Котировки

Арабские сказки Зеленского. Почему президент зачастил в страны Персидского залива

Стадник Олена
Экономика
06 Apr 14:14   

Катар ищет "хлебные" темы по всему миру. Фото: president.gov.ua

Зеленский часто бывал в регионе Персидского залива. Визит в Катар стал третьим за время его правления. Ранее он посетил Оман (хотя и неофициально) и Объединенные Арабские Эмираты.

На этот раз, как и в прошлый, украинская делегация отчиталась об успешных переговорах и целой пачке подписанных документов. В случае Катара это 13 меморандумов и 2 контракта для коммерческих компаний (на концессию порта Ольвия, который у катарцев уже есть) и на инвестиции в зеленую энергетику. Что касается меморандумов, то их очень много-от планов сотрудничества в области спорта и здравоохранения до энергетического рынка. Последний в этом списке самый интересный, поскольку Катар является крупным мировым поставщиком сжиженного газа, экспортируя около 110 миллиардов кубометров ежегодно. И как раз на энергетическом рынке меморандум прослеживает более-менее реальные очертания, поэтому, якобы, они договорились о возможном строительстве СПГ-терминала в Украине, о чем наши власти говорят уже несколько лет. Вернее-даже не первое десятилетие.

Еще одно перспективное направление-сельское хозяйство, хотя от ОП поступило очень мало информации о конкретных соглашениях. Хотя она может быть и главной.

"Катар активно ищет по всему миру возможности инвестировать в сельскохозяйственное производство и покупку земли. Даже катарские государственные газовые компании, которые изучают разные рынки, в том числе и украинский, одновременно интересуются земельными и сельскохозяйственными вопросами, выступая своеобразными агентами катарских властей",-говорит аналитик Института стратегических исследований Юрий Корольчук.

Заметим, однако, что в Украине на данный момент продажа земли иностранцам запрещена и крайне маловероятно, что Катар решил начать скупку ее через фальшивые "фунты" по 100 га в одни руки.

Как говорит экономист Алексей Кущ, предыдущие визиты Зеленского в арабские страны изначально были "праздными", так как мы не особенно интересны ни Оману, ни ОАЭ. Но Катар-это отдельная тема.

"Эта страна стоит особняком в арабском мире и поэтому активно ищет союзников на стороне, что подтверждается примером Турции. На этапе предыдущего обвала турецкой лиры президент Эрдоган получил от Катара кредит в несколько миллиардов долларов. К тому же в нашем случае действительно есть чем заинтересовать катарцев. Будет обидно, если этот арабский выстрел Зеленского окажется холостым", - считает Кущ.

"Страна" выясняла, о чем договорился Зеленский в Катаре и пойдут ли катарские инвестиции в Украину.

От футбола до газа

Отчет украинской делегации о визите в Катар довольно объемный. Итак, было подписано более десятка различных меморандумов. В частности, о сотрудничестве в правовой сфере, здравоохранении, спорте.

Однако здесь очень мало конкретики. В официальных отчетах ОП много говорится об "обмене опытом", консультациях,"проведении симпозиумов, тренингов и конференций" и т. д.

Были также заявления о передаче опыта Украины Катару для проведения чемпионата мира по футболу в 2022 году и "десанте" наших полицейских на это мероприятие, но вряд ли их стоит воспринимать всерьез. То есть, по-видимому, об этом еще ничего нет.

Из более-менее содержательных документов можно отметить меморандум Фонда госимущества с Катарским инвестиционным управлением (Qatar Investment Authority). Она должна наладить сотрудничество с Катаром по "перспективным инвестиционным проектам". То есть, по сути, речь идет о попытке привлечь Катар к участию в нашей масштабной приватизации.

Как говорит Алексей Кущ, Катар может быть заинтересован в Одесском припортовом заводе с точки зрения его включения в глобальную цепочку создания стоимости: газ - производство удобрений на ОПЗ - инвестиции в аграрный сектор. Но мы вернемся к этой теме чуть позже.

В рамках визита украинской делегации катарская QTerminals, которая уже выиграла концессию для нашего порта "Ольвия", подписала контракт об инвестициях в порт на 140 миллионов долларов.

"Это одна из главных предпосылок для дальнейшей передачи имущества порта в концессию. "Ольвия-это наш второй концессионный проект, который сейчас реализуется, и мы продолжаем готовить следующие концессии, в частности, в портах Черноморская, Одесса, Бердянск и Измаил", - прокомментировал министр инфраструктуры Владислав Криклий.

Но, пожалуй, самым интересным в пакете документов является меморандум, подписанный нашим Министерством энергетики и Qatar Petroleum о сотрудничестве в энергетической сфере. Речь идет о катарских инвестициях в разведку нефти и газа в Украине, а также о "диверсификации поставок газа". В документе говорится о строительстве в Украине СПГ-терминала, который мог бы принимать сжиженный газ.

Проект такого терминала, мягко говоря, не нов. Украина уже вступила в подобный проект с поляками, но пока он ничем не закончился. Но в свете возможных поставок сжиженного газа из Катара такие договоренности, если они, конечно, будут продолжены, выглядят более перспективными.

Мы рассмотрим этот аспект более подробно.

Терминал в Одессе и 5 миллиардов кубометров катарского газа

Ключевым в энергетическом меморандуме является СПГ-терминал.

"Катар ежегодно экспортирует около 70 миллионов тонн или 100-110 миллиардов кубометров сжиженного газа, а к 2027 году намерен увеличить эти объемы почти вдвое. Поэтому нам было бы более чем выгодно заполучить такого поставщика. Другой вопрос, нужны ли мы Катару", - говорит Корольчук.

Речь идет о строительстве терминала по приему сжиженного газа в Одессе на 5 млрд кубометров с возможным расширением до 7 млрд кубометров.

Главный вопрос-кто за это заплатит. Расчет украинской стороны понятен: власти рассчитывают на катарские инвестиции. Ведь именно из-за недостатка финансирования проект строительства газового терминала с Польшей в то время застопорился.

"Терминал в 5 миллиардов кубометров обойдется примерно в 2-3 миллиарда долларов. И наши власти, по идее, должны были приехать в Катар с бизнес-планом этого проекта, контрактами и подтверждением своей готовности его финансировать. Потому что Катар вряд ли будет платить - ему это просто невыгодно, при экспорте 110 миллиардов кубометров наш рынок в 5 миллиардов кубометров для них очень мал. Катар делает основную ставку на поставки в Китай, Японию и Южную Корею, а еще 10% своего газа отдает посредникам под спекуляцию. А основные инвестиции в сегмент сжиженного газа делаются внутри страны - на строительство заводов. Помимо небольших объемов украинского экспорта, катарцев может смутить специфика нашего газового рынка. Чтобы поставить сюда хотя бы 5 миллиардов кубометров, им придется конкурировать с многочисленными европейскими трейдерами и российским газом. С учетом того, что сжиженный газ намного дороже природного, перспективы выглядят, мягко говоря, сомнительными", - пояснил нам Юрий Корольчук.

Алексей Кущ говорит, что такой проект мог бы заинтересовать катарцев, но в пакете с другими предложениями"Вполне жизнеспособным выглядит проект создания катарско-турецко-украинского консорциума, в рамках которого Катар финансирует строительство терминала в Одессе, Украина заключает контракты на объемы газа и арендует катарский танкерный флот для его транспортировки, а Турция дает добро на его проход через Босфор. Стоит отметить, что сам маршрут через Босфор проблематичен, так как Турция всячески его ограничивает. Здесь все можно было бы решить договоренностями Катара и Турции, которые находятся в тесных партнерских отношениях. Но только поставки сжиженного газа в Катар вряд ли интересны, по крайней мере не настолько, чтобы вкладываться в строительство терминала в Украине. Более длинная цепочка создания стоимости может обеспечить дополнительный интерес. Это может быть и Одесский припортовый завод, который является крупным потребителем газа. В случае его приватизации катарские инвесторы могли бы наладить производство удобрений в нашей стране и продавать их сельскохозяйственным компаниям. Для этого, однако, нужна дополнительная госпрограмма, например, высокая ввозная пошлина на дешевые иностранные удобрения на 15-20 лет. Можно еще больше удлинить цепочку, например, предложив катарцам инвестиции в сельскохозяйственный сектор. Таким образом, они могли бы получить замкнутый цикл-от поставок газа и производства удобрений до производства сельскохозяйственной продукции с последующим ее экспортом в Катар. Плюс Украина могла бы стать точкой входа катарского газа на европейский рынок, но для этого власти должны обеспечить дополнительное транспортное плечо к границе. С таким "пакетом" уже надо было ехать в Катар. Предложение просто "поговорить за терминал" может не впечатлить катарцев", - отмечает Алексей Кущ.

Что касается разведки нефти и газа, о которой наш Минэнерго договорился с Катаром, то, по словам Корольчука, особого прогресса там вряд ли будет.

"Катар не заинтересован в нашем рынке добычи газа в 20 миллиардов кубометров. В то же время непонятно, куда они вообще могут пойти. Катар добывает газ в основном в море. Вряд ли она войдет на черноморский шельф, во-первых, это очень дорого, а во-вторых, она уже практически застолблена американцами, и катарцы вряд ли вступят в конфликт с США", - говорит Корольчук.

Отдельный вопрос-это стоимость катарского газа для нашего рынка.

"По условиям поставки CIT, в настоящее время в Европе природный газ 200, сжиженный 350. Но зимой природного газа было больше 300, а сжиженного-700. То есть даже если у нас будет долгосрочный контракт, то цена будет не менее 500 долларов за тысячу кубометров из-за долгосрочного характера контракта и сезонных колебаний в течение года. Это 20 гривен за кубометр потребителю. Что почти в 3 раза выше нынешних цен", - подсчитал Корольчук.

Еще один сегмент энергетического рынка, который обсуждался в Катаре, - это зеленая энергетика.

Во время визита украинской делегации я подписал соглашение с компанией Василия Хмельницкого UDP Renewables, которая работает на рынке солнечной энергетики.

Но там речь идет скорее о доле бизнеса. "Вряд ли масштабные инвестиции в эту отрасль будут интересны катарцам, так как, во-первых, есть проблемы с тарифом и его возмещением (государство уже накопило огромные долги по зеленой энергетике-Ред.), а во-вторых, новые мощности ограничены (фактически у нас уже переизбыток зеленой генерации-ред.)", - отмечает Корольчук.

Хлебная тема

В рамках нынешнего визита украинской делегации в Катар аграрная тема была фоновой. В официальных сообщениях говорилось только, что она обсуждалась и является "многообещающей". Между тем именно аграрный сектор может стать ключевым в сотрудничестве Украины с Катаром. Катар зависит от поставок продовольствия. В частности, мы много им отгружаем.

По итогам прошлого года украинский экспорт в Катар составил, по данным Госстата, 131,6 млн долларов, что на 75% больше, чем годом ранее. При этом основные поставки пришлись на сельскохозяйственную продукцию: мяса было отгружено на 1,2 млн, зерна-на 23,5 млн, масла и жира-на 23,3 млн, овощей-на 1,1 млн и т. д. Другие важные статьи экспорта-черные металлы (на 53 млн) и изделия из них (на 3,5 млн).

И Катар заинтересован в развитии этой темы. В прошлом году уже велись переговоры по этому вопросу. Как сообщил тогда министр экономики Игорь Петрашко, они обсудили перспективы инвестирования, в том числе в приватизацию украинских государственных сельскохозяйственных предприятий и реализацию новых проектов.

Плюс-кооперация в растениеводстве, животноводстве.

"Главное, что интересует Катар, - это земля и сельское хозяйство. Он "пылесосит" эту тему по всему миру. Даже государственные газовые компании Катара, занимающиеся своей темой на разных рынках, изучают этот вопрос",-говорит Корольчук.

Собственно, даже катарцы пришли в концессию порта Ольвия с прицелом на зерно, - говорит аналитик компании "Европатруль "(исследование транспортных рынков и логистики) Вячеслав Коновалов. "Октябрьск, он же "Ольвия", был крупнейшим советским военным портом, через который шел основной поток военных грузов. Соответственно, порт расположен в довольно удобном месте. Здесь есть вся необходимая инфраструктура. Китайцы и турки интересовались им, но катарцы переиграли их всех за счет своих денег. Им нужно наше зерно и возможность контейнерной перевалки, на что они и пошли. Остается загадкой, как они будут разрешать ситуацию с существующими владельцами отдельных терминалов порта. Но катарцы уже давно реализуют различные инфраструктурные проекты по всему миру, поэтому они надолго останутся в Ольвии", - говорит Коновалов.

Что касается сельского хозяйства, то катарцы могли быть заинтересованы в скупке украинских земель после открытия земельного рынка. Но эта перспектива пока очень отдаленная (на первом этапе купить землю смогут только физические лица-резиденты).

"Что касается лизинга и акций украинских агрокомпаний, то выход катарцев на наш рынок может оказаться проблематичным, так как сферы влияния уже разделены между крупными агрохолдингами", - добавил руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

Остается только государственная земля, которую власти могут предложить Катару в аренду. Кущ считает, что это может стать дополнительным бонусом к газовому проекту. Но будет ли здесь какой-то прогресс-вопрос пока открытый.

Почему Зеленский стал чаще бывать в арабских странах

Визит Зеленского в Катар актуализировал давний спор- зачем он вообще ездит в арабские страны. Версий на эту тему много, начиная от банальной темы отдыха и арабского колорита, который якобы нравится Зеленским, до различных конспирологических версий об "американских и британских агентах" и "политических переговорах".

Экономическая тема в этих спорах проходит через фон и не воспринимается всерьез, хотя официально является ключевой.

Однако по итогам визита в ОАЭ особого выхлопа пока нет. Там было подписано много меморандумов и контрактов, но арабские инвестиции к нам еще не потекли.

Между тем, по словам Алексея Куща, в арабском направлении вояжей Зеленского нет ничего странного.

"Эти страны сейчас являются мировым центром инвестиций, и именно там нужно искать деньги. Поэтому само направление вопросов просто не вызывает. Они вызваны полнотой переговоров, вернее, их пустотой. Поначалу украинская делегация явно "промахнулась" с выбором стран-Оман и ОАЭ как раз не те государства, которые следует мотыжить в первую очередь. С Катаром мы наконец-то попали в точку. Это государство стоит особняком в арабском мире и не сильно поддерживает отношения со своими соседями. Но он ищет союзников на стороне и, как показывает пример Турции, умеет быть щедрым партнером. На этапе предыдущего обвала турецкой лиры президент Эрдоган получил от Катара кредит в несколько миллиардов долларов. Катар готов инвестировать в те сферы, которые помогут ему диверсифицировать газовую зависимость от своей экономики. Но для этого ему нужно предложить действительно интересные проекты. Инвестиции в случае успешных переговоров вполне могут составить на первом этапе $ 3 млрд, что составляет более половины того, что Украина привлекала в качестве прямых иностранных инвестиций в лучшие годы (4-5 млрд-ред.). Пока же речь не идет о таких потенциально интересных для Катара проектах, тема просто "обсуждается", - подытожил Кущ

война в персидском заливе

Вооружённый конфликт между Многонациональными силами и Ираком за освобождение и восстановление независимости Кувейта в период с 2 августа 1990 года по 28 февраля 1991 года. Конфликт известен невиданным до того времени размахом применения авиации , «умного» и высокоточного оружия, что, по мнению мн…

катар

Госуда́рство Катар , — государство на Ближнем Востоке, расположенное на Катарском полуострове в северо-восточной части Аравийского полуострова. Граничит с Саудовской Аравией на юге, со всех остальных сторон омывается Персидским заливом

оман

Государство в Передней Азии, на юго-востоке Аравийского полуострова. Граничит с Саудовской Аравией, Объединёнными Арабскими Эмиратами и Йеменом

объединённые арабские эмираты

Федеративное государство на Ближнем Востоке, состоящее из семи эмиратов , каждый из которых представляет собой государство — абсолютную монархию: Абу-Даби, Аджман, Дубай, Рас-аль-Хайма, Умм-эль-Кайвайн, Фуджейра и Шарджа. Некоторые из перечисленных эмиратов попадают под определение карликового госу…

ольвия

Античная греческая колония, основанная выходцами из Милета в первой четверти VI века до н. э

украина

российский институт стратегических исследований

райские кущи

турция

страна

одесский припортовый завод

черноморская

одесса

бердянск

измаил

криклий владислав

министерство энергетики российской федерации

qatargas

польша

китай

япония

республика корея

босфор

доллар сша

европа

хмельницкий василий

петрашко игорь

катары