Началось первое в мире промышленное производство синтетического авиационного топлива. Клиент - авиакомпания Lufthansa. Германия намерена широко экспортировать новые "зеленые" технологии.
Для производства авиационного топлива в будущем не потребуется нефть. Экологически чистое топливо для самолетов можно получить путем электролиза воды, использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и объединения выделяющегося водорода с CO2, который образуется при производстве биогаза.
Первая в мире установка для производства синтетического авиационного керосина в промышленных масштабах призвана доказать перспективность такой технологии. Его официальное открытие состоялось 4 октября в городе Верльте на северо-западе Германии.
Экологическая некоммерческая организация Атмосфера сделала первый шаг
После выхода на проектную мощность в начале 2022 года завод, созданный Siemens Energy, сможет производить одну тонну синтетического керосина в сутки.
Его первым покупателем станет Lufthansa, которая будет использовать его при заправке своих грузовых самолетов в аэропорту Гамбурга. Авиакомпания обязалась закупать не менее 25 тысяч литров "зеленого" топлива ежегодно в течение следующих пяти лет в целях защиты климата.
С такими объемами новое предприятие, конечно, не будет конкурировать с нефтеперерабатывающими заводами - традиционными поставщиками авиаперевозчиков. Но такая задача того не стоит. Проект реализуется экологической некоммерческой организацией Atmosfair, созданной в Бонне в 2005 году.
Его цель - показать, что технология производства климатически нейтрального авиационного топлива действительно существует, что производство синтетического керосина можно увеличить, снизив его все еще очень высокую стоимость, и что Германия способна предложить соответствующее оборудование.
"Мы хотим сделать первый шаг в Германии, чтобы опробовать эту технологию здесь", - сказал Дитрих Брокхаген, глава Atmosfair.
У Нимеччины видкрився перший на заводе свити з виробницва экологического авиапального. Уже к 2022 году скала настолько пальнима, чтобы заправлять литаки Lufthansa. @Dw_environment pic.twitter.com/lQ0uoHemcY
— DW Украинский (@dw_ukrainian) 7 октября 2021 г.
Большие надежды на экспорт новых "зеленых" технологий, произведенных в Германии
" Для достижения нашей цели по ежегодному производству 200 тысяч тонн "зеленого" керосина к 2030 году производственные мощности должны быть значительно расширены", - подчеркнула Ангела Меркель в своем видеообращении к участникам торжественного запуска установки в Верлте.
Отметив "новаторский дух и энтузиазм" инициаторов проекта, канцлер Германии выразила уверенность в том, что "технологии и рынок будут развиваться".
"Если мы сейчас покажем, что эта технология работает, это создаст новые экспортные возможности для производителей промышленного оборудования", - заявила, в свою очередь, министр охраны окружающей среды Германии Свеня Шульце, прибывшая на церемонию открытия установки.
В Германии в течение полутора десятилетий разрабатывались и испытывались на многочисленных экспериментальных установках технологии использования возобновляемых источников энергии, в основном ветра, для получения либо водорода, а затем метана, либо синтетического жидкого топлива, например авиационного керосина, из обычной воды путем электролиза.
Эти технологии были названы, соответственно, Power to Gas (P2G) и Power to Liquid (PTL).
Город Верльте становится центром электролиза с помощью ВИЭ
Еще в 2013 году именно в Верлте была запущена первая в мире крупная экспериментальная установка по производству "зеленого" водорода (H2), который был превращен в метан в ходе химической реакции с двуокисью углерода (CO2). Затем он был закачан в сеть газопроводов, которые снабжали природным газом близлежащие населенные пункты.
3A этим проектом занимался немецкий автопроизводитель Audi, который в то время экспериментировал с газомоторным топливом и выпустил автомобиль Audi A3 g-tron. Поэтому в Верлте появилась заправочная станция.
Однако затем Audi вместе со своим материнским концерном Volkswagen пришли к выводу, что производство легковых автомобилей на газомоторном топливе является бесперспективным направлением, полностью перешли на электромобили и закрыли проект.
И вот теперь этот немецкий городок у побережья Северного моря, где почти всегда дуют сильные ветры, превращается из полигона для испытаний технологии P2G в центр производства PtL, тем более что здесь уже накоплен значительный опыт в области электролиза.
Авиакомпании Германии обязаны использовать синтетический керосин
Atmosfair использует ветряные турбины и солнечные батареи для выработки электроэнергии, которые в силу своего возраста больше не получают государственных субсидий. Проект продлил им жизнь, потому что без него их бы просто отключили из-за нерентабельности.
CO2, необходимый для производства синтетического керосина, является побочным продуктом биогазовой установки, в которой используются пищевые отходы. Таким образом, для этого нет необходимости специально выращивать растения, которые могли бы служить пищей для людей или кормом для скота.
Около пяти процентов углекислого газа образуется при улавливании CO2 из воздуха. Топливо, полученное в Verlt, доводится до требуемого состояния на близлежащем нефтеперерабатывающем заводе.
Завод по производству синтетического керосина для Lufthansa в немецком городе Верльте / Lufthansa
Правительство Германии предписало авиакомпаниям, чтобы с 2026 года доля синтетического керосина в авиационном топливе составляла не менее 0,5 процента.
Это примерно 50 тысяч тонн, что более чем в сто раз превышает мощность установки в Верлте. Так что у инвесторов есть стимул расширять производство, ведь продажа продукции им практически гарантирована. С 2030 года эта обязательная доля увеличится до двух процентов.
Однако использование синтетического керосина - далеко не единственный способ обезуглероживания воздушного движения.
Так, еще в 2011 году немецкая Lufthansa первой в мире смешала биотопливо с обычным топливом на маршрутах средней протяженности, а весной этого года французская авиакомпания Air France совершила первый трансконтинентальный рейс с 16-процентной примесью экологически чистого авиационного топлива SAF (Устойчивое авиационное топливо).
Кроме того, во французском городе Тулуза, где расположены штаб-квартира и головной завод европейского авиастроителя Airbus, с марта 2021 года проводятся эксперименты с Airbus A350, работающим на 100-процентном биотопливе. Однако тот же Airbus также работает над созданием водородных самолетов.
В то же время все больше стартапов в области авиастроения создают электрические самолеты - не только воздушные такси, но и региональные бизнес-джеты.
Источник: Русская служба DW