Проект ограничения эксплуатации грузовых вагонов нормативным возрастом, разработанный Министерством инфраструктуры, создает серьезные угрозы для дальнейшей деятельности "Укрзализныци", которая является стратегическим предприятием Украины, поэтому не может быть поддержана. Об этом говорится в депутатском обращении народного депутата, члена Комитета по транспорту ВР и Временной следственной комиссии (ВСК) по УЗ Константина Бондарева к председателю ВСК Юлии Гришиной.
Как говорится в обращении, проект MIU предусматривает, что к 2031 году УЗ должна списать более 50 тыс. Вагонов (62 % парка компании, в том числе 100 % зерновозов), а на замену такого количества вагонов компании потребуется потратить около 75 млрд грн. Однако, учитывая состояние предприятия, у компании нет собственных средств для таких закупок, и привлекать кредитные средства нецелесообразно, так как компания уже имеет значительную кредитную нагрузку.
Видео дня
"Потеря подвижного состава Укрзализныцей является открытой угрозой государственному предприятию, что будет иметь серьезные последствия и нанесет огромный ущерб предприятию", - подчеркнул Бондарев.
Как указывает депутат, износ основных активов УЗ остается на очень высоком уровне: более 1/3 протяженности железнодорожных путей просрочены на реконструкцию и капитальный ремонт, а износ локомотивов превышает 95%. Учитывая, что UZ является монополистом в этих областях, компания должна инвестировать в первую очередь в обновление основных фондов монопольных сегментов - инфраструктуры и тяги, а не в покупку вагонов.
"Вынужденное и откровенно саботирующее списание грузовых вагонов приведет к тому, что "Укрзализныця" потеряет свои основные активы - вагоны, которые сейчас приносят ей доход. И, соответственно, его доля на рынке грузовых вагонов в пользу частных операторов подвижного состава", - сказал депутат.
Он также подчеркнул, что проект вызвал большую озабоченность в бизнес-сообществе: ведущие бизнес-ассоциации Украины публично выступили с конструктивной критикой и направили письма в МВД о недопустимости принятия проекта приказа в действующей редакции.
"Более 200 компаний (представители сельскохозяйственных, коксохимических, угледобывающих, металлургических и горно-обогатительных комбинатов, производители строительных материалов и операторы подвижного состава) уже подписали "Антиморандум" против ограничения срока службы грузовых вагонов и договорились о сотрудничестве для предотвращения создания кризиса на рынке вагонов в Украине", - подчеркнул Бондарев.
По его словам, главная проблема заключается не в возрасте автомобилей, а в отсутствии должного контроля за плановым ремонтом. Ведь в развитых странах (США, ЕС) грузовые вагоны не имеют ограничения по сроку службы - только заключение о техническом состоянии.
"Из-за отсутствия контроля индустрия ремонта автомобилей пронизана коррупцией (когда дешевле заплатить инспектору, чем качественно отремонтировать автомобиль). Это приводит к тому, что на сети УЗ эксплуатируется много вагонов, которым есть место только в ремонтном депо", - подчеркнул народный депутат и призвал главу ВСК на следующем заседании Комиссии включить в повестку дня вопрос о негативном влиянии на УЗ этого проекта.
Как вы знаете, MIU инициировала вывод из эксплуатации грузовых вагонов по возрасту и строительство новых на украинских вагоностроительных заводах в рамках проекта "Большая стройка на УЗ". Стоимость проекта, по предварительным оценкам, составляет более 100 миллиардов гривен, и пути финансирования проекта пока не определены. Более 200 украинских компаний и ассоциаций выступили против вывода вагонов из эксплуатации: они призвали власти не допустить вывода вагонов из эксплуатации, потому что из-за этого проекта бизнес и УЗ потеряют миллиарды, и только несколько человек заработают на этом - владельцы вагоностроительных заводов, среди них олигарх Игорь Коломойский.