Котировки

Бизнесу выгодна Украина без коррупции. Бизнесу SCM - прежде всего

Чернишенко Павло
Экономика
14 May 15:15   

Госсекретарь США Энтони Блинкен во время своего недавнего визита в Киев назвал коррупцию главным врагом украинской экономики. В его выступлении коррупция как главный внутренний экономический враг упоминалась не менее десятка раз. Гораздо чаще, чем что-либо другое.

Мы (СКМ) подтверждаем. Именно коррупция является главным экономическим врагом Украины, черной дырой, пожирателем будущей стоимости экономики в целом и ее ключевых активов. Именно коррупция разъедает все государственные институты, людей, правосудие и само государство. По независимым оценкам, Украина ежегодно теряет от 500 до 950 млрд грн из-за коррупции.

Именно коррупция, несовершенная судебная система и неэффективность чиновников являются тремя главными врагами любого "белого" бизнеса в Украине. Как национальные, так и международные.

В результате в 2020 году отток прямых иностранных инвестиций из Украины составил $868 млн. Рекорд за последние 20 лет.

Национальные и международные инвесторы не защищены от атак. И от нечестных конкурентов, и от коррумпированных чиновников, и даже от государства, бесконечно меняющего правила игры. Ни масштаб бизнеса, ни инвестиционный опыт, ни регистрация инвестора не защищают от атак. Это делает ведение бизнеса в Украине крайне рискованным.

Мы (СКМ) инвестируем в Украину уже 20 лет. Все эти годы мы работали над эффективностью наших украинских инвестиций, создавая прозрачные процессы в соответствии с лучшими международными практиками. На протяжении 20 лет мы совершенствуем корпоративное управление и делаем все возможное для интеграции украинской экономики в мировую. Мы руководствуемся общими принципами, основным из которых является то, что мы ведем бизнес таким образом, чтобы от этого выигрывали и украинцы, и Украина. И мы не отступаем от этого принципа ни сейчас, ни в будущем. Это наш вклад в становление независимой Украины.

СКМ в настоящее время является одним из крупнейших инвесторов в украинскую экономику. Доля предприятий СКМ в ВВП Украины в 2014 году составила 3,9 %, наш вклад в налоги страны составляет 5%, а инвестиции в основной капитал (капвложения) превышают 10%. По нашим внутренним оценкам, эти цифры все еще актуальны в 2021 году.

Что это значит? Мы платим больше налогов, чем другие. И мы инвестируем во много раз больше, чем другие. Мы развиваем страну и ее экономику не словами, а действиями. Только по итогам 2019 года мы выделили около 60 млрд грн на уплату налогов в бюджет Украины. Капитальные вложения в Украине - 42 млрд грн. В социальных проектах - 10 млрд грн. Это без учета благотворительных программ Фонда Рината Ахметова. Мы все еще дорабатываем цифры на 2020 год, но даже в период COVID мы сделали все возможное, чтобы эффективно работать, поддерживать рабочие места и достойную официальную зарплату для почти 200 тысяч наших сотрудников по всей стране. Без особых условий, без поддержки со стороны государства.

Это дает нам все основания считать себя одним из крупнейших и важнейших элементов украинской экономики. Кто живет и работает по законам Страны и в ее интересах, кто платит законную заработную плату, перечисляет государству все установленные законом налоги-в полном объеме и в срок.

И в то же время дает нам право ожидать от правительства мер, способствующих экономическому развитию. Настаивайте на антикоррупционных реформах, которые могут кардинально улучшить инвестиционный климат в стране.

Коррупция-это не только препятствие экономическому развитию, но и скрытый коррупционный налог, который бизнес не должен платить. Ведь любое повышение налогов без устранения коррупции в государственных органах становится своеобразной данью, которая оседает в карманах чиновников.

Это наше видение приоритетов в системной, реальной борьбе с коррупцией, на чем мы настаиваем.

  1. Верховенство закона и справедливое судебное разбирательство. Украинскому суду не доверяет ни общество, ни бизнес. Крупнейшие украинские предприниматели, как правило, ищут истину в Высоком суде Лондона или других европейских юрисдикциях, но не в Украине. Верховенство права является важным маркером глобальных инвестиционных потоков. Без работающих судов, которые обеспечат справедливую защиту любому бизнесу, коррупция в Украине не будет побеждена.

  2. Эффективная борьба с коррупцией в органах государственной власти. Согласно опубликованной информации, только коррупционные схемы, осуществляемые должностными лицами налоговой и таможенной службы, лишают бюджет доходов в размере 120 млрд грн. В год. Мы платим все налоги в полном объеме и настаиваем на том, чтобы деньги, которые мы зарабатываем для страны, тратились на благо общества (на образование, здравоохранение, безопасность), а не становились прибылью коррумпированных чиновников и депутатов.

  3. Предсказуемая налоговая политика и нормативная среда. Украинские чиновники и депутаты, как правило, меняют правила ведения бизнеса и налоги так часто, как считают нужным. Это ручное управление налогами, и это плохо для любого инвестора. Особенно плохо в условиях неработающих судов и других учреждений. Но еще хуже, когда есть огромный теневой сектор экономики. Сейчас некоторые политики и чиновники заражены идеей бесконечного повышения налогов для тех, кто уже платит их честно и не замечает тех, кто находится в экономической тени. Но даже закрепленные в законах обязательства государства не гарантируют их соблюдения инвесторами. Например, на протяжении многих лет Украина призывала инвестировать в возобновляемые источники энергии, обещая инвесторам специальный "зеленый тариф". Но когда противники чистой энергетики заняли лидирующие позиции в энергетическом секторе, инвесторы просто перестали платить за выработанную электроэнергию. Не помогли даже обращения послов ряда стран-ведущих партнеров Украины.

  4. Сбалансированная макроэкономическая политика. Государство должно обеспечить низкую инфляцию, контроль над государственным долгом и независимость Национального банка. Денежно-кредитная стабильность является необходимой основой для реализации долгосрочных экономических проектов. Необходимо обеспечить государственное стимулирование украинского экспорта - кредитно-гарантийный институт.

  5. Решительная реформа корпоративного управления государственных предприятий. Государственная собственность всегда была и остается (за редким исключением) рассадником коррупционных схем. Многие менеджеры заботились не о производственных и финансовых показателях, а о личной выгоде. Примером может служить ситуация в угледобывающей промышленности. За годы независимости Украины государственные шахты получили около 12 миллиардов долларов субсидий. Но они не работали лучше - производство постоянно сокращалось. Но угольные функционеры сказочно богаты. Частные шахты ДТЭК не получали никаких субсидий, для их модернизации привлекались банковские кредиты. Но они смогли увеличить добычу и стать основой энергетической безопасности страны. Поэтому власти должны использовать лучшие практики корпоративного управления в государственном секторе экономики и продолжать прозрачную конкурентную приватизацию. Это привлечет в Украину новых инвесторов.

  6. Безусловные гарантии свободы слова и средств массовой информации. Любая авторитарная и коррумпированная государственная система всегда стремится контролировать средства массовой информации, опасаясь, что темные дела могут стать достоянием общественности. Цивилизованное и демократическое правительство должно обеспечить право на правду. Бизнес должен помогать гражданскому обществу и демократическим СМИ, которые работают в интересах Украины, не вмешиваясь при этом в редакционную политику.

  7. Цифровизация государственных услуг. Включая налоги и таможенные пошлины. Да, это важный инструмент в борьбе с коррупцией. Но мы считаем, что цифровые преобразования имеют во много раз больший потенциал для создания прозрачных и понятных отношений между государством и бизнесом при минимальном влиянии чиновников на всех этапах.

  8. Демонополизация экономики путем интеграции в европейские рынки и поощрения конкуренции. Рыночная конкуренция в первую очередь на энергетическом рынке. Синхронизация украинской и европейской энергосистем поможет преодолеть исторически сложившуюся чрезмерную концентрацию на энергетическом рынке. Государство должно приложить все усилия для того, чтобы в каждом из сегментов рынка появились новые сильные и конкурентоспособные участники. Это основной путь к демонополизации, к повышению качества услуг и товаров, к увеличению инвестиций.

  9. Четкие и прозрачные правила для всех. Экономика нуждается в минимальном ручном управлении. Потому что ручное управление убивает инвестиционный климат. Главным регулятором должен быть не коррумпированный чиновник, а конкурентный рынок. Государство должно навсегда положить конец практике избирательных подходов. Для обсуждения правил игры и защиты своих интересов бизнес должен иметь прозрачные правовые механизмы-от сильных бизнес-ассоциаций до цивилизованного закона о лоббизме.

  10. Инвестиции в образование. Знания-главный ресурс новой экономики. Мы считаем, что без хорошей школы, высшего и профессионального образования в Украине не будет экономического роста. Но образование без борьбы с коррупцией приводит к оттоку из страны самых умных и конкурентоспособных специалистов.

Политические популисты могут называть частный бизнес противниками реформ, но это абсолютно не так. Это могут сказать только те, кто в попытке сохранить собственную коррумпированную ренту пытается направить общество по ложному пути.

За последние пять лет количество компаний, связанных с государственными чиновниками, увеличилось на 3 тысячи - с 16117 до 19118. Как крупный бизнес, мы имеем право настаивать на прозрачности властей и политиков. Мы не занимаемся политикой и считаем, что государственные чиновники не должны заниматься бизнесом. Это единственный способ разорвать порочный круг, образованный олигархами, которые наживают свое состояние на политической коррупции во власти. Разделение бизнеса и власти-единственный эффективный рецепт деолигархизации.

У политиков должна быть общая цель с бизнесом - успешная Украина. Честный бизнес выигрывает от Украины без коррупции. СКМ-прежде всего. Чем меньше коррупции в Украине, чем сильнее институты - чем больше украинская экономика, чем выше капитализация украинских компаний, тем реальнее светлое будущее украинской экономики, тем сильнее будет Украина.

Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов. Мнение редакции может отличаться от мнения автора.