Котировки

Дорога в Европу: как Большое Строительство меняет Украину

Бобрович Яна
Экономика
30 Mar 10:00   

В течение 30 лет украинские чиновники всех уровней не замечали проблем, чтобы не брать на себя ответственность. Эта политика привела к разрушению экономики и инфраструктуры нашей страны. Чтобы переломить эту ситуацию, президент Владимир Зеленский запустил Крупный строительный проект, который положил начало глобальной реконструкции европейской инфраструктуры по всей стране. А развитие инфраструктуры, в свою очередь, является основой для позитивных экономических преобразований в будущем.

Экономическое чудо, как в Польше или Чехии

Эксперты подтверждают, что масштабное строительство сегодня закладывает прочный фундамент и становится главным драйвером возрождения украинской экономики.

Аналитики Киевской школы экономики провели параллели между масштабным строительством и другими восточноевропейскими странами. Они утверждали, что наши соседи Польша и Чехия уже испытали подобный положительный опыт, где масштабная реструктуризация инфраструктуры также дала значительный толчок экономике. Сейчас Украина идет по их пути. Эксперты уверены, что Украина сможет повторить опыт своих соседей. Уже проложены тысячи километров европейских дорог, что доказывает, что украинцы способны создавать качественный продукт.

Эксперты также отметили, что из-за Большого строительства спрос на материалы и рабочую силу будет способствовать росту ВВП на 2,2%. В то же время кумулятивным эффектом Крупного строительства является увеличение ВВП в ближайшие три года на 4,4%.

" Такие высокие показатели обусловлены мультипликативным эффектом Крупного строительства. Ведь проект дает возможность работать, создавать рабочие места и платить налоги не только дорожно-строительным компаниям, но и производителям стройматериалов и оборудования, горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, транспортным компаниям и так далее. Кроме того, компании-перевозчики будут тратить меньше времени на дорогу с меньшими эксплуатационными расходами благодаря обновленной европейской транспортной инфраструктуре", - говорит аналитик Сергей Быков.

А самым значительным, по мнению экспертов , является создание рабочих мест за счет крупных строительных проектов.

"Только в прошлом году в проекте было задействовано не менее 50 тысяч человек. В то же время вместе в дорожной и смежных отраслях Масштабное строительство создало около 200 тысяч рабочих мест. Это в основном квалифицированные кадры, которые не уехали работать за границу, а остались со своими семьями и сейчас развивают Украину", - объясняет Сергей Быков.

Дорога в Европу: как Большое Строительство меняет Украину

Вместе с европейскими партнерами борется с коррупцией

Чтобы обеспечить прозрачность, новая команда "Укравтодора" начала тесно сотрудничать с ЕБРР, запустив в этом году большой совместный антикоррупционный проект.

"В этом году мы запускаем большой антикоррупционный проект при поддержке ЕБРР. Напомню, что "Укравтодор" - это первый пилотный объект ЕБРР в государственном секторе. Получается, что впервые в Украине государственное учреждение реконфигурирует практику управления и закупок в соответствии с рекомендациями консультантов ЕБРР. Без этих важных изменений мы не получим кредитных траншей на обновление и строительство дорог", - заявил глава Укравтодора Александр Кубраков во время презентации плана трансформации агентства на 2021-2023 годы.

Эксперты отмечают, что залогом отсутствия коррупционных рисков для крупных строительных проектов являются значительные кредитные транши от международных партнеров "Укравтодора".

"Международные партнеры инвестируют только в те проекты, которые не содержат признаков коррупции, потому что дорожат своей репутацией. Одна из них-Крупное строительство. Так, в декабре прошлого года "Укравтодор" и ЕБРР подписали кредитное соглашение общей стоимостью 450 млн евро. Она предполагает не только реконструкцию почти 300 км автодороги М-05 Киев - Одесса и строительство Северного обхода Львова, но и внедрение четырех важных реформ для дорожной отрасли. Среди них - реформа системы закупок, повышение безопасности дорожного движения, развитие инфраструктуры электротранспорта, а главное-противодействие коррупции", - отметил эксперт Петр Охотин.

Кроме того, Большое строительство открывает информацию всем желающим в рамках веб-портала прозрачности, где в одном месте можно увидеть исчерпывающую документацию по каждому объекту.

В то же время заметно, что руководство проекта плодотворно сотрудничает с правоохранителями. Так, недавно в Харьковской области СБУ предупредила о потерях государства при реконструкции критической инфраструктуры дорожной отрасли. Работы должны были финансироваться из государственного бюджета Украины, а их ожидаемая стоимость составила более 1,3 млрд грн. При анализе конкурсной документации сотрудники СБУ установили, что руководство коммерческой структуры, принимавшей участие в аукционе, предоставило поддельные документы. Сообщалось, что операция проводилась при содействии руководства Крупного строительства.

Большое строительство возвращает веру в европейское будущее

Помимо значительного экономического эффекта, Большое строительство имеет и значительное идеологическое значение. Ведь строительство новой европейской инфраструктуры в Украине-это, помимо всего прочего, яркий символ национального возрождения. Политолог Кирилл Сазонов уверен, что строительство европейских дорог повышает национальное самосознание украинцев.

"Когда украинцы видят, как меняется страна на их глазах, когда они едут по новым, ровным дорогам и понимают, что это сделано в Украине - это вызывает гордость! За то, что мы можем строить не хуже, чем в Европе, жить не хуже, чем в Европе. Это дает нам ощущение, что мы являемся частью большой европейской семьи. Это программирует национальное самосознание и самосознание",-заверил эксперт.

По мнению экспертов, благодаря этим положительным эмоциям украинцы начинают верить в свои силы в Украине.

"Масштабное строительство создает не только комфорт, но и мощный импульс для развития национального достоинства. Для всех нас важно видеть Украину сильной, современной и гордиться ею. И этот масштабный проект дает нам такую возможность",-сказал Сергей Быков.

Крупное строительство - крупномасштабное

Дорога в Европу: как Большое Строительство меняет Украину

Проект Зеленского бьет рекорды по своим масштабам и темпам - об этом свидетельствует официальная статистика. Таким образом, в рамках этого проекта впервые в истории Украины удалось выполнить план развития транспортной инфраструктуры на 97%. И это не мешает карантину, который закрыл многие отрасли промышленности в 2020 году.

Если сравнить темпы дорожного строительства во Всемирном банке и во время него, то получается, что за предыдущие 10 лет в Украине было обновлено 6 570,9 км дорог, а Крупное строительство только в 2020 году успело обновить 6 556 км дорог государственного и местного значения. Планы на 2021 год еще больше-6500 км.

Следует также отметить, что в 2020 году средняя стоимость дорог снизилась на 19% по сравнению с предыдущим периодом. При Крупном строительстве один километр стал обходиться государству в 20,2 миллиона, а в 2019 году такое же расстояние обошлось в 25,1 миллиона. Учитывая масштаб проекта, экономия колоссальная.

Причем, благодаря обновлению не отдельных участков, а целых дорог протяженностью от 50 до 150 км, дорога для автомобилистов стала занимать в 1,5-2 раза меньше времени. А кроме того, она стала более комфортной и безопасной, потому что государство инвестирует не только в качество дорог, но и в безопасность дорожного движения, качественные проектные решения, долгосрочную эксплуатацию и сохранение новых дорог, говорят в "Укравтодоре". "Отдельная заслуга крупного строительства - проект смог сдвинуть долгострои с места. Например, Запорожский мост-это автомобильная дорога с комплексом технических сооружений через Днепр, которую начали строить в 2004 году. Процесс почти не сдвинулся с места до прошлого года, когда объект перешел в Крупное строительство. А уже в 2020 году проход по верхней стороне балочного моста (один из ключевых объектов комплекса) был окончательно открыт. Полное завершение строительства планируется через два года. И только в прошлом году по всей стране выросли десятки таких объектов", - рассказал нам директор Департамента развития дорожного хозяйства "Укравтодора" Андрей Ивко.

Он также отметил, что ряд масштабных строительных проектов имеют в рамках проекта свое идеологическое значение. "Да, к 30-летию независимости мы планируем "прошить" страну длинной автомобильной дорогой М-30 Стрый-Изварино, которая строится с использованием самых современных европейских технологий. "Дорога единства" пройдет через 11 областей от Львовской до Луганской, ее протяженность достигает почти 1400 километров.

Это позволит людям легко добраться с запада на восток и с востока на запад. По сути, эта дорога станет символом единства Украины!" - заявил Андрей Ивко.

Масштабное строительство поможет городам строить мосты и дороги

Хотя масштабное строительство буквально "сшивает" восток и запад страны новыми магистралями европейского уровня, оно не может восстановить разрушенные дороги в тех населенных пунктах, которыми занимается местное правительство. Именно поэтому часто украинцы, живущие в городах, часто не видят реальных изменений.

Чтобы исправить ситуацию, было решено создать платформу Транспортных городских проектов, которая поможет городам в рамках Большой строительной программы реализовать крупные инфраструктурные проекты, на которые у городского бюджета не хватает ни денег, ни решимости.

"Укравтодор уже имеет опыт работы с коммунальными объектами, хорошим примером такой работы является мост в Запорожье, который Укравтодор обязался завершить к марту 2022 года. Другой пример-мост через Сухой лиман в Черноморске Одесской области, который местные власти безуспешно пытаются построить с 2016 года. Также благодаря проекту Transport City Projects летом начнутся работы по достройке Дарницкого моста в Киеве, который уже почти десять лет является неподъемной нагрузкой для киевских властей, потому что его тоже не удалось привести в порядок", - говорит Андрей Ивко, заверяя, что мост будет достроен к концу 2021 года.

Кроме того, руководители транспортных городских проектов обратили внимание на одно из самых известных украинских муниципальных недостроев - Подольско-Воскресенский мост в Киеве, который местные власти пытаются построить с 2003 года. Укравтодор в рамках проекта Transport City Projects уже предложил КГГА взять строительство этого моста под свой контроль, чтобы как можно скорее запустить его и разгрузить интенсивное движение для киевлян. Эксперты поддерживают эту идею.

"Реализация крупных инфраструктурных проектов в Украине вызывает справедливый вопрос - почему другие проекты не участвуют в этой истории успеха? Если Запорожский мост можно достроить, то что же хуже Подольского мостового перехода?" - спрашивает урбанист Евгений Петрощук.

По мнению транспортных экспертов, Транспортные городские проекты станут своеобразным толчком к активизации работы с муниципальными недостроями по всей стране, а преимущества Большой строительной программы почувствуют не только водители, которые передвигаются по дорогам регионов, но и жители городов, которые наконец-то увидят, что украинская инфраструктура может быть на европейском уровне

европа

Одна из самых маленьких частей света в Северном полушарии Земли, омывается Атлантическим океаном на западе, Северным Ледовитым океаном на севере, имеет площадь около 10 млн км². Вместе с Азией Европа образует обширный материк Евразия

украина

Государство в Восточной и частично Центральной Европе

зеленский владимир

Украинский государственный деятель. Действующий президент Украины с 20 мая 2019

польша

Респу́блика По́льша — государство в Центральной Европе. Население по итогам 2015 года составляет 38 623 221 человек, территория — 312 679 км²

чехия

Че́шская Респу́блика ; чеш. Česká republika , МФА : ) — государство в Центральной Европе

восточная европа

государственное агентство автомобильных дорог украины

европейский банк реконструкции и развития

кубраков александр

киев

одесса

львов

служба безопасности украины

шамалов кирилл

днепр

львовская область

луганская область

запорожье

сухой лиман

черноморское

одесская область

хошимин

подольский мостовой переход

киевская городская государственная администрация