Котировки

Что не так с индексацией ренты по РЧР в "ресурсном" законопроекте 5600

Якимченко Олександр
Экономика
12 Jul 16:00   

Недавно Правительство инициировало и зарегистрировало в Верховной Раде законопроект № 5600. Законопроект № 5600 предлагает существенные изменения в налоговое законодательство, которые непосредственно повлияют на администрирование налогов, порядок их исчисления и налоговую базу. Некоторые нормы, такие как, например, ограничения на право руководителя юридического лица-должника выезжать за границу до полного погашения налогового долга или обеспечения сумм денежных обязательств, начисленных в результате налоговых проверок, налоговым залогом на время административного или судебного обжалования, являются более чем противоречащими и вызвали возмущение бизнеса независимо от отрасли.

Что касается повышения ставок ряда налогов, то, к сожалению, рынок мобильной связи не является исключением, в отношении которого Правительство предлагает индексировать (по сути, повышать налоги) арендную плату за использование радиочастотного ресурса уже на 5% с 01.07.21 . Основная мотивация, озвученная Правительством, заключается в следующем: во-первых, тарифы (в том числе на радиочастоты) не пересматривались с 2017 года; во-вторых, законопроект направлен на то, чтобы заставить тех, кто мало платит, платить налоги.

Видео дня

На примере индустрии мобильной связи я расскажу вам, почему такой подход не является беспроигрышным для государства и бизнеса.

Согласно официальным данным Государственной налоговой службы, по итогам 2017 года телекоммуникационная отрасль заплатила налогов на 10,4 млрд грн, в 2018 году - 12,6 млрд грн, в 2019 году - 14,8 млрд грн, а в 2020 году, в кризисный год - 15,8 млрд грн. То есть без какой-либо индексации отрасль ежегодно стабильно увеличивает уплату налогов на 1-2 млрд грн в год.

В то же время бизнес продолжает инвестировать. Например, капитальные вложения "Киевстар" в 2020 году составили 6 млрд грн, а с 2015 года "Киевстар" инвестировал более 25 млрд грн и обеспечил работой тысячи собственных сотрудников и сотрудников из смежных отраслей (строительство, логистика и т.д.).

Мобильные операторы Украины внедряют новые технологии и развивают сети на фоне значительной налоговой нагрузки (35% от общего оборота рынка), что значительно превышает средний аналогичный показатель в других европейских странах (21%). Средний чек на одного абонента мобильной связи в Украине составляет 2,8 доллара в месяц, что является одним из самых низких показателей по данным GSMA, глобального аналитического центра в области телекоммуникаций. По итогам 2020 года по этому показателю Украина заняла 135-е место в мире между Угандой и Ганой. И это неудивительно, поскольку, по данным Государственной службы статистики Украины, с 2001 года цены на услуги связи выросли в среднем всего в 2 раза, в то время как, например, цены на коммунальные услуги - в 22 раза, на транспорт-в 9 раз и так далее.

"Цена счета 5600 "для операторов мобильной связи-это увеличение налоговой нагрузки в размере 102,5 грн в год. Согласно исследованию, проведенному уже упомянутой GSMA совместно с E&Y Global по налогообложению мобильной связи в Украине, исключение индексации арендной платы за радиочастотный ресурс на уровень инфляции приведет к увеличению налоговых поступлений примерно на 134 миллиона долларов в год к 2025 году за счет роста индустрии мобильной связи и увеличения ВВП.

Кстати, по отношению к ВВП. По данным Ericsson и Имперского колледжа Лондона, расширение охвата мобильным Интернетом на 10% приводит к увеличению ВВП страны с 0,6% до 2,8%. Инвестиции в новые технологии, в частности 4G, будут стимулировать развитие украинской экономики, способствовать росту ВВП и, среди прочего, предоставят возможность в 2020 году не прекращать деловую активность многим украинским предприятиям, которые начали работать удаленно во время пандемии COVID-19.

Принимая во внимание приведенные выше цифры и факты, вопрос о том, нужно ли индексировать ставки на радиочастотах или нет, является риторическим, особенно учитывая, что в Налоговом кодексе Украины есть барьеры для развития отрасли, устранение которых может дать импульс инвестициям в частоты и принести государству более 1,2 миллиарда доходов в предстоящем году.

Речь идет о спектральных коэффициентах. В настоящее время к частотам, используемым операторами мобильной связи или потенциально пригодным для использования в радиотехнологиях/стандартах 2G, 3G, 4G или 5G (в зависимости от диапазона), чаще всего применяются повышающие коэффициенты, предусмотренные Налоговым кодексом Украины для фрагментированного спектра, концентрации спектра и понижающий коэффициент для де-фрагментации спектра.

Целью введения коэффициентов, которые были инициированы Национальной комиссией по государственному регулированию в сфере связи и информатизации (НКРСИ) в 2017 году, было стимулирование операторов к обмену спектром и созданию его непрерывных полос для внедрения новых радиотехнологий 3G / 4G в Украине. На сегодняшний день эта цель полностью достигнута, что подтверждается самой НКРСИ.

Ориентировочная стартовая стоимость спектра в диапазоне 2100 МГц, который был передан государству компанией "ТриМоб", может составить примерно 500 миллионов рублей. До 1 млрд грн. Существующая система коэффициентов (особенно повышающих) делает бизнес-обоснование приобретения спектра, в частности 2100 МГц, практически невозможным.

В свою очередь, если коэффициенты будут отменены в дополнение к стоимости лицензий, поступления от платы за аренду радиочастотного ресурса в диапазоне 2100 МГц, который в настоящее время не используется государством, увеличат доходы государственного бюджета на 207 млн грн / год (исходя из текущих ставок, которые включены в этот диапазон). Государство уже потеряло 300 миллионов гривен арендного дохода от этого диапазона. Каждый следующий месяц "простоя" обойдется государству более чем в 17 миллионов гривен.

Следует отметить, что этот спектр и ряд других потенциально интересных спектральных активов оказались в распоряжении государства благодаря принципиальной позиции народных депутатов, в частности представителей налогового комитета Верховной Рады, которые в 2020 году выровняли ставки для компаний, которые исторически получали спектр без каких-либо конкурсов, платили низкие арендные ставки и чья бизнес-модель была построена на перепродаже таких компаний реальному бизнесу, но уже в сотни раз дороже.

Мы надеемся, что наши аргументы будут услышаны, и в результате законопроект будет отклонен. 5600 превратится из традиционного повышения налогов в беспроигрышный сценарий для государства и бизнеса.

Редакторы сайта не несут ответственности за содержание блогов. Мнение редакционной коллегии может отличаться от мнения автора.

правительство

Высший коллегиальный исполнительный орган государственного управления, формируемый из руководителей органов государственного управления страны и других государственных служащих, либо общая система государственного управления. Правительство возглавляет глава правительства, который может являться од…

верховная рада

Однопалатный парламент Украины, состоящий из 450 народных депутатов и единственный законодательный орган власти государства. Верховная рада Украины IX созыва начала свою работу 29 августа 2019 года

киевстар

Украинская телекоммуникационная компания, предоставляющая услуги связи и передачи данных на основе широкого спектра мобильных и фиксированных технологий, в том числе 3G и 4G . Мобильная сеть компании охватывает все города Украины, а также более 28 тыс

украина

Государство в Восточной и частично Центральной Европе

европа

Одна из самых маленьких частей света в Северном полушарии Земли, омывается Атлантическим океаном на западе, Северным Ледовитым океаном на севере, имеет площадь около 10 млн км². Вместе с Азией Европа образует обширный материк Евразия

уганда

гана

ericsson

имперский колледж лондона

национальная комиссия здравоохранения

тримоб