Бизнес заинтересован в модернизации "Укрзализныци". Но одновременное списание десятков тысяч вагонов по возрасту приведет к коллапсу на железной дороге, этого нельзя допустить. Кроме того, УЗ теперь должна инвестировать в обновление локомотивов и инфраструктуры.
Об этом написал президент ассоциации предприятий "Укрметаллургпром" Александр Каленков в колонке для "Интерфакс-Украина", комментируя инициативу Министерства инфраструктуры ограничить эксплуатацию грузовых вагонов по возрасту, а не по техническому состоянию.
"Инфраструктура UZ изначально была рассчитана на перевозку более 1 миллиарда тонн грузов в год, но сейчас она работает только на треть своего потенциала. Мы прекрасно понимаем, что износ путей, подвижного состава и всей железнодорожной инфраструктуры огромен. Только локомотивы изношены на 90 %", - сказал Каленков.
Видео дня
По его словам, именно с обновления локомотивов необходимо начинать модернизацию УЗ, поскольку их нехватка уже серьезно сказалась на эффективности ее работы: оборот вагонов за последние месяцы упал на 20%. То есть для перевозки того же количества груза требуется на 20% больше времени, и в процессе задействовано на 20% больше вагонов.
Эксперт подчеркнул, что также необходимо обновить автопарк UZ, но не путем резкого списания десятков тысяч пригодных для эксплуатации автомобилей.
"В проекте приказа МВД предлагается утилизировать 43 % автопарка. Это 75 тысяч действительно "немолодых", но отремонтированных и исправно обслуживаемых автомобилей. Вместо этого они планируют купить новые, взимая с владельцев нескольких вагоностроительных заводов огромные деньги", - написал Каленков.
Он подчеркнул, что такое решение приведет к коллапсу железнодорожных перевозок, а также резкому увеличению транспортных расходов и росту цен на товары для конечного потребителя. В частности, в России принятие аналогичного решения привело к увеличению стоимости пользования вагонами РЖД в 4 раза.
"Нетрудно просчитать последствия этой инициативы: в результате вывода из эксплуатации автомобилей по возрасту будет создан искусственный дефицит и стоимость использования автомобилей значительно возрастет. Это увеличит стоимость всех перевозимых грузов. В некоторых случаях конечный потребитель будет платить, и там, где цена не может быть изменена, это ухудшит конкурентоспособность нашей продукции на внешних рынках. Экспорт зерна, металла и руды сократится, а валютные поступления и налоги в бюджет устремятся туда. Это также приведет к резкому сокращению рабочих мест в реальном секторе экономики", - пояснил Каленков.
Напомним, что MIU в рамках проекта "Большая стройка на УЗ" предлагает списывать грузовые вагоны и строить новые на украинских вагоностроительных заводах. Стоимость проекта составляет более 100 миллиардов гривен. Более 200 украинских компаний и ассоциаций выступили против вывода вагонов из эксплуатации: они подписали "Антиморандум" и призвали власти не допустить вывода вагонов из эксплуатации, потому что из-за этого проекта бизнес и UZ потеряют миллиарды, и только несколько человек - владельцы вагоностроительных заводов - заработают на этом.
Ранее народный депутат, член ВСК по УЗ Константин Бондарев направил депутатское обращение руководителю ВСК по УЗ Юлии Гришиной с просьбой рассмотреть инициативу о списании автомобилей на ближайшем заседании ВСК, поскольку этот проект MIU может нанести огромный ущерб УЗ и поставить под угрозу существование стратегического предприятия.