Котировки

Билеты на ЖД по $200 и газ без скидок: что сулит украинцам приватизация

Сацюк Андрій
Экономика
08 Apr 07:20   

Вслед за украинской землей украинские власти готовятся распродать акции трех крупнейших стратегических предприятий страны — УЗ"Укрпочты" и "Нафтогаза". Главная цель частичной приватизации, говорят чиновники, - повышение их эффективности. Но, как показывает практика, вместо повышения качества услуг украинцы рискуют получить лишь очередной удар по карману, а государство-лишиться чуть ли не последних прибыльных активов.

"Нет денег на содержание"

На прошлой неделе Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект, который предлагает утвердить перечень из 74 государственных предприятий, в которых доля государства должна составлять 100%. Есть также девять акционерных обществ, в которых доля Украины должна составлять 50% +1 акция. Среди них такие гиганты, как НАК "Нафтогаз Украины", ОАО "Укрпочта" и ОАО "Укрзализныця". Документ допускает приватизацию 49% акций этих компаний, в то время как сейчас государство владеет 100% акций этих компаний.

Как поясняет "Вестям" советник президента по экономическим вопросам Олег Устенко, принятое парламентом решение-это скорее решение для глобального движения за приватизацию. "Каждая государственная компания, особенно если речь идет о крупных, таких как "Укрзализныця"Укрпочта" и "Нафтогаз", за последние десятилетия с завидной регулярностью сталкивалась с различными проблемами. Это поезда, которые сходят с рельсов, и, наконец, не совсем прозрачная финансовая отчетность, которая наблюдается во всех перечисленных выше компаниях", - отмечает Устенко.

Второй вопрос связан с тем, что практически каждая из этих компаний нуждается в технической модернизации. "И это вопрос больших инвестиций, которые государство сейчас не может дать. И единственный выход-попытаться привлечь инвесторов, выставив часть акций на свободный рынок", - сказал Устенко "Вестям".

В то же время, по его словам, если речь идет о компаниях-монополистах, то замена их частными собственниками всегда сопряжена с большим количеством рисков. "Поэтому многое будет зависеть от того, как будут составлены инвестиционные контракты. Это вопрос, над которым сейчас работает ФГИ", - сказал Устенко "Вестям".

"Скидок на газ больше не будет"

Одним из самых вкусных активов, которые остались в Украине, конечно же, является "Нафтогаз". "Укргаздобыча", входящая в ее структуру, в настоящее время добывает более 70% газа в стране. Чистая прибыль самого "Нафтогаза", согласно ранее опубликованному финансовому плану, в 2021 году должна составить около 11,5 млрд грн. Выплаты в пользу государства ожидаются на уровне 58,1 млрд грн.

Стоит отметить, что его рентабельность во многом обусловлена высокими тарифами, которые платят украинцы. Сама компания уже давно не скрывает, что главная цель до 2025 года-вывести компанию на IPO (первичное публичное размещение акций на бирже. - Ред.). Что такое решение принесет компании - вопрос весьма спорный. С одной стороны, по мнению сторонников приватизации, это позволит привлечь дополнительные инвестиции и увеличить добычу собственного газа, но с другой-есть все риски потери контроля над компанией. "С точки зрения внешнего управления продажа 49% акций будет означать передачу контроля над ключевым государственным предприятием. В конце концов, не имеет значения, какая доля у вас есть. Важно, кто им управляет. На примере" Укрнафты "мы видим, что для управления бизнесом не обязательно иметь контрольный пакет акций", - рассказывает "Вестям" эксперт по энергетике Валентин Землянский. Он имеет в виду, что, несмотря на контрольный пакет акций Госдепартамента, все ключевые решения принимались миноритарными акционерами. Среди них-олигарх Игорь Коломойский.

По мнению эксперта, согласно этой логике, становится абсолютно понятно, почему правительство не идет на снижение цен на газ для населения. "Все делается для того, чтобы показать максимально возможный финансовый результат перед выводом компании на биржу. И делается это за счет украинцев.

Иначе мы бы сейчас говорили о пересмотре цены для населения, формировании годового контракта исходя из цены собственной добычи и имели бы 5-6 гривен за кубометр. М" - говорит Землянский "Вестям".

Помимо самой добычи, иностранцев интересуют складские помещения. "Села принадлежат "Укртрансгазу". Фактически под 100% - ным контролем "Нафтогаза". Если говорить об IPO, то иностранцев могут интересовать только две вещи — майнинг и хранение. А хранение еще интереснее. Во-первых, это обеспечит энергетическую стабильность ЕС, а во-вторых, позволит осуществлять прибыльные операции по продаже и хранению газа на территории Украины, но по ценам, привязанным к европейским биржам", - отмечает Землянский.

Но приватизация не сулит ничего хорошего украинцам. "Если" Нафтогаз "перестанет быть 100%-ной государственной компанией, то, боюсь, государство уже не сможет каким-либо образом влиять на цены", - сказал Землянский "Вестям". Это означает, что применение граничных цен на газ для населения, которые были установлены в этом году на уровне 6,99 грн за кубометр, после частичной приватизации станет невозможным. А в случае повышения цены на газ на европейских биржах цена на кубометры вырастет пропорционально. М и в платежах.

В то же время, как рассказывает "Вестям" глава комитета Верховной Рады по энергетике и жилищно-коммунальному хозяйству Андрей Герус, перспектива частичной приватизации пока очень туманна. "Нет никаких шансов, что в этом году" Нафтогаз "будет выведен на IPO или частично приватизирован", - сказал Герус "Вестям".

"УЗ не интересен иностранцам"

Но "Укрзализныце" пока нечем похвастаться перед возможными инвесторами. Чистый убыток компании за девять месяцев 2020 года составил 11,36 млрд грн. Эти результаты объясняются падением транспортных доходов из-за Covid-19. Кроме того, основные фонды предприятия находятся в катастрофическом состоянии износа. Около 98% локомотивов и поездов, 93% пассажирских вагонов, 70% грузовых вагонов и 30% путей вышли из эксплуатации и требуют замены или глубокой модернизации. А для того, чтобы ситуация изменилась, нужны решительные шаги и огромные инвестиции.

Правительство рассматривает частичную приватизацию как один из путей выхода из сложившейся ситуации. Но, как рассказывает "Вестям" замминистра финансов Александр Кава, в таком состоянии компания инвесторам просто не интересна. Кроме того, как показывает опыт других стран, приватизация железных дорог не всегда дает ожидаемый эффект. "Как показывает опыт разных стран, все железные дороги находятся в государственной собственности. Прецедентов приватизации железных дорог не было. Были попытки приватизации в Эстонии и Англии. Но это привело к тому, что через некоторое время их пришлось национализировать и заплатить за эту национализацию гораздо большую сумму, чем было получено за приватизацию. Железные дороги эффективно работают только при достаточном государственном финансировании. А частные владельцы не могут этого обеспечить. Поэтому эксперименты в Украине точно проводить не стоит. Нам нужно заниматься развитием отрасли, а не отвлекать внимание на такие вещи", - сказал Кава "Вестям"По его словам, до недавнего времени единственным прибыльным направлением в УЗ были международные транзитные грузоперевозки. "И потом, за последние пять лет они сократились на 60%. В таком состоянии наша железная дорога никому не интересна. Техническое состояние ужасное, но технологически он остался в 60-х годах прошлого века и нуждается в больших капитальных вложениях. Кроме того, железная дорога выполняет множество социальных функций. Это включает в себя перевозку пассажиров по тарифам, которые значительно ниже себестоимости, а также перевозку отдельных категорий грузов по тарифам, которые ниже себестоимости. В таких условиях бизнес работать не будет. УЗ уже неоднократно включался и исключался из приватизационного списка. Но это не что иное, как бег на месте и имитация бурной деятельности. Железные дороги развиваются только благодаря огромным инвестициям со стороны государства. И просто под видом отнимания самых сладких активов и высокорентабельной деятельности, оставляя на государство только убыточную деятельность, абсолютно несправедливо", - говорит Кава "Вестям". Кроме того, такие шаги могут привести к абсолютно неконтролируемому росту цен на железнодорожные перевозки. Во многих странах существуют частные железнодорожные операторы. Да и стоимость билетов там значительно выше, чем в Украине. Например, билет на поезда частной компании по маршруту Лондон — Эдинбург (протяженность 550 км, 4-5 часов в пути) стоит 146-166 фунтов, или 175-200 долларов. Тогда как поездка на поезде из Парижа в Ниццу (протяженность 850 км, 6-7 часов) государственной компании SNFC стоит в среднем $ 87-106, хотя вы путешествуете на гораздо большее расстояние и с большей скоростью. На поезде " Укрзализныця "Киев — Львов "Интерсити" (550 км, 5 часов) он стоит 14-40 долларов. Это более чем в пять раз дешевле, чем стоимость транспортировки в Великобритании.

Проблема с почтой

Что касается "Укрпочты", то при всей ее окостенелости и отсталости у компании есть несколько очень привлекательных для покупателя активов. Во-первых, это наличие огромного количества недвижимости (1,3 миллиона квадратных метров!), а также готового финансового учреждения с развитой инфраструктурной сетью и налаженными логистическими связями по всей стране. Кроме того, это открывает огромное поле для обслуживания клиентов в сельской местности, где нет инфраструктуры традиционных банков.

Но главное, что "Укрпочта", как и "Укрзализныця", сегодня выполняет ряд социальных функций. И зачастую они прямо противоречат логике экономических бизнес-процессов, которые заключаются в получении и максимизации прибыли. "Если говорить об "Укрпочте", то это еще более чувствительная социальная тема. Ведь помимо всего прочего, это еще и доступ в села и доставка пенсий. Поэтому очень важно, как будет выписан инвестиционный контракт. Но президент неоднократно подчеркивал, что главный вопрос сегодня не спешит, главное-правильно выписать документацию, чтобы минимизировать риски. Именно этим сегодня и занимается ФГИ", - сказал "Вестям" советник Президента по экономическим вопросам Олег Устенко .

"Отмерь семь раз - отрежь один"

В то же время, по мнению эксперта Growford Institute, экономиста Виктора Скаршевского, представители нынешней власти и многие эксперты переоценивают важность масштабной приватизации. Особенно в наших условиях, когда нет защиты прав собственности, а регулирующие институты слабы. "Самое главное-это то, что произойдет после смены собственника. Улучшится ли управление, появятся ли инвестиции, вырастут ли зарплаты, будут ли созданы новые рабочие места? Но, как показывает пример "Криворожстали", после приватизации даже социальные и экологические обязательства не были выполнены. Это говорит о том, что при слабых регулирующих органах приватизация не будет иметь никакого эффекта. Более того, если инвестор придет и увидит какие-то убыточные направления в компании, он их все равно закроет. Они могут работать только в том случае, если получают компенсацию из государственного бюджета. Но зачем все усложнять? Если есть социальная нагрузка на предприятия, то такие предприятия должны быть оставлены в государственной собственности. Приоритетной задачей является повышение эффективности работы государственных предприятий. И приватизация-это не панацея, а лишь один из возможных вариантов", - сказал Скаршевский "Вестям".

В свою очередь, адвокат Ростислав Кравец и вовсе уверяет, что такая приватизация может привести к окончательной потере предприятий. "То, что сегодня люди, которые обучаются в различных американских университетах, компаниях и спецслужбах Украины, пытаются приватизировать стратегические предприятия, говорит об одном — наши зарубежные партнеры хотят окончательно разрушить экономику Украины. Мы понимаем, что инвестиции маловероятны, сама приватизация произойдет за копейки, как это происходило все годы независимости. И никакой пользы для страны в целом и экономики не будет. Все эти действия направлены на подрыв экономической безопасности страны. А лица, которые выступают с этой инициативой, я считаю, подлежат уголовной ответственности по статье "Государственная измена". И с избранием меры пресечения без внесения залога", - сказал Кравец "Вестям".

По его словам, несмотря на то, что контрольный пакет акций будет принадлежать государству, держатели 49% акций получают практически неограниченное влияние. "В частности, они могут блокировать проведение собраний акционеров и требовать назначения их топ-менеджмента на ключевые должности. И действительно, за это время, организуя различные корпоративные войны, они могут уничтожить эти предприятия, а всю прибыль вывезти за границу. Я считаю, что только украинская компания может быть инвестором без права вывода средств за рубеж. Мы уже видели пример приватизации гостиницы "Днепр", когда российские деньги пришли сюда при отсутствии денег внутри страны. Здесь будет то же самое. Прежде всего, Украина должна убрать наблюдательные советы с иностранцами с государственных предприятий. Как мы видим, все предприятия становятся убыточными после того, как там появляются иностранные наблюдательные советы", - сказал Кравец "Вестям". Таким образом, как говорит экономист Алексей Кущ, в этом вопросе как никогда важен принцип: семь раз отмерь — один раз отрежь. "Ведь одно дело "мелкая приватизация" складов и устаревшие автоматизированные системы управления с автоматическим мусором. И совсем другое — такие компании, как" Нафтогаз", УЗ и"Укрпочта". Сегодняшняя и завтрашняя Украина никогда не сможет создать с нуля даже что-то отдаленно напоминающее действующую железную дорогу, систему газотранспортных систем и подземных хранилищ газа. Она никогда не построит новый ОПП, аммиачный трубопровод или атомные электростанции", - резюмирует Кущ

укрпочта

Компания-оператор почтовой связи Украины, который является членом Всемирного почтового союза с 1947 года. Учредителем и единственным акционером компании является Министерство инфраструктуры страны

нафтогаз украины

Государственная компания Украины по добыче, транспортировке и переработке нефти и природного газа. Полное наименование — национальная акционерная компания «Нафтогаз Украины»

ао

В древнекитайской мифологии плавающая в море гигантская черепаха. Часто утверждается, что на спине у неё находятся три священные горы — Инчжоу, Пэнлай и Фанчжан, где живут бессмертные

украина

Государство в Восточной и частично Центральной Европе

украинская железная дорога

Украинское государственное предприятие, акционерное общество с 2018 года, основной сферой деятельности которого являются перевозки железнодорожным транспортом. Является практически полным монополистом в сфере железнодорожных перевозок на Украине

веста

гайдар мария

укргаздобыча

укрнафта

лука

коломойский игорь

укртрансгаз

европейский союз

верховная рада

герус андрей

эстония

англия

лондон

эдинбург

париж

ницца

киев

львов

великобритания

арселормиттал кривой рог

путин владимир

днепр

райские кущи