25 февраля австралийский парламент принял "Кодекс поведения при переговорах со СМИ и цифровыми платформами", который обязывает Google и Facebook оплачивать новостной контент, публикуемый местными СМИ на корпоративных платформах. Законопроект, за который проголосовало правительство, был значительно смягчен после радикальных мер, принятых Facebook.
AIN.UA выяснили, что происходит и способно ли австралийское правительство восстановить справедливость на медиарынке.
Как все начиналось
Идея создания кодекса, регулирующего медиарынок, возникла у австралийского правительства около трех лет назад. Он основан на убеждении, что технологические гиганты, такие как Google и Facebook, имеют слишком большую рыночную власть, и это очень негативно влияет на прибыль местных СМИ.
После длительных общественных обсуждений в апреле 2020 года власти приступили к реализации своих планов. Они попросили Австралийскую комиссию по конкуренции и защите прав потребителей разработать документ, который бы устранил этот дисбаланс.
Чтобы восстановить справедливость в пользу австралийских издателей, было принято смелое решение - Google и Facebook должны оплачивать новостные материалы на своих платформах и раскрывать алгоритмы их работы. В декабре правительство внесло законопроект на рассмотрение парламента. "Кодекс гарантирует, что медиа-компании получают справедливое вознаграждение за контент, который они генерируют, помогая поддерживать общественный интерес к австралийской журналистике", - говорится в заявлении правительства.
Суть законопроекта
- Его юридическая сила распространяется на ленту новостей Facebook и поиск Google. В будущем к документу могут быть добавлены и другие цифровые платформы, если правительство решит, что они ущемляют права местных СМИ.
- Google и Facebook платят медиакомпаниям за их контент, предварительно договорившись с ними о суммах.
- Если такие переговоры провалятся, цена будет определена государственным арбитром.
- Платформы обязаны уведомлять компании об изменениях в своих алгоритмах за 14 дней.
А как насчет Google и Facebook
Реакция цифровых гигантов не заставила себя долго ждать. Google пригрозила закрыть свою поисковую систему в Австралии, но предложила альтернативу - разместить и оплатить местный медиаконтент на Google News Showcase. Facebook пообещал "удалить Австралию из друзей", и 17 февраля выполнил обещание-заблокировал весь новостной контент местных СМИ и госорганов. Трафик от публикаций упал до 30%. Австралийскому правительству такой ход событий не понравился, и после недельной "ссоры" сторонам удалось договориться. Власти предложили четыре поправки к кодексу, которые регулировали бы споры, связанные с переговорами между корпорациями и местными медиа-компаниями. Facebook, в свою очередь, вернет публикациям возможность публиковать посты. Среди обновлений также есть:
По словам главного казначея страны Йоа Фриденберга, Google также приняла изменения, но, как сообщает Reuters, компания воздержалась от комментариев. Хотя тот факт, что платформа уже подписала трехлетний контракт с News Corporation и другими издателями, говорит сам за себя. Чтобы он работал?
Не совсем. Новый закон еще больше усугубил дисбаланс власти на австралийском медиарынке и укрепил позиции и без того доминирующих игроков, сообщает издание Crickey.
С одной стороны, принятые поправки грозят отрасли монополией крупных издательств. Такие компании, как News Corporation, Seven West Media и Nine, с которыми Facebook уже ведет переговоры, могут получить около $110 млн только от Google из $125 млн, выделенных корпорацией на частные СМИ,-а это 90% всей прибыли.
С другой стороны, технологические гиганты добились своей цели - код не предусматривает нормативных ограничений на процессы сбора данных и какого-либо намека на объяснение непрозрачных алгоритмов платформ. Это означает, что Google и Facebook будут продолжать доминировать и диктовать свои условия.
Почему это так важно
Австралия-первая страна в мире, правительство которой сможет установить цену для технологических гигантов за новостной контент медиакомпаний. Этот случай уже стал прецедентом. Другие страны готовы последовать примеру Австралии - Европарламент заявил, что рассматривает возможность внесения поправок в законодательство, обязывающих Google и Facebook вести переговоры с местными издателями и информировать их об изменениях в алгоритмах. Британия и Канада тоже думают об этом.