Авторы:
Русиф Гусейнов - директор Бакинского аналитического центра имени Топчубашева
Магомед Мамедов является научным сотрудником Центра Топчубашева
В конце 1990-х годов бывший советник по национальной безопасности США в администрации Картера Збигнев Бжезинский описал Азербайджан и Украину как "геополитические центры" и ключевые узлы региональной конфигурации власти ввиду их стратегического расположения на европейских линиях разлома после холодной войны.
Сегодняшние события вокруг этих стран показывают, что они продолжают играть ключевую роль в региональной геополитике, особенно в контексте ухудшения европейской системы безопасности после окончания холодной войны.
Как утверждал Бжезинский, будущее Азербайджана и Украины будет иметь решающее значение для определения того, кем может или не может стать Россия, что должно подтолкнуть Запад к более тесному сотрудничеству с двумя странами Восточного партнерства.
Однако недавний несбалансированный подход администрации Байдена к Армении (союзнику России) и Азербайджану бросает тень на ее стратегическое партнерство с последним.
Приглашение президента Джо Байдена в Армению принять участие в Саммите за демократию в декабре прошлого года, без упоминания Азербайджана и Турции, было расценено как ненужный жест во время углубляющегося кризиса безопасности в Европе, в то время как Россия предъявляет претензии на сферы влияния, а Запад отказывается их принимать.
В то же время встреча советника по национальной безопасности США Джейка Салливана со своим армянским коллегой Арменом Григоряном в Вашингтоне 15 декабря для обсуждения событий на армяно-азербайджанской границе вызвала гнев Баку, поскольку азербайджанской стороне не была предоставлена аналогичная возможность.
Президент Алиев заявил, что проармянский уклон в политике Вашингтона на Южном Кавказе - его личное дело, но это может иметь последствия для двусторонних отношений с Азербайджаном.
Месяц спустя, по иронии судьбы, именно премьер-министр Армении Никол Пашинян направил войска в Казахстан в рамках возглавляемой Россией миссии ОДКБ по подавлению антиправительственных протестов в крупных городах.
Пашинян, который сам пришел к власти в результате народных протестов в 2018 году, теперь охарактеризовал гражданские беспорядки в Казахстане как организованные извне. По словам армянского лидера, этого было достаточно, чтобы сработала статья 4 устава ОДКБ о взаимной помощи при внешнем вмешательстве.
Содействуя усилиям России по поддержке авторитарного режима по соседству, Ереван, с одной стороны, показал, на чьей он стороне в свете углубляющегося разрыва между демократическим Западом и авторитарной Россией.
В рамках этого "Священного союза" с Россией и Беларусью Армения открыто продемонстрировала, на что она готова ради сохранения авторитарной стабильности в странах ОДКБ.
С другой стороны, активное участие Армении ("простая пешка в стратегии России в Казахстане") в центральноазиатской авантюре Кремля означало не что иное, как удовлетворение неоимперских амбиций Москвы на постсоветском пространстве, которые в последнее время стали намного яснее в ультиматумах Кремля Соединенным Штатам и НАТО.
Статья 7 проекта соглашения, предложенного странам НАТО 17 декабря, открыто призывала организацию прекратить ведение "любой военной деятельности на территории Украины, а также других государств Восточной Европы, Южного Кавказа и Центральной Азии".
Поддержка Ереваном зарубежных авантюр Кремля не нова: еще в феврале 2019 года армянская сторона направила военнослужащих в Сирию в рамках поддержки российской политики на Ближнем Востоке.
Обычно игнорируемый западными наблюдателями, этот шаг был также осуществлен при Пашиняне, чей приход к власти в 2018 году в целом приветствовался как новое, более прозападное и менее пророссийское направление внешней политики Армении.
В 2020 году подход Армении к конфликту с Азербайджаном "новая война за новые территории" привел к ее унизительному поражению во Второй Карабахской войне, что не только подняло ее зависимость от России на беспрецедентную высоту, но и повысило уязвимость Азербайджана перед давлением России.
По сравнению с Арменией политика Азербайджана в отношении России до сих пор была более тонкой, что давало ему большую погрешность в отношениях со своим северным соседом.
Обладая относительно сильной экономикой и многосторонними союзами, Баку активно участвует в геополитической трансформации более широкого Черноморско-Каспийского бассейна, где его главный союзник Турция также недавно укрепила свой экономический и военный профиль.
В интервью местным телеканалам 12 января президент Алиев, намекая на пресловутые предложения России по НАТО, заявил, что Азербайджан, полагаясь на собственные силы, готов к любым возможностям в случае краха нынешней системы международных отношений.
Два дня спустя, на фоне растущей напряженности на границах Украины, он посетил Киев и встретился со своим коллегой Владимиром Зеленским.
В совместном заявлении после встречи лидеры двух стран подтвердили поддержку суверенитета и территориальной целостности друг друга и заявили, что оба будут работать над защитой своих международно признанных границ.
В этом контексте рассчитанная поддержка Азербайджаном Украины приобретает новое значение, поскольку другие прозападные промежуточные страны, особенно Грузия, в значительной степени ослабли на фоне растущей неопределенности вокруг границ Украины.
За исключением твита министра иностранных дел Давида Залкалиани, выражающего солидарность с Киевом, грузинское руководство до сих пор уклонялось от открытой поддержки Украины.
Интересно, что резолюция, принятая парламентом Грузии 1 февраля, не содержала словосочетания "российская агрессия", что побудило оппозиционеров обвинить нынешний режим в том, что он закрывает глаза на происходящее со стратегическим партнером Тбилиси.
Примечательно, что еще в 2014 году Баку входил в группу государств, осуждающих аннексию Крыма, а тогдашний президент Армении Серж Саргсян стал первым иностранным лидером, поздравившим Владимира Путина на официальном уровне.
27 Марта 2014 года Азербайджан проголосовал за резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН, призывающую государства не признавать референдум в Крыму о присоединении к России, а посольство Азербайджана в Киеве опубликовало заявление, подтверждающее приверженность Азербайджана принципам суверенитета, независимости и поддержки территориальной целостности Украины.
Как и следовало ожидать, осторожная поддержка Азербайджаном Украины во время острого кризиса безопасности и его способность играть ключевую роль после потенциальной войны - будь то поставки энергоносителей, проекты подключения или дипломатические связи - не остались незамеченными в западных столицах.
ЕС уже начал переговоры с Баку о потенциальных экстренных поставках газа на случай, если Россия ограничит поставки газа в Европу в качестве карательной меры против западных санкций.
30 Января глава внешнеполитического ведомства ЕС Джозеф Боррелл заявил, что ЕС координирует свои действия с такими партнерами, как Соединенные Штаты, Катар и Азербайджан, чтобы повысить свою устойчивость к возможным шокам поставок, исходящим из России.
4 Февраля комиссар ЕС по вопросам соседства и расширения Оливер Вархели и комиссар по энергетике Кадри Симсон посетили Баку, чтобы обсудить возможность увеличения поставок газа в Европу.
Комиссар Симсон, присутствовавший на ежегодном заседании Консультативного совета Южного газового коридора, назвал проект "продолжающейся историей успеха", способствующей энергетической безопасности ЕС во все более неопределенных рыночных условиях.
На встрече с министром иностранных дел Азербайджана Джейхуном Байрамовым комиссар Вархели заявил, что ЕС рассчитывает на Азербайджан как на надежного партнера в области поставок энергоносителей и хочет, чтобы последний рассмотрел вопрос об увеличении поставок газа в ЕС и на Западные Балканы в ближайшем будущем.
Азербайджан начал поставлять свой природный газ напрямую на европейские рынки с декабря 2020 годаТрансадриатический трубопровод (TAP) в рамках Южного газового коридора доставил более 8 миллиардов кубометров азербайджанского газа с месторождения "Шахдениз-2" в Каспийском море в Грецию, Италию и Болгарию в 2021 году, что стало альтернативным и надежным источником поставок для членов ЕС.
По словам президента Алиева, в 2022 году Баку будет экспортировать около 19 миллиардов кубометров газа. Более 8 миллиардов кубометров из этого объема будет отправлено в Турцию, а чуть более 7 миллиардов кубометров будет продано в Италию. Оставшаяся часть будет разделена между Грузией, Болгарией и Грецией.
Руководство Азербайджана также неоднократно заявляло, что может согласиться на увеличение ежегодных поставок европейским потребителям, если возникнет такая необходимость.
В интервью испанскому информационному агентству EFE в октябре президент Алиев подтвердил, что Азербайджан готов увеличить экспорт природного газа в ЕС, но ему необходимо договориться о новом соглашении, потому что "сначала вы должны продавать газ, а затем производить его".
Хотя сумма, которую может предложить азербайджанская сторона, ни в коем случае не достаточна для самостоятельного покрытия дефицита спроса, она все же может стать значительной альтернативой политике ЕС по диверсификации энергетики.
Баку также зарекомендовал себя как надежный энергетический партнер для стран, сталкивающихся с использованием Россией энергии в качестве инструмента давления во внешней политике. С 2007 года она заменила Россию в качестве основного поставщика газа в Грузию, снизив зависимость последней от России, особенно после августовской войны 2008 года.
Сегодня Азербайджан удовлетворяет около 90 процентов потребностей Грузии в природном газе и 20 процентов - Турции.
В Украине увеличение экспорта нефти и газа из Азербайджана с 2014 года сыграло важную роль в повышении устойчивости Киева к энергетическим кризисам.
По словам украинских чиновников, государственная нефтяная компания Азербайджана SOCAR является основным поставщиком нефти на украинские НПЗ с 2016 года.
Располагая более чем 60 автозаправочными станциями в разных частях страны, SOCAR довольно активно работает на розничном рынке Украины.
В недавнем соглашении, подписанном между министром экономики Азербайджана Микаилом Джаббаровым и генеральным директором НАК "Нафтогаз Украины" Юрием Витренко, стороны договорились о "расширении сотрудничества в энергетическом секторе и совместной реализации проектов на нефтегазовом рынке Украины, строительстве новых и реконструкции существующих нефтеперерабатывающих заводов в Украине и поставках газа в страну".
Самое главное, что Азербайджан мог бы возобновить переговоры с Киевом и западными партнерами о возможных поставках сжиженного природного газа в Украину через черноморские порты Грузии.
Транскаспийский международный транспортный маршрут (TMTM), соединяющий Китай с европейскими рынками через Казахстан, Азербайджан, Грузию и Турцию, частью которого стремится стать Украина, особенно после того, как Россия запретила транзит товаров через свою территорию в 2015 году, может помочь Киеву гарантировать безопасность поставок и диверсифицировать свой импорт энергоносителей.
Неудивительно, что этот вопрос был одной из ключевых тем обсуждения между украинским и азербайджанским лидерами во время визита последнего в Украину 14 января.
На совместном брифинге для прессы президент Зеленский заявил, что они договорились со своим азербайджанским коллегой продолжить "совместную работу над рядом перспектив, среди прочего, созданием транспортного коридора, возможно, в рамках ГУАМ, который объединяет Грузию, Украину, Азербайджан и Молдову".
В этом контексте финансовая помощь ЕС в рамках недавно объявленного Экономического и инвестиционного плана может стать значительным вкладом в решение сложных инфраструктурных проблем, с которыми сталкиваются эти страны в Черном и Каспийском морях.
Кроме того, при активном участии региональных держав, таких как Турция и Польша, и при усиленной финансовой поддержке со стороны Соединенных Штатов и ЕС, можно было бы добиться большей координации между региональными коммуникационными структурами, такими как Инициатива Трех морей, возглавляемая Польшей, и Средний коридор Азербайджана, основанный вокруг железнодорожной линии Баку-Тбилиси-Карс, что позволило бы странам ГУАМ создать более стабильную структуру сотрудничества.
Поскольку внимание Запада переключилось на более насущные геополитические проблемы в Азии, Соединенным Штатам может быть полезно передать часть своих региональных обязанностей крупным региональным державам, таким как Турция и Польша, через такие образования, как ГУАМ+, косвенно сдерживая растущую самоуверенность Москвы в регионе.
Недавние переговоры между Азербайджаном, Грузией, Украиной и Турцией как в двустороннем, так и в многостороннем форматах свидетельствуют о том, что эти страны заинтересованы в гораздо более глубоком сотрудничестве в военной и экономической областях, что могло бы укрепить их позиции в новых ограничительных геополитических условиях.
Поэтому западным странам в целом и Соединенным Штатам в частности следует оценить ключевую роль Азербайджана в обеспечении региональной безопасности и избегать дальнейшего отчуждения от него, поддаваясь саморазрушительной идеологической лихорадке азербайджанофобии армянского лобби.
В этом контексте решение ЕС выделить 2 миллиарда евро на инвестиции с целью поддержания паритета с объемом инвестиций в Армению в рамках недавно объявленного Экономического и инвестиционного плана стало решающим шагом вперед в отношениях между ЕС и Азербайджаном, и аналогичные шаги администрации США придадут позитивный тон американо-азербайджанским отношениям в трудные времена для европейской безопасности.
Русиф Гусейнов - директор Бакинского Аналитического центра имени Топчубашева
Магомед Мамедов - научный сотрудник Центра Топчубашева
Колонка - материал, отражающий исключительно точку зрения автора. Текст колонки не претендует на объективное и всестороннее освещение поднимаемой в ней темы. Редакция "Украинской правды" не несет ответственности за точность и интерпретацию предоставленной информации и выполняет исключительно роль перевозчика. Точка зрения редакции UP может не совпадать с точкой зрения автора колонки.