Институт потребительской экспертизы провел еще одно исследование. На этот раз внимание специалистов было приковано к бензину А-95.
Результаты тестирования опубликованы на сайте Института потребительской экспертизы. В прошлом месяце отечественные эксперты обнаружили значительное количество нарушений.
Специалистам давно и хорошо известно, как "базовый" бензин А-92 превращается в " 95 " путем простых манипуляций с различными запрещенными добавками. Получается, что ситуация с качеством А-95 на украинских заправках может быть еще хуже, чем с А-92, ведь "пятая" продается на порядок дороже?
Это проверили эксперты Института потребительской экспертизы, проведя рейд по самым популярным сетям АЗС. И оказалось, что заправка "пятым" бензином все еще может быть историей с печальными последствиями.
Эксперты сосредоточились на крупных всеукраинских сетях, но также отобрали образцы в средних и региональных сетях, которые позиционируют себя на рынке как дискаунтеры. Отбор проходил по всей стране. В этом исследовании были отобраны образцы 12 сетей - OKKO, SHELL, PARALLEL, KLO, Prime, Укрнафта, Avantage 7, Фактор, BRSM-nafta, ДЕВИЗ, Sun Oil и AC Oil.
На этот раз эксперты ввели новшество-они разделили результаты, полученные в лаборатории, на зоны - зеленую, синюю и красную. В первую группу вошли сети, результаты которых соответствовали всем стандартам и имели "запас прочности" по качеству, в синюю - АЗС, топливо которых не имело нарушений по требованиям профильного ДСТУ, и в красную - сети, в которых топливо не было кондиционировано, то есть имело отклонения в показателях качества.
Образцы были направлены в сертифицированную лабораторию, где были проверены на соответствие стандартам профиля ДСТУ 7687:2015 (бензин А-95-Евро5). Образцы были испытаны по основным параметрам-октановому числу, содержанию серы, объемным частям ароматических углеводородов и бензола. Также все образцы были проверены на содержание запрещенных добавок, повышающих октановое число,-аминов.
Зеленая зона
Из 12 участников в эту зону было включено 5 образцов - OKKO, SHELL, KLO (топливо украинского производства SHEBEL), PARALLEL и Prime. Прежде всего, был проверен важнейший параметр для работы двигателя - октановое число, характеризующее устойчивость топлива к детонации — преждевременному сгоранию бензина в камере сгорания. Согласно ему, стандарт установлен на уровне не менее 95 единиц. Все пробы показали отличный результат - "запас" у всех был в районе единицы. Самый большой был обнаружен в OKKO (96,2 единицы), SHELL (96,2 единицы) и быстрорастущей сети Prime (96 единиц). Их коллегам не хватает лишь одной десятой от рекордсменов-PARALLEL и KLO-на 95,9 единицы.
С содержанием серы, одним из важнейших показателей, который является основным для длительного" срока службы " двигателя, также не было никаких проблем, все топливо соответствовало стандартам Евро-5. Минимальные значения были обнаружены в SHELL и OKKO (3,9 и 4 мг / кг соответственно), параллельно, KLO и Prime также имели значения в пределах 5 мг/кг. Это однозначный признак заводского происхождения топлива
Что касается содержания ароматических углеводородов, то все участники имеют значения в пределах нормы. Далее был проверен еще один важный показатель - содержание бензола. Этого токсичного вещества в бензине должно быть как можно меньше, так как увеличение его количества напрямую влияет на снижение ресурса двигателя. А здесь-все на высоте. Наименьшее число приходится на SHELL, OKKO и PARALLEL (0,39, 0,45 и 0,47% соответственно), и KLO (SHEBEL) также имеет отличные показатели - всего 0,5% при стандарте не более 1%.
И, наконец, эксперты проверили наличие в топливе аминов-токсичных добавок, запрещенных в Украине и мире, которые используются для повышения октанового числа. Как и ожидалось, эти вещества не были обнаружены в образцах лидеров.
Синяя зона
В голубую зону попали сети АЗС "Авантаж 7"Фактор" и "Укрнафта". Бензин А-95, продаваемый этими компаниями, отвечал всем требованиям ДСТУ, но без"резерва". Учитывая, что эти сети позиционируют себя как дискаунтеры, то есть у них более низкая цена на полках , это достойный результат. Обратите внимание на низкое содержание серы в образце Avantage 7, которое составило всего 5,2 мг/кг.
Красная зона
Среди аутсайдеров были четыре образца, которые были приобретены в сетях БРСМ-нафта, ДЕВИЗ, Sun Oil и AC Oil. Во всех четырех случаях был обнаружен недостаток "октанового числа" - БРСМ-нафта (92,8 ед.), БЕНЗИН (94,2 ед.), Подсолнечное масло (94 ед.). Нарушение серьезное, но цифры, найденные в пробе масла переменного тока, вызвали шок - 88,2 единицы! С таким октановым числом современный автомобиль вряд ли вообще заведется, но если он все-таки поедет-ждите неприятностей с топливной системой и двигателем. В общем, такие показатели октанового числа указывают на кустарное происхождение топлива, такое топливо не выходило бы с завода.
Дальше - больше. Сера была превышена более чем в полтора раза в образцах Подсолнечного масла и масла переменного тока, а с бензолом и того хуже - в полтора раза превышение в них, и более чем в два раза - в бензоле.
В образце Солнечного масла были обнаружены вредоносные амины. Кстати, если сравнивать с предыдущим исследованием, то на этот раз в сети БРСМ-нафта аминов не было, но октановое число упало. По-видимому, без использования аминов повышение октанового числа довольно проблематично. Также во фракционном составе была обнаружена особенность - запоздалая температура кипения, что может привести к проблемам при запуске двигателя, а также разбавлению масла в картере. В целом, такие нарушения могут привести к серьезным проблемам с автомобилями, с окружающей средой и самим здоровьем.
Резюме
Результаты исследования показали четкую тенденцию к значительному увеличению рынка полу - и кустарного полу-кондиционированного топлива в некоторых сетях АЗС. В то же время цена такого "продукта" не так уж и низка. С другой стороны, крупные сети, такие как OKKO, SHELL и PARALLEL, гарантированно продают топливо с европейских и белорусских НПЗ. Следует также отметить стабильные показатели украинского топливного ШЕБЕЛЯ, продажи которого неуклонно растут, а также безапелляционную политику в области качества в крупной региональной сети Prime.
Как ранее сообщал "ОБОЗРЕВАТЕЛЬ", Украина проверила качество дизельного топлива и бензина А-95 на АЗС сетей "ОККО"БРСМ"ГНКАР"ДЕВИЗ"Авантаж 7" ВОГ " и "САНОЙЛ". Нарушения были обнаружены на двух станциях.