Котировки

Корпорация "Эталон" в 2020г. увеличила выпуск транспортных средств на 4%

Бобрович Яна
Экономика
23 Dec 17:43   

Корпорация "Эталон", один из ведущих украинских производителей автомобилей, по предварительным данным, увеличила продажи в 2020 году по сравнению с 2019 годом на 6% в денежном и на 4% в физическом выражении, сообщил директор Торгового дома "Эталон" Вадим Шкарупин, не уточняя объем этих показателей.

Как сказал Шкарупин на пресс-конференции в Киеве в среду, по итогам года продажи автобусов корпорации на 5% (или 15 единиц) по сравнению с 2019 годом - до 255 единиц, в то время как рынок новых автобусов в Украине в целом сократится на 3-4% - до 1130 -1160 единиц.

Директор Торгового дома сообщил, что лидером на рынке автобусов остается "Черкасский автобус" (автобусы "Атаман"), который будет продавать 305-310 автомобилей (27% рынка), вторая позиция - на белорусском МАЗе с продажей 275-280 автомобилей (25%), третья - на Эталоне с долей 23% (тогда как в прошлом году Эталон был на второй линии, МАЗ - на третьей).

"Белорусский производитель МАЗ получает четверть украинского рынка автобусов, при этом 200 автомобилей покупает Киев. А в Украине есть как минимум два производителя аналогичных 12-метровых автобусов - корпорации "Богдан" и "Эталон", но деньги идут в Беларусь, вместо того, чтобы загружать свои предприятия и платить налоги в бюджет. А это давняя проблема", - подчеркнул Шкарупин.

По его данным, среди проданных были также 75-80 автобусов российского ПАЗа (скорее всего, остатки на складах, так как поставки этих автобусов в Украину запрещены), и 70-75 автобусов "Богдан" (которые в основном сконцентрированы на производстве троллейбусов).

Анализируя рынок новых автобусов по классам, он сообщил, что было продано 775-780 единиц малых автобусов, 70-80 единиц средних автобусов и 285-290 единиц больших автобусов.

"Хочу еще раз подчеркнуть, что практически 100% рынка больших автобусов было отдано МАЗу", - сказал Шкарупин.

В то же время в структуре закупок автобусов 80% приходится на госзакупки (в первую очередь, школьные автобусы), 20% - по программе "Городской общественный транспорт", финансируемой ЕБРР и ЕИБ, в то время как коммерческие структуры практически уходят с рынка городских перевозок.

"Неплохой тенденцией я могу назвать сокращение рынка подержанных автобусов на рынке на 27% по сравнению с 2019 годом - до 412 единиц", - сказал глава Торгового дома.

Анализируя рынок троллейбусов в 2020 году, Шкарупин отметил, что они в основном закупались с 2017 года по программе "Городской общественный транспорт", первый этап которой был завершен в этом году, а в этом году объем закупок сократился до 300 единиц по сравнению с 409 единицами в 2019 году.

"Но поскольку уже подписано соглашение о реализации второго этапа этой программы, в рамках которого ЕИБ выделил 200 млн. евро на закупку электромобилей для 18 городов, это может стать значительным вкладом для украинского производителя. Но опять же, проблема в белорусском оборудовании", - сказал он.

По словам Шкарупина, корпорация "Эталон" в 2020 году (как и в прошлом году) продаст пять-шесть троллейбусов. Лидером на этом рынке является "Богдан" с продажей 160 троллейбусов, второе место занимают троллейбусы "Днепр", собранные на "Южмаше" на базе МАЗ 203 - 85 автомобилей, третье место - троллейбусы ПТС компании "Политехносервис" (50 единиц).

"Эти троллейбусы с локализацией 10-15% опять-таки на базе белорусской машины, а на самом деле именно такую долю могли бы получить полномасштабные производители", - подчеркнул Шкарупин.

В связи с этим он добавил, что украинские автопроизводители поддерживают принятие законопроекта о локализации в сфере госзакупок.

Что касается рынка грузовиков (сегменты полной массой 3,6-8 тонн и 8,1-16 тонн), то Шкарупин отметил, что в этом году он сократился до 9,95 тыс. единиц против 10,864 тыс. единиц.

"В этом году мы не продавали грузовики, здесь мы пострадали от коронавирусной пандемии, которая, в частности, затянула сроки сертификации. Но нас интересуют те сегменты, в которых мы предлагаем свою технику", - отметил Шкарупин.

Генеральный директор ООО "Черниговский автомобильный завод" Андрей Савченко отметил, что из-за пандемии завод практически не работал в течение января-мая, а с июня возобновил полную эксплуатацию и выпустил 203 автомобиля против 215 в прошлом году.

Корпорация "Эталон" объединяет 21 предприятие, в том числе два автомобильных завода (в Борисполе и Чернигове), а также завод по производству карданных валов "Украинский кардан" и Черниговский кузнечный завод. Основным направлением деятельности является автобусная и машиностроительная логистика, а также складская логистика.