Котировки

И. Тышкевич: Медведчук шантажирует Зеленского дизтопливом

Якимченко Олександр
Экономика
17 Mar 18:26   

Швейцарский трейдер Proton Energy Group S. A. намерен прекратить поставки дизельного топлива украинским потребителям — эта новость появилась в украинских СМИ 15 марта. Речь идет о расторжении контрактов на поставку до 1,7 млн тонн дизельного топлива производства "Роснефти". Это около 23% украинского рынка.

Учитывая историю выхода "Протон Энерджи" на украинский рынок, этот факт можно назвать попыткой ответить санкциями на телеканалы, подконтрольные Виктору Медведчуку. Время было выбрано удачно — сезонный пик расхода топлива. С другой стороны, возможный кризис на рынке вновь актуализирует вопросы обеспечения топливной безопасности страны.

Почему это проблема

Украина зависит от импорта моторного топлива, так как собственные производственные мощности не покрывают даже 50% потребностей. Основными источниками поставок (производителями, а не местом регистрации посредника) являются Беларусь, Российская Федерация, Литва, Румыния и Польша[1]. При этом на первые два приходится от 65 до 80% объема импорта в зависимости от вида нефтепродуктов.

По состоянию на 2020 год структура рынка дизельного топлива в Украине выглядит следующим образом:

Общий объем потребления — 7,39 млн тонн.

Из этого объема:

  • в Украине было произведено 1,129 млн тонн (в основном на заводе "Укртатнафта"). Это 15,3% рынка
  • Импорт из России-2,616 млн тонн или 35,4%. Из этого количества 1,7 миллиона тонн было поставлено за счет энергии Протона.
  • Белорусские поставки составляют 2,22 млн тонн или 30% рынка.
  • Литва (завод Orlen в Мажейкае) 621 тыс. тонн или 8,3% рынка
  • Все остальные (включая морские поставки) составляют менее 15%

Стоит отметить, что потребление дизельного топлива в 2020 году возросло за счет довольно масштабного дорожного (и не только) строительства. На "соляре"работают большегрузные автомобили, асфальтоукладчики и другая техника.

В то же время наблюдаются сезонные пики потребления: с марта по май и с июля по конец сентября. В это время растет спрос на топливо со стороны фермеров.

Именно в этот период — сезонного роста потребления — "Протон Энерджи" объявила о прекращении поставок российского топлива. 23% объема предложения исчезает с рынка. Такой дефицит может привести к росту цен, что сразу же отразится на сельхозтоваропроизводителях и ударит по священной для Зеленского программе "Большая стройка".

Теоретически государство может застраховать себя и от других направлений. Или использовать резервы государственного резерва. На самом деле не все так просто. У основных поставщиков есть свои проблемы, а государственного запаса топлива в Украине нет. То есть его не существует. Почему это так-в кратком историческом очерке ниже.

Можно ли было перестраховаться или история становления рынка

Украинский рынок дизельного топлива за последние пять лет значительно вырос. Если в 2015 году потребление составило 5,45 млн тонн, то в 2020 году-уже 7,39 млн тонн.

Основные поставщики не изменились — традиционными торговыми партнерами Украины были Белоруссия, Россия, Литва, небольшая доля принадлежала Польше и Румынии. Последовательность в точности такая. Официальный Минск уже давно является лидером поставок. До 2018 года. Кризис с "грязной нефтью" в трубопроводе "Дружба" и последовавшие за ним "нефтяные войны" 2019-2020 годов обрушили поставки Лукашенко с 45-55% рынка до сегодняшних 30%.

Стоит также вспомнить схемы 2018-19 годов, когда трейдеры, не согласившиеся работать со структурами Медведчука, нашли способ поставлять топливо на украинский рынок через Белоруссию. Объемы были внушительные — до 2 млн тонн (по всем видам топлива). Это закончилось прямым запретом на экспорт нефтепродуктов из Российской Федерации в Белоруссию[2]. Запрет, конечно, не распространялся на использование транзитного коридора для нужных компаний. В частности, продуктопровод "Самара-Западное направление", украинская ветка которого (ПрикарпатЗападтранс) к 2017 году перешла в собственность людей, связанных с тем же Медведчуком. Эта схема расцвела в 2018-19 годах, когда объем поставок дизельного топлива" по трубе " превысил 2 млн тонн. Среди потребителей было и Министерство обороны Украины[3]. Думаю, не стоит напоминать, что почти весь ДТ в " трубе "производился на заводах"Роснефти".

В конце 2019 года близкий к Лукашенко бизнесмен Николай Воробей выкупил 51% акций продуктопровода. Возможно, это был компромисс между Минском и Москвой — Кремль был категорически против контрабандных схем без участия "своих людей". Воробей стал компромиссной фигурой как человек, близкий и Лукашенко, и Медведчуку.

Таким образом, к 2020 году доля российского дизельного топлива на украинском рынке выросла и превысила 35%. Большая часть объемов была поставлена структурами, связанными с Виктором Медведчуком.

А как же наше собственное производство? В Украине есть Кременчугский нефтеперерабатывающий завод (завод "Укрнафта"), контролируемый Игорем Коломойским. Заявленная мощность компании составляет 18,6 млн тонн сырой нефти. Однако фактические объемы производства несколько меньше. Одной из причин является постепенное устаревание оборудования — масштабная реконструкция предприятия не проводилась как минимум 10 лет. Стоит отметить, что Кременчуг в 2020 году увеличил производство дизельного топлива до 1,057 млн тонн. Но это произошло, с одной стороны, за счет увеличения объемов переработки сырья, с другой-за счет уменьшения объемов производства других видов продукции. Структуры Игоря Коломойского активно поддерживают ограничение импорта (установка защитных пошлин и т.д.), рассчитывая на рост розничных цен и, как следствие, рентабельность бизнеса. В то же время мощности завода будет недостаточно для покрытия потребностей страны в дизельном топливе.

Остается вопрос о резерве. Более того, согласно Соглашению об ассоциации с ЕС и обязательствам Украины по Директиве 2009/119/ЕС, страна должна иметь запас нефтепродуктов в размере 2 млн тонн нефтяного эквивалента. Таких объемов хватило бы на покрытие дефицита в течение нескольких месяцев — до тех пор, пока не будет решен вопрос об увеличении импортных поставок.

Отлично смотрится на бумаге. Реальная ситуация плачевна. Впервые эта тема была поднята в 2015 году. Были разработаны даже модели, подготовлен специальный закон. В ноябре 2016 года Государственное агентство резерва Украины даже создало модель запуска программы[4]. Но 2017 год прошел по другому сценарию. Но 2017 год прошел по другому сценарию. В этот период СБУ начала проверку торговцев, которые ввозили топливо из РФ. Это логично-торговля с государством-агрессором - "хлопотное дело". Но, по удивительному стечению обстоятельств, после проверок остались либо структуры, связанные с Медведчуком, либо компании, которые покупали у них топливо и сами его импортировали.

Второй прорыв-удивительно быстрое завершение юридической борьбы за право собственности на продуктопровод "ПрикарпатЗападтранс", которая продолжается с 1995 года. Российская "Транснефть" получила право распоряжаться активом и быстро продала его структурам, также связанным с Виктором Медведчуком. Просто удивительное совпадение. Или предвзятое отношение журналистов, пытающихся найти интересы крестного отца Путина в новых игроках на украинском рынке нефтепродуктов.

При чем тут государственный резерв? В этот же период перестали говорить о создании резерва нефтепродуктов. Это забавно, потому что удалось найти финансирование для реализации такого проекта: кому-то предложили покрыть помощь ЕС, кому-то были готовы предоставить кредиты ЕБРР и Всемирный банк. О создании резерва вспомнили только в апреле 2019 года, перед вторым туром президентских выборов[5]. И наконец, в июне 2020 года они напомнили, что это "похоже на обязательство страны перед ЕС"[6]. Как вы уже догадались, государственный резерв еще не создан.

Варианты развития кризиса или чего ждет Медведчук

Заявление Proton Energy Group S. A. О прекращении поставок с 1 апреля 2020 года заставит участников рынка искать альтернативу топливу от "Роснефти". В то же время вариант загрузки новых объемов продуктопровода "ПрикарпатЗападтранс" вряд ли возможен.

Остается искать другие варианты: как среди традиционных поставщиков, так и привлекать новых игроков. Первая и логичная идея, учитывая европейский политический вектор Украины, — это обратиться к партнерам из стран ЕС. Действительно, нефтеперерабатывающие заводы в Литве (Orlen), Польше и Румынии могут обеспечить дополнительную продукцию. Вопрос только в объеме. Их суммарные поставки в 2021 году могут увеличиться на 3000-350 тыс. тонн из "падающих" 1,7 млн тонн. Лучше, чем ничего, но все же недостаточно.

Второй традиционный поставщик-Беларусь. Теоретически страна может покрыть весь дефицит, но на практике это не так просто. Лукашенко рад "получить калькулятор", так как украинский рынок-это премия за белорусскую нефтепереработку. И можно ожидать увеличения поставок. Но есть потолок по количеству сырья, поставляемого на белорусские НПЗ. На фоне политического кризиса Россия протолкнула более жесткий график поставок нефти на переработку, что существенно ограничило маневренные возможности Белоруссии. Тем не менее можно рассчитывать на дополнительные 800-850 тысяч тонн.

Третий вариант-это схемы толлинга. То есть Украина (украинские компании) покупает нефть и отправляет ее на переработку на свои или зарубежные НПЗ. Вариантов здесь не так много — Румыния, Литва и Польша в общей сложности (по толлинговому сырью) могут добавить на баланс до 250 тысяч тонн. И опять же белорусское направление-это поставки нефти на Мозырский НПЗ по нефтепроводу Одесса-Броды. Перекачка мелкими партиями не очень выгодна, но в 2021 году возможность использования трубы реальна - есть рабочий контракт на перекачку азербайджанской нефти (1 млн тонн в 2021 году) в Мозырь по контракту между БНК и Socarn . Речь идет о допуске в трубу мелких трейдеров с собственными объемами и переговорах с официальным Минском о возможности такой схемы.

Украинский производитель в лице бизнес-империи Игоря Коломойского также может попытаться увеличить объемы. Но сам олигарх находится под американскими санкциями. И, как следствие, его компании несколько ограничены в выборе поставщиков. Второй аспект — техническое состояние Кременчугского НПЗ вызывает сомнения в возможности производства не менее 1 млн тонн дизельного топлива без потери качества.

Однако все эти схемы компенсации дефицита требуют времени. Топливо нужно сегодня. Если вы хотите купить больше и быстрее, вам придется доплатить.

Таким образом, Медведчук ожидает роста цен на рынке дизельного топлива, что ударит, в первую очередь, по аграриям и президентской программе "Большое строительство". Дополнительным аспектом являются кошельки простых украинцев, которые почувствуют подорожание "дизельного топлива" как при заправке личных автомобилей, так и при покупке товаров в магазинах (их туда не доставляют самолетом).

Мы получаем новую линию давления на правительство со стороны агробаронов. Эту тему подхватят телеканалы Петра Порошенко (что естественно, учитывая политическую борьбу) и" Плюсы " Игоря Коломойского. Последний будет преследовать сразу две цели — восстановить свое влияние в окружении Зеленского и решить вопрос с претензиями к его бизнесу. В идеале вы должны получать государственные деньги на развитие собственной нефтепереработки.

Возникает неприятная для Зеленского ситуация нападения сразу с нескольких сторон и создания линии противостояния с аграрным лобби. Решение состоит в том, чтобы найти топливо быстро и дешево. На этом этапе замаячит фигура Медведчука, который "за небольшие политические уступки" будет готов" наполнить "украинский рынок дизельным топливом от "Роснефти".

Пять необходимых шагов для страны

Украинским властям придется действовать быстро. И тут вопрос не только и не столько в реакции участников рынка — дефицит топлива не будет вечным, поставщиков можно найти-но в формировании условий, при которых" топливный шантаж " в будущем невозможен.

На мой взгляд, есть несколько ключевых направлений, над которыми стоит поработать. Парадокс ситуации в том, что все они были озвучены ранее, причем не один раз. Но надежда на "яко воно буда", помноженная на договоренности с "правильными людьми", поставила страну в уязвимое положение. Итак, пять возможных шагов для украинского правительства, которые могут привести к изменению ситуации, по сути, уже в 2022 году.

  1. Государственный заповедник. Украина обязана (!) создать государственный резерв нефтепродуктов к 2023 году. Работа еще не началась. Более того, страна не располагает достаточными мощностями для хранения таких объемов топлива. Но есть возможность привлечь средства ЕС, Всемирного банка, ЕБРР и инвестиционные деньги в их строительство. Власти говорили о необходимости создания новых рабочих мест — это одно из направлений. Кроме того, такое строительство увеличит внутренний спрос на металл, цемент и промышленное оборудование (хранилище-это не просто "бочка в земле"). Начав работу в 2021 году, к концу 2022 года можно будет создать инфраструктуру и решить вопрос с закупкой продукции для заповедника.
  2. Поиск сырья и вариантов переработки. Украинский институт будущего неоднократно подчеркивал необходимость "игры на интересах"в своих докладах по Донбассу и по политике в отношении США. Маркетинг продукции американских нефтяных компаний-один из таких интересов. Закупка сырой нефти и переработка по давальческой схеме на нефтеперерабатывающих заводах соседних государств на первых порах. Польша, Румыния, Литва, та же Белоруссия используют маршрут поставки нефти по нефтепроводу Одесса-Броды-Дружба.
  3. Международный консорциум по закупке нефти. Я писал об этом во время кризиса с "грязной нефтью в дружбе". Суть в том, что несколько компаний в регионе объединяются для совместной закупки сырья. Большие объемы закупок позволяют получить более низкие цены за баррель. И новая схема поставок сырой нефти в регион, независимая от России. Это не только экономический результат, но и политический. Если Украина инициирует такой проект, то сможет получить дополнительные "очки субъективности". И, кроме всего прочего, доля влияния на соседние государства.
  4. Привлечение инвестора для строительства нефтеперерабатывающего завода. Учитывая разговоры о "конце нефтяного века", это будет нелегкая задача. Но это осуществимо в случае гарантирования налоговых или иных льгот. Есть место и для работы Института Инвестняни. Если президент заявил, что такие няни существуют, пусть они покажут свою работу. 5. Подумайте об оптимизации потребления. Прежде всего, речь идет об общественном транспорте. Здесь подход сложный. С одной стороны, регулирование рынка электроэнергии, с другой-инвестиции в городскую инфраструктуру.

В представленных идеях нет ничего сверх обычного. Вопрос в анализе, планировании, расчетах. То есть их понимание. И как не процитировать фразу президента Зеленского во время предвыборной кампании: "Подумайте.. Те"

Напомним, интервал между прививками вакциной CoviShield был увеличен.

Ранее Вести-ua.net писал посол Литвы Мариус Януконис: Каждая независимость имеет свою цену.

Также Вести-ua.net сообщается, что есть шоуРС и мокрый снег: синоптики предупредили об ухудшении погоды

протон

Одна из трёх элементарных частиц, из которых построено обычное вещество. Протоны входят в состав атомных ядер; порядковый номер химического элемента в таблице Менделеева равен количеству протонов в его ядре

роснефть

Российская нефтегазовая компания, контрольный пакет акций которой принадлежит государственному АО «Роснефтегаз». Крупнейшая в мире компания-производитель нефти

медведчук виктор

Украинский общественный, государственный и политический деятель. Народный депутат Украины IX созыва с 29 августа 2019 года

украина

Государство в Восточной и частично Центральной Европе

белоруссия

Респу́блика Белару́сь , — государство в Восточной Европе. Население на 1 января 2020 года составляет 9 408 400 человек, территория — 207 595 км²

литва

румыния

кременчугский нефтеперерабатывающий завод

россия

польша

минск

дружба

самара

министерство обороны российской федерации

дт-75

воробей николай

москва

кремль

укрнафта

коломойский игорь

кременчуг

европейский союз

федеральное агентство по государственным резервам

служба безопасности украины

европейский банк реконструкции и развития

всемирный банк

мозырь

доллар сша

порошенко пётр

плюс

украинский институт