Котировки

Договорились: Google и Facebook начнут платить за новости в Австралии — как это устроено

Якимченко Олександр
Экономика
26 Feb 13:01   

25 февраля австралийский парламент принял "Кодекс поведения при переговорах со СМИ и цифровыми платформами", который обязывает Google и Facebook оплачивать новостной контент, публикуемый местными СМИ на корпоративных платформах. Законопроект, за который проголосовало правительство, был значительно смягчен после радикальных мер, принятых Facebook.

AIN.UA выяснили, что происходит и способно ли австралийское правительство восстановить справедливость на медиарынке.

Как все начиналось

Идея создания кодекса, регулирующего медиарынок, возникла у австралийского правительства около трех лет назад. Он основан на убеждении, что технологические гиганты, такие как Google и Facebook, имеют слишком большую рыночную власть, и это очень негативно влияет на прибыль местных СМИ.

После длительных общественных обсуждений в апреле 2020 года власти приступили к реализации своих планов. Они попросили Австралийскую комиссию по конкуренции и защите прав потребителей разработать документ, который бы устранил этот дисбаланс.

Чтобы восстановить справедливость в пользу австралийских издателей, было принято смелое решение - Google и Facebook должны оплачивать новостные материалы на своих платформах и раскрывать алгоритмы их работы. В декабре правительство внесло законопроект на рассмотрение парламента. "Кодекс гарантирует, что медиа-компании получают справедливое вознаграждение за контент, который они генерируют, помогая поддерживать общественный интерес к австралийской журналистике", - говорится в заявлении правительства.

Суть законопроекта

  • Его юридическая сила распространяется на ленту новостей Facebook и поиск Google. В будущем к документу могут быть добавлены и другие цифровые платформы, если правительство решит, что они ущемляют права местных СМИ.
  • Google и Facebook платят медиакомпаниям за их контент, предварительно договорившись с ними о суммах.
  • Если такие переговоры провалятся, цена будет определена государственным арбитром.
  • Платформы обязаны уведомлять компании об изменениях в своих алгоритмах за 14 дней.

А как насчет Google и Facebook

Реакция цифровых гигантов не заставила себя долго ждать. Google пригрозила закрыть свою поисковую систему в Австралии, но предложила альтернативу - разместить и оплатить местный медиаконтент на Google News Showcase. Facebook пообещал "удалить Австралию из друзей", и 17 февраля выполнил обещание-заблокировал весь новостной контент местных СМИ и госорганов. Трафик от публикаций упал до 30%. Австралийскому правительству такой ход событий не понравился, и после недельной "ссоры" сторонам удалось договориться. Власти предложили четыре поправки к кодексу, которые регулировали бы споры, связанные с переговорами между корпорациями и местными медиа-компаниями. Facebook, в свою очередь, вернет публикациям возможность публиковать посты. Среди обновлений также есть:

По словам главного казначея страны Йоа Фриденберга, Google также приняла изменения, но, как сообщает Reuters, компания воздержалась от комментариев. Хотя тот факт, что платформа уже подписала трехлетний контракт с News Corporation и другими издателями, говорит сам за себя. Чтобы он работал?

Не совсем. Новый закон еще больше усугубил дисбаланс власти на австралийском медиарынке и укрепил позиции и без того доминирующих игроков, сообщает издание Crickey.

С одной стороны, принятые поправки грозят отрасли монополией крупных издательств. Такие компании, как News Corporation, Seven West Media и Nine, с которыми Facebook уже ведет переговоры, могут получить около $110 млн только от Google из $125 млн, выделенных корпорацией на частные СМИ,-а это 90% всей прибыли.

С другой стороны, технологические гиганты добились своей цели - код не предусматривает нормативных ограничений на процессы сбора данных и какого-либо намека на объяснение непрозрачных алгоритмов платформ. Это означает, что Google и Facebook будут продолжать доминировать и диктовать свои условия.

Почему это так важно

Австралия-первая страна в мире, правительство которой сможет установить цену для технологических гигантов за новостной контент медиакомпаний. Этот случай уже стал прецедентом. Другие страны готовы последовать примеру Австралии - Европарламент заявил, что рассматривает возможность внесения поправок в законодательство, обязывающих Google и Facebook вести переговоры с местными издателями и информировать их об изменениях в алгоритмах. Британия и Канада тоже думают об этом.

facebook

Крупнейшая социальная сеть в мире и одноимённая компания , владеющая ею. Была основана 4 февраля 2004 года Марком Цукербергом и его соседями по комнате во время обучения в Гарвардском университете — Эдуардо Саверином, Дастином Московицем и Крисом Хьюзом

австралия

Австрали́йский Сою́з, или Содру́жество Австра́лии , — государство в Южном полушарии, занимающее одноимённый материк, остров Тасмания и несколько других островов Индийского и Тихого океанов; является шестым государством по площади в мире. К северу от Австралийского Союза расположены Восточный Тимор, Инд…

австралийская комиссия по вопросам конкуренции и защиты потребителей

rss

Семейство XML-форматов, предназначенных для описания лент новостей, анонсов статей, изменений в блогах и т. п

google

Американская транснациональная корпорация, реорганизованная 15 октября 2015 года в международный конгломерат Alphabet Inc. , компания в составе холдинга Alphabet, инвестирующая в интернет-поиск, облачные вычисления и рекламные технологии

blackpink

рейтер

news corporation

nine

европейский парламент

канада