Котировки

Криволап: реализация Национальной экономической стратегии "усилит" экономику Украины в 2,5 раза

Сацюк Андрій
Экономика
04 Feb 14:50   
  • В эти дни Кабинет Министров поочередно обсуждает ключевые блоки Национальной экономической стратегии-2030, которая разрабатывается правительством при участии Центра экономического восстановления с сентября прошлого года. Скажите, в чем практическая ценность этого документа?

  • Сложные документы, такие как Стратегия, требуют высокого уровня координации усилий. Если сейчас собрать в одной комнате ключевых министров, депутатов, заместителей глав ОП, то, скорее всего, у них будут разные мнения, какие отрасли нужно реформировать в первую очередь, каким инициативам отдать предпочтение и так далее. Поэтому Национальная экономическая стратегия важна как источник "единой правды" - этот документ четко отвечает на вопрос, каким экономическим курсом будет следовать наша страна в ближайшие 10 лет.

Немаловажно и то, что Стратегия разрабатывалась при активном участии экспертного сообщества и бизнеса. Это достаточно широкий круг заинтересованных сторон, более 400 экспертов из разных отраслей, представители аналитических центров, бизнес-ассоциаций, гражданского общества. Многие вещи лежали на поверхности, но чтобы проверить, актуальны они или нет, мы поговорили буквально со всем экспертным сообществом. То есть векторы экономического развития, выработанные для Стратегии, являются таким широким консенсусом. Мнение, которое разделяют и бизнес, и экспертное сообщество, и чиновники, и депутаты. При этом Центр не просто собирал экспертные знания разных людей, мы проводили детальный анализ и выполняли расчеты в макроэкономической модели, которые показывают, сколько процентов роста ВВП дает та или иная инициатива.

  • Станет ли Стратегия еще одним документом, который напишут и оставят на полке?

  • Я не сомневаюсь, что Стратегия станет настоящим рабочим документом. Во-первых, как я уже говорил, в его разработке участвовали многие чиновники, депутаты, представители бизнеса. Они верят в этот документ и готовы работать над его реализацией.

Во-вторых, Стратегия будет принята актом правительства после окончания всего спектра обсуждений и просчетов. Это гарантия того, что среднесрочная и долгосрочная Программа действий Кабинета Министров, а также другие отраслевые стратегии будут согласованы с этим единым документом. Также первый заместитель председателя Верховной Рады Руслан Стефанчук уже публично заявил, что Национальная экономическая стратегия-2030 станет основой для определения приоритетов законодательной деятельности в 2021 году.

  • По каким вопросам труднее всего было прийти к компромиссу между бизнесом и чиновниками при разработке Стратегии?

  • Действительно, достичь компромиссов было нелегко. В Центре было много дискуссий и дискуссий. Мы провели десятки стратегических сессий, сотни глубинных интервью. Понятно, что представители бизнеса смотрят на многие вопросы по-разному, даже в рамках одной отрасли. Не говоря уже о регулировании со стороны властей. Именно поэтому Центр выступал в роли объективатора, который пытался свести воедино часто конфликтующие интересы государства и бизнеса. Для этого в начале нашей работы мы решили, что все инициативы, которые предлагаются Кабинету Министров, должны соответствовать ряду четких критериев. Например: не противоречить европейскому курсу Украины, не нарушать антимонопольное и антикоррупционное законодательство и так далее. А главным критерием был экономический рост государства. Мы должны работать вместе, чтобы "удвоить" экономику в течение следующих десяти лет." И к этому, я думаю, у бизнеса вопросов не возникнет.

  • Делались ли когда-нибудь подобные стратегии в Украине?

  • В 2010 году, по моей информации, специалисты McKinsey помогли разработать стратегию, направленную на изменения в государственном управлении. И в этой части она была реализована. Существовали также целевые стратегии, связанные с реформой армии, социальной сферы и судов. Но в стране уже более 10 лет нет специализированной экономической стратегии, в которой все отрасли были бы взаимосвязаны.

  • На опыт каких стран Вы опирались при разработке Стратегии?

  • Нам не нужно далеко ходить, у нас есть пример Польши, которая разработала успешную экономическую стратегию еще до того, как избавилась от контроля СССР. Есть пример Турции, которая разработала долгосрочную стратегию и с большим успехом ее реализует. В общем, нас вдохновляли стратегии стран, которым удалось за 10 лет" удвоить "или" утроить " экономику.

Я убежден, что у Украины сейчас нет другого выбора, кроме как сделать экономический рывок. И мировой опыт показывает, что все страны, которые ее реализовывали, имели свои стратегии. Будь то Польша, Австралия или Южная Корея, все начинали с такого документа. В этих странах существуют мощные механизмы стратегического планирования, которые имеют четкую связь бюджетного планирования с целями стратегии. И такие центры, как наш "Центр экономических инноваций", работают во многих европейских странах, в США. Для Украины это уникальная история, когда был создан аналитический центр технической помощи правительству, который планомерно работает над созданием стратегических решений в экономике и, одновременно, собирает видение всех участников рынка.

  • Одно из мероприятий с участием Премьер-министра было посвящено инвестиционной привлекательности. Это извечный вопрос — как привлечь иностранных инвесторов с помощью наших судов. Есть ли у вас какие-либо решения в документе о том, как устранить эту проблему?

  • Украинская экономика действительно несистемно финансируется-за 30 лет накоплено около 50 миллиардов долларов США, в то время как в Польше-около 240 миллиардов долларов США. Конечно, по мнению 60% рынка, вопрос верховенства права является основным блоком на пути привлечения инвестиций в Украину. В Векторах экономического развития выделяются два специальных раздела — "Верховенство права" и "Нормативная среда", которые содержат ключевые идеи, связанные с этими проблемными вопросами.

Вертикаль Президент-парламент сейчас занимается решением этой проблемы в целом. А в списке приоритетов на 2021 год — утверждение "дорожной карты" по реформированию судебной системы. Другое дело, что эффект судебной реформы растягивается на годы. В свою очередь, Национальная экономическая стратегия предполагает быстрые, краткосрочные решения. В частности, это введение инвестиционных стимулов для иностранных инвесторов, создание Международного финансового центра с его защитными механизмами, проект Дія.City, развитие и создание индустриальных парков, совершенствование законодательства, связанного с концессиями и государственно-частным партнерством. Это включает в себя развитие рынков капитала, включая пенсионную реформу, реформу страхового рынка и развитие фондового рынка. А также-стимулирование государственных инвестиций. Например, создание Фонда фондов и аналогичных учреждений Украинскому культурному фонду и Стартап-фонду, которые стимулируют развитие проектов, привлекательных для инвестиций.

  • Какие отрасли станут драйверами украинской экономики в ближайшие 10 лет, а какие радикально изменятся или исчезнут?

  • Многие отрасли перспективны. Во-первых, это обрабатывающая промышленность, машиностроение, оборонный сектор. Здесь мы должны играть на тенденции перемещения производства ближе к потребительским рынкам, из Азии в Европу. Эта тенденция значительно усугубилась пандемией, и Украина может воспользоваться ею. Во-вторых, это аграрный сектор и переработка, переход к выращиванию высокодоходных культур. Третье — все, что связано с цифровой экономикой и IT. Далее — производство, креативная индустрия, туризм, энергетика.

Из тех, что изменятся и со временем исчезнут-точно так же, как угольная промышленность. Это связано с переходом на возобновляемые источники энергии и общим процессом сокращения выбросов CO2.

  • К какому самому неожиданному выводу вы пришли, разрабатывая свою Стратегию?

  • Интересно было посмотреть на расчеты" веса " Стратегических инициатив в макроэкономической модели. По их мнению, наибольший эффект на экономику окажут меры по построению цифровой экономики и развитию рынков капитала. Например, если Украина в ближайшие 10 лет будет максимально развивать аграрный сектор, то само производство даст плюс 10-15% ВВП. Довольно большое количество. Но в то же время цифровая экономика может дать прирост в 40% ВВП, а развитие рынков капитала — 30% роста ВВП.

  • Согласована ли Стратегия с европейскими интеграционными процессами?

  • Конечно, Стратегия поддерживает евроинтеграционные процессы. Европейский зеленый курс, Европейско-азиатский формат отношений играют ключевую роль для развития Украины. Потому что наша страна интегрирована в эти евроазиатские и европейские интеграционные процессы.

В этой области интересно развитие водородной энергетики. Это прорывная история для нашей страны. Участие в водородной сделке ЕС-это возможность для Украины использовать свою газотранспортную систему и химическую промышленность, чтобы стать надежным партнером Европы в поставках "зеленой" энергии. Это также возможность трансформировать металлургический сектор.

  • Как я понимаю, недостаточно утвердить стратегию на уровне Кабинета Министров, для ее реализации еще должны быть приняты соответствующие законопроекты. Вас поддерживает депутатский корпус?

  • Следующим шагом после принятия Стратегии на уровне Кабинета Министров станет разработка Закона "Об основах национальной экономической политики". При создании Стратегии в работу нашего Центра были вовлечены десятки народных депутатов. Они участвовали в дискуссиях, привносили свое видение. Поэтому мы рассчитываем на поддержку депутатского корпуса и максимально эффективное взаимодействие.

— Украина в 2030 году-что это такое, согласно Национальной экономической стратегии?

  • Это одна из лучших стран мира для ведения бизнеса, которая привлекает не только умным регулированием и низкой долей государственного участия в экономике, но и широкими возможностями благодаря своему географическому положению, участию в международных транспортных коридорах Европа-Азия, Север-Юг. Украина в 2030 году — центр мировой продовольственной безопасности. Это страна, которая имеет широкие рынки, включая Африку, Южную Америку и Азию. Страна, где цифровая сфера активно развивается, и она задает тренд во многих отраслях цифровой экономики. Страна, которая стала производственной площадкой для всего региона и где расположены самые современные инновационные производственные мощности. Она также является частью евроатлантического пространства, как с точки зрения рынков капитала, так и с точки зрения партнерских отношений.

Потенциал развития, согласно Стратегии, заключается в "укреплении" украинской экономики в два с половиной раза за 10 лет. Это приведет к тому, что индивидуальные доходы граждан вырастут в три раза

украина

Государство в Восточной и частично Центральной Европе

кабинет министров украины

Высший орган исполнительной власти на Украине. Главой кабинета министров является премьер-министр, который назначается Верховной радой Украины по представлению президента Украины

верховная рада

Однопалатный парламент Украины, состоящий из 450 народных депутатов и единственный законодательный орган власти государства. Верховная рада Украины IX созыва начала свою работу 29 августа 2019 года

стефанчук руслан

Украинский правовед, государственный деятель, доктор юридических наук, профессор. Первый заместитель председателя Верховной рады Украины с 29 августа 2019

мэс центра

Это крупнейшее предприятие, входящее в состав ОАО «ФСК ЕЭС», осуществляющее эксплуатацию линий электропередачи и подстанций сверхвысокого напряжения Центрального региона России.

mckinsey & company

польша

турция

австралия

республика корея

европа

соединённые штаты америки

международный финансовый центр

фонд развития интернет-инициатив

азия

европейский союз

африка

южная америка