Цены на украинских АЗС растут не по дням, а по часам, в то время как качество топлива стремительно падает. Проведенные исследования показывают, что треть протестированных образцов, взятых на анализ, не соответствуют отраслевым стандартам.
Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Институтом потребительской экспертизы. Украинский топливный рынок трясет и лихорадит - государство регулирует цены, доллар взлетает, белорусы угрожают прекратить поставки. А нефть в мире приближается к трехзначным значениям. Результат - на стелах украинских автозаправочных станций. Похоже, что в первый месяц весны мы увидим печальную цифру в 40 грн/литр.
В таких условиях активизируются разного рода "алхимики", наводняющие рынок некачественным кустарным топливом. В последнем исследовании Института потребительской экспертизы, проведенном 2 месяца назад, было обнаружено 25% фальсификации. К сожалению, нынешний рейд показал, что уже треть топлива не соответствует ДСТУ. На этот раз эксперты также провели эксперимент - в ряде сетей они купили образцы бензина в городах и на шоссе, чтобы определить корреляцию в зависимости от удаленности от контролирующих органов, как внутренних, так и внешних.
Видео дня
Было проверено большое количество региональных сетей, а также основные всеукраинские продавцы топлива. В этом исследовании были отобраны образцы из 16 сетей - WOG, OKKO, SHELL, ZOG, KLO, PRIME, AVIAS, ULTRA, BRSM-нафта, Авантаж 7, UPG, ЧИПО, нефть марки Brent, ДЕВИЗ и две небольшие региональные сети АЗС KSEM и Днепро-Нафта.
Как всегда, эксперты разделили результаты, полученные в лаборатории, на зоны - зеленую, синюю и красную. В первую вошли образцы, которые соответствовали всем стандартам и имели "запас прочности" по качеству, в синюю - АЗС, топливо которых не имело нарушений по требованиям ДСТУ, а в красную - сети, в которых топливо имело отклонения по показателям качества.
Образцы были отправлены в сертифицированную лабораторию, где их исследовали на соответствие стандартам профиля ДСТУ 7687:2015 (бензин А-95-Евро5). Образцы были протестированы по основным параметрам - октановому числу, содержанию серы и объемным частям ароматических углеводородов и бензола. Все вышеперечисленные показатели должны находиться в пределах допусков ДСТУ, иначе это может нанести вред как автомобилю, так и окружающей среде - собственно, воздуху, которым мы в итоге дышим.
Зеленая зона
В зеленой зоне лидеров было 5 сетей - WOG, OKKO, KLO, ZOG и PRIME. Прежде всего, был проверен самый важный параметр для работы двигателя - октановое число. Стандарт установлен на уровне не ниже 95 единиц. Все пробы показали хороший результат - у каждого был "резерв". Самый большой - у WOG (95,7 единиц). Их коллеги всего на одну десятую уступают лидеру - OKKO, KLO, ZOG (95,6 единиц). Замыкает пьедестал ПРЕМЬЕР - 95,5 единиц.
Затем мы посмотрели на содержание серы, один из важнейших показателей, который напрямую является показателем длительного "срока службы" двигателя. Минимальное значение было обнаружено в бензине А-95, приобретенном в сети WOG (6 мг/кг), чуть больше у OKKO и запорожского ZOG (7 мг/кг). Это значительно превышает допуски стандарта Евро-5.
Содержание ароматических углеводородов, то все участники имеют значения в пределах нормы. Лучший показатель для KLO составляет всего 25,3%. Затем был проверен еще один важный показатель - содержание бензола. Этого токсичного вещества в бензине должно быть как можно меньше, так как увеличение его количества напрямую влияет на сокращение срока службы двигателя. Результат отличный. Наименьшее количество - в ОККО (0,37% при норме не выше 1%) и КЛО (0,4%).
Голубая зона
Топливо, купленное на заправках Avantage 7, SHELL, AVIAS, CHIPO, ULTRA и UPG, попало в голубую зону. Бензин А-95, продаваемый здесь, соответствует всем требованиям ДСТУ и в целом обладает отличным качеством. Почти все образцы отнесены к синей зоне из-за индекса содержания серы, которые находятся на границе допусков стандартов (9-10 мг/кг при норме не более 10).
Красная зона
Красная зона снова полна дискаунтеров, хотя в нынешних реалиях их цена не так сильно отличается от сетей из зеленой и синей зон. Бензин А-95 не соответствовал ДСТУ сетей БРСМ-нафта, ДЕВИЗ, нефть марки Brent, КСЭМ и Днепр-нафта.
В первых четырех образцах было обнаружено отсутствие "октанового числа" - BRSM-нафта (94,2 единицы), ДЕВИЗ (90,4 единицы), нефть марки Brent (93 единицы) и KSEM (92,3 единицы). И если нефть марки Brent и KSEM продают "девяносто вторую" по цене "пятой", то до этого дело даже не доходит! Это серьезное нарушение, так как двигатели современных автомобилей четко настроены на соответствующий октановый уровень. Заправка уменьшенным количеством бензина как минимум увеличит расход топлива и снизит мощность двигателя, а как максимум может привести к выходу из строя топливного оборудования.
Что касается содержания серы, то превышение более чем в 5 раз было обнаружено в образце "ДЕВИЗ" (54 мг/кг при норме не более 10), и в 2 раза - в образце "Днепр-нафта". И самое интересное началось, традиционно, при проверке содержания бензола. В пробе ДЕВИЗА было обнаружено четырехкратное (!) Превышение допустимого уровня этого токсичного вещества (3,98% при норме не более 1%). В два раза больше у KSEM, а проба из нефти марки Brent превысила норму в полтора раза. Образцы бензина "БРСМ-нафта" и "Днепр-нафта" (0,97 и 0,88% соответственно) были почти на грани.
В общем, экологам следует бить тревогу - при таком запредельном содержании бензола проблемы со здоровьем у водителей и пешеходов практически неизбежны. Эксперты также обратили внимание на аномально низкое содержание ароматических углеводородов в образцах "ДЕВИЗ"Нефть марки Brent"КСЕМ" и "Днепр-нафта" (от 8 до 14%). Это явный признак кустарного производства.
Результаты
Исследование показало, что желание сэкономить в период турбулентности на рынке может выйти автовладельцам боком. Что касается корреляции между бензином, продаваемым на шоссе и в городах, то, судя по результатам исследования, разницы нет. Там, где компания думает о клиенте и своей репутации, географическое расположение станций не имеет значения. Ну а те, кто ставит прибыль во главу угла - обманывают везде.
Ранее OBOZREVATEL рассказывал, чем грозит использование низкосортного дизельного топлива на морозе.