Котировки

Какой бензин заливают в баки на украинских АЗС: результаты исследований

Сердюк Анастасія
Экономика
13 Apr 11:25   

Столичный институт потребительской экспертизы провел исследование качества бензина А-92 и пришел к неутешительным выводам.

В последнее время эксперты все чаще говорят о стремительном росте теневого топливного рынка в стране. Так, например, в 2020-2021 годах увеличились поставки импортных безакцизных растворителей, по сути лакокрасочных веществ, на местные мини-НПЗ и нефтебазы. По данным группы "А-95", сейчас в нашей стране насчитывается около 25 таких" самоваров", а в реальности их может быть и больше.

В результате роста кустарного производства на рынок поступает все больше некачественного топлива, что сказывается на автовладельцах, окружающей среде и пешеходах. Отсюда и значительный разброс цен на полках АЗС - в некоторых небольших сетях и единичных АЗС стоимость литра может быть ниже на 3-4 гривны, чем у крупных всеукраинских операторов.

Специалисты Института потребительской экспертизы исследовали образцы бензина А-92 евро, который пользуется популярностью у автовладельцев. Пробы были взяты в сетях разных категорий - OKKO, WOG, Amic, KLO, Sun Oil, Chipo, Avantage 7, Autotrans, BVS, BRSM-nafta, Motto, Factor и Tatneft. Показатели качества некоторых сетей оказались на одном уровне, но была и явная "бодяга".

Об октановом числе

Прежде всего мы проверили индикатор, характеризующий стойкость топлива к детонации. Это вредно для двигателя не только повышенным расходом топлива и сниженной мощностью, но и ускоренным износом двигателя из-за высоких нагрузок. Октановое число измеряли методом исследования. По его словам, норматив установлен на уровне не менее 92 единиц, что аналогично обычному количеству, которое мы видим на заправках.

Результаты были вполне предсказуемы. Нарушение было зафиксировано в бензине сети "Татнефть" - топливо имело октановое число 89 единиц! Эксперты давно не видели таких цифр. Образец солнечного мазута также оказался ниже стандарта.

Остальные участники имели топливо в диапазоне 92-94 единиц. Существует также топливо с "октановым запасом прочности". Среди них "ОККО" и "ВОГ", которые продают белорусское топливо, а также образцы " КЛО " и "Автотранс", которые предлагают бензин "Шебель-92" на отечественном Шебелинском НПЗ.

Результаты исследования проб бензина А-92 на украинских АЗС

Химический состав

Бензола в топливе должно быть как можно меньше. Во-первых, чем больше его в бензине, тем он токсичнее. Во-вторых, бензол разъедает топливную систему и может привести к ее выходу из строя в течение нескольких десятков заправочных операций. Следует отметить, что это вещество практически отсутствует в образцах "зеленых" АЗС, а также в сетях, продающих Шебель-92.

Зато "отличился"закупленный бензин в сетях "Фактор"Девиз" и "Сан Ойл". Содержание вредного вещества оказалось почти в 2 раза выше, чем допускают пограничные нормы ДСТУ, а именно-2,8% для Фактора, 2,3% для Девиза," рекордсменом " стал образец из Подсолнечного масла - более чем в три раза превышающий норму! Что касается объемной части ароматических углеводородов, то здесь все соответствовало пределам допуска, только в образце "Татнефти" показатели были на грани норматива.

Сера

Затем мы проверили содержание серы. Если его слишком много в топливе, это приводит к образованию нагара, загрязнению топливных форсунок и "убивает" катализаторы. Кроме того, выхлопные газы становятся "грязнее", и в воздух, которым дышат пешеходы, попадают очень опасные оксиды. Они могут привести к повреждению верхних дыхательных путей человека и накапливаться в организме. Стандарт Евро-5 предусматривает содержание серы в бензине - не более 10 мг/кг.

В прошлых исследованиях института нарушений по этому важному показателю практически не было. На этот раз не все гладко. Так, бензин сети Sun Oil показал превышение нормы почти в 2 раза. За пределами индикатора находился образец Девизной сети, среди тех, кто подошел вплотную-автозаправочные станции Bvs.

Если серы в топливе слишком много, это приводит к образованию нагара, загрязнению топливных форсунок и "убивает" катализаторы

Но среди тех, у кого наименьшее количество серы (5 мг/кг) в пробе, следует отметить бензин ОККО, а вот Шебелинский Шебель не отстал - всего 6 мг/кг, что еще раз подтверждает достаточно высокое качество производимого в Украине топлива.

Кислородсодержащие соединения

Дальнейшие испытания проводились в лаборатории на содержание кислородсодержащих компонентов, характеризующих наличие спиртовых и эфирных добавок. Анализ показал, что топливо из Факторной сети состоит из 21,4% сложных эфиров, при норме не более 15%, а в составе этого образца обнаружено превышение содержания метанола, 13,2% при норме не более 3%. Среди нарушителей в части метанола оказался и бензин - 13%.

Добавление такого количества кислородсодержащих компонентов приводит к ухудшению теплотворной способности топлива, что в конечном итоге приведет к замедлению динамики автомобиля и увеличению расхода топлива на 10-20%. Практически полное отсутствие этих компонентов зафиксировано в А-92 от WOG.

Содержание аминов

Ароматические амины-добавки, повышающие октановое число,-запрещены к применению в бензинах, продаваемых в Украине. Этот компонент не облагается акцизом и, как правило, ввозится на рынок под видом различных растворителей, а затем используется для повышения октанового числа в низкооктановом топливе. Помимо того, что амины опасны для автомобиля, вещество также оказывает пагубное воздействие на организм, оно связано с онкологическими заболеваниями легочной системы.

Последний раз эксперты фиксировали амины в бензине несколько лет назад, после чего они исчезли. Сейчас эти присадки, к сожалению"вернулись в игру" - следы опасного вещества были обнаружены в образце БРСМ-нафты, а в А-92 из Подсолнечного масла его оказалось 1,8%.

Последний раз амины эксперты фиксировали в бензине несколько лет назад

Резюме

К сожалению, опасения аналитиков рынка относительно ухудшения качества топлива не были беспочвенными - впрочем, это касается только так называемых дискаунтеров. По словам директора Института потребительской экспертизы Юрия Чернобривца," сейчас все больше продавцов ищут торговые точки для производителей так называемого "прямогонного", некачественного смешанного топлива, производимого в кустарных условиях. И такое предложение на рынке находит своего потребителя, так как многие автовладельцы предпочитают экономить. При этом нередко водители постоянно заправляются на дешевых заправках некачественным бензином, затем один раз останавливаются на фирменных заправках, показатели качества которых стабильны и находятся под постоянным контролем, и жалуются на последних, что после заправки начались проблемы. Я уверен, что в крупных сетях, которые существуют на рынке уже много лет, такие эксперименты недопустимы, потому что репутация стоит слишком дорого."

Как показало исследование,"бодяжники" не просто увеличивают свой оборот, но и употребляют запрещенные вещества. Причем, если раньше такое низкосортное топливо продавалось в "подзаборных бочках", то теперь, как оказалось, его можно заправлять в "известных" сетях. И это очень опасная тенденция.

По данным группы А-95, количество некачественного топлива в Украине только увеличится в 2021 году. Эксперты рекомендуют автомобилистам быть осторожными и не заправляться по демпинговым ценам.

Ранее ОБОЗРЕВАТЕЛЬ рассказывал о выгодной альтернативе обычному бензину-спиртовом биотопливе. Результаты исследований показали, что заправка "спиртовым" или "альтернативным" бензином возможна без риска для автомобиля.