Котировки

Автогаз дорожает, а что с качеством: что заливают в баки украинским автомобилистам?

Якимченко Олександр
Экономика
20 Sep 12:50   

В последнее время цена на автогаз в сетях АЗС выросла до 18 гривен за литр, что сильно ударило по автомобилистам. Но это еще не предел - по мнению ряда экспертов, в осенне-зимний зимний сезон розничная цена может достигать 20 грн. За литр "голубого топлива". С учетом того, что расход газа больше, чем у бензина, эта цена практически уравнивает стоимость километра на газе и бензине. Тем не менее, почти миллион автомобилей в Украине уже оснащены ГБО и заправляются автогазом.

Конечно, в периоды такого стремительного роста цен есть бизнесмены, которые не прочь получить сверхприбыль"похимичив" с качеством или точностью заполнения. Специалисты столичного института потребительской экспертизы проверили качество газа, который предлагается украинским автомобилистам. Контрольный отбор проб с последующей проверкой в сертифицированной лаборатории выявил как положительные стороны, так и серьезные нарушения.

Видео дня

Кого проверяли

Поскольку количество нелегальных "бочек" и одиночных АЗС в последнее время сократилось практически до нуля, эксперты сосредоточились на крупных сетях с верхним ценовым потолком (WOG, SHELL), крупнейшей столичной сети (KLO), а также ряде так называемых дискаунтеров. Это также довольно крупные сети, но с низким уровнем цен по сравнению с остальными (SunOil, Motto, Avantage 7). Также, для контраста, мы покупали газ по "баррелю", причем цена за гривну была даже ниже, чем у дискаунтеров.

"Выдуть" и "надуть"?

Точность заправки газом - наиболее критикуемый водителями параметр. Многие автомобилисты измеряют пробег и жалуются, что они заправляют их большим количеством газа, чем емкость баллона. По нормативам, недолив может составлять не более 1 %, но добиться такого результата на колонке довольно сложно. Эксперты выбрали фиксированное количество литров газа на каждой из заправочных станций, после чего, согласно формуле, с учетом плотности, они были преобразованы в объем. Результаты не порадовали - два дискаунтера до сих пор не пополняют счет.

Но стоит начать с положительного - в двух сетях (SHELL и WOG) они" налили " еще больше - на один процент больше, чем заплатили! Это, в общем-то, неудивительно, так как репутация стоит дорого и поэтому необходимо скрупулезно относиться к проверке оборудования.

Точно согласно квитанции, они заправились на заправках SunOil и Avantage 7, сумма немного меньше для KLO, но в пределах допустимой стандартом погрешности. Недостаточный полив также был обнаружен в сети "Девиз" - (4 %). У "нелегалов" вообще не хватало воды-14 %! И если в первом случае еще можно списать на недостатки в своевременном обслуживании динамиков, то в случае с "бочкой" имеет место преднамеренный обман. Оказывается, низкая цена на stella не коррелирует с количеством километров, которые проедет автомобиль. В результате эффект желаемой экономии не достигается.

Что показали лабораторные анализы?

По аналогии с исследованиями бензина эксперты разделили полученные в лаборатории результаты на зоны - зеленую, синюю и красную. В первую вошли сети, результаты которых соответствовали всем стандартам и имели" запас прочности " по качеству, в синюю - АЗС, топливо которых не имело нарушений в соответствии с требованиями профильного ДСТУ, и в красную - сети, топливо которых не было кондиционировано, то есть имело отклонения в показателях качества. В результате произошла невероятная вещь - ни один из испытуемых не попал в" красную " зону! С газом технологически сложно производить "бодяжные" манипуляции, видимо, поэтому везде продают заводское топливо.

Зеленая зона

В лаборатории образцы сначала были проверены на соответствие требованиям профильного ГОСТа по показателю "Компонентный состав". Как известно, автомобильный газ состоит из смеси пропана и бутана, а также других углеводородов (изобутан, пропилен, этан, этилен и др.). Чем больше пропана в газе, тем выше давление насыщенных паров и тем лучше пусковые качества и работа топливного оборудования, особенно в зимних условиях эксплуатации.

Образцы, в которых соотношение пропана и бутана к бутану оказалось почти идеальным - WOG (59/40), SHELL (58/37), SunOil (57/41) и Avantage 7 (56/37) - попали в" зеленую " зону.

Такие показатели позволяют обеспечить наиболее полное сгорание смеси, а следовательно, обеспечат динамику при сохранении экономичности вождения. Также низкие значения содержания пропилена, вредного для топливной системы, были зафиксированы в образцах SHELL, WOG и подсолнечного масла.

И, наконец, был проверен еще один важный параметр - плотность газа. Чем он больше, тем больше, при прочих равных условиях, пробег на одной заправке. По этому параметру самые высокие показатели продемонстрировали образцы сетей KLO, WOG и SunOil - 533, 532 и 535 кг/м3 соответственно.

Синяя зона

Все остальные участники исследования - сети KLO, Motto и" баррель "-попали в"голубую" зону. Здесь соотношение пропана к бутану на несколько процентов ниже, чем у лидеров, но, тем не менее, все показатели находятся в пределах допустимого диапазона.

Специалисты столичного Института потребительских экспертиз проверили качество газа,

Краткое описание

В целом, несмотря на сумасшедший рост цен, качество автомобильного газа за прошедший год не ухудшилось. Продается только заводское топливо - что подтверждается более или менее равными ценами (за исключением мошенничества с налогами и квитанциями в некоторых сетях, но это совсем другая история). Но с недостаточным поливом, как наименее доказуемым и видимым нарушением , все еще есть проблемы.

Ранее ОБОЗРЕВАТЕЛЬ рассказал, нужно ли менять свечи при переходе на газ