев сделает невозможным такой желательный для Москвы сценарий своей государственной поддержкой нормандского формата и Минского процесса, потому что сейчас это очень важный национальный интерес. А после возвращения временно оккупированных территорий Украине откроется гораздо лучший путь вступления в НАТО и ЕС, как это успешно сделала дружественная нам Хорватия.

Важно: мнение редакции может отличаться от мнения автора. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Узнайте больше о редакционной политике OBOZREVATEL, отправив сообщение.

Общество

Последнее