Котировки

Эксперты обвинили Марченко в неэффективном управлении госфинансами – СМИ

Стадник Олена
Экономика
01 Dec 14:30   

Министерство финансов под руководством Сергея Марченко проводит политику, направленную на ухудшение положения бизнеса и не способствует выходу экономики из кризиса. Такая консенсусная оценка может быть получена из комментариев экспертов, которые обсуждают работу Министерства финансов и показатели бюджета на 2022 год, пишет газета "Апостроф".

Согласно мнениям экономистов, собранным журналистами"лишние" деньги должны быть направлены на развитие. "Однако на самом деле Марченко, судя по всему, собирается держать страну на сухом пайке", - полагают авторы материала.

Среди претензий, которые эксперты выдвигают к Министерству финансов Сергея Марченко, в частности, неэффективное управление государственным долгом. В своей статье для ZN.ua Татьяна Богдан, директор по исследованиям Института Гроуфорда, отмечает, что, несмотря на очевидное снижение объема государственного долга по отношению к ВВП и доходам бюджета, в Украине нарушен ряд других критериев платежеспособности долга. Например, максимально допустимый уровень долга превышает 200 % доходов бюджета. Кроме того, краткосрочные внешние долги, то есть те, которые необходимо погасить в ближайшие годы нашим международным партнерам, составляют 165 % международных резервов, хотя стандарт говорит, что эта цифра составляет 100 %. Еще одним критическим показателем является чрезмерно высокий показатель валовых потребностей правительства в долговом финансировании, сколько денег собирается занять Министерство финансов. В 2021 году этот показатель достиг 20 % ВВП, что на 5 % выше критического уровня.

Видео дня

"Более того, если сегодня основная часть внешних долгов - это дешевая валюта под 2-3% годовых, то, вероятно, ее придется покрывать ресурсом под 7-8%. По оценкам Центра экономической стратегии, около 15 % ВВП страны придется потратить на обслуживание долга в 2022 году", - говорится в статье.

Доля нерезидентов (иностранцев) в общем объеме государственного долга также критична - она составляет 50%, в то время как в других странах с формирующимся рынком этот показатель составляет всего 16 %. Риск заключается в том, что в случае резкой девальвации и выхода нерезидентов из наших ценных бумаг это может плохо сказаться на экономике и на доступе к другим внешним источникам финансирования для покрытия образовавшихся "дыр".

Еще одна претензия касается управления бюджетным дефицитом. Если в среднем по миру дефицит в 2020 году составлял 10,2 % ВВП, то в Украине он составил 5,4 %. В 2021 году, за 9 месяцев, бюджет был полностью сведен к небольшому профициту.

"Что это значит? Вместо того чтобы стимулировать экономику, как это делают во всем мире, украинское министерство финансов "иссушает" ее, вытягивая из предпринимателей даже больше налогов, чем нужно для финансирования расходов. Но в то же время регулярно поступают сигналы о недостаточном финансировании даже защищенных статей. По оценкам Киевской школы экономики, в ноябре-декабре интенсивность поиска новых кредитов возрастет многократно", - говорится в статье.

Скорее всего, вместо того, чтобы направлять заемные средства в экономику, способствуя ее скорейшему восстановлению после пандемии, повышению благосостояния граждан, деньги идут на досрочное погашение долгов, предполагают авторы.

"В развитых странах в 2021 году фокус бюджетной политики смещается с финансирования чрезвычайных расходов, связанных с пандемией, на укрепление национальных экономик посредством цифровой трансформации, зеленого перехода и осуществления других долгосрочных инвестиций", - пишет Татьяна Богдан.

Украинский институт будущего отмечает, что превышение ожидаемого уровня доходов над прогнозом будет настолько значительным, что правительство сможет легко провести реформы, которые снизят налоговое давление на бизнес. Например, ввести налог на выведенный капитал. Кроме того, удалось не шантажировать парламент необходимостью принятия законопроекта 5600, а спокойно включить в расходную часть бюджета 30 млрд грн заложенных от него доходов. Однако такой вопрос, очевидно, даже не рассматривается в повестке дня законодательной деятельности Министерства финансов.

министерство финансов российской федерации

Федеральное министерство Российской Федерации, обеспечивающее проведение единой финансовой политики, а также осуществляющее общее руководство в области организации финансов в Российской Федерации.

марченко сергей

Украинский экономист и политический деятель. Кандидат экономических наук

апостроф

Небуквенный орфографический знак в виде надстрочной запятой , штриха или любого другого похожего начертания, который употребляется в буквенном письме разных языков в различном назначении.

украина

Государство в Восточной и частично Центральной Европе

украинский институт

Государственное учреждение Украины, которое представляет украинскую культуру и формирует положительный имидж Украины в мире. Институт основан Кабинетом Министров Украины в 2017 году и относится к сфере управления Министерства иностранных дел Украины