Котировки

Куда летит "Мотор Сич". Решение о национализации принято, законодательного механизма нет

Гуменчук Сергій
Экономика
17 Mar 10:37   

Запорожское предприятие "Мотор Сич" не получит китайских инвестиций — Совет национальной безопасности и обороны принял решение вернуть завод государству. * Фокус* выяснил, как будет происходить этот процесс.

На заседании СНБО 11 марта секретарь СНБО Алексей Данилов заявил, что приватизированное в 90-е годы предприятие "Мотор Сич", выпускающее авиадвигатели и газотурбинные установки, в ближайшее время перейдет в государственную собственность. Позже он отметил, что это произойдет законно, в соответствии с действующим законодательством. "Мы не можем позволить себе, находясь в состоянии войны, отдать в чужие руки предприятие, от которого зависит наша обороноспособность", - сказал Алексей Данилов.

Правовой переход

Возможен законный способ передачи предприятия в государственную собственность, отмеченный Алексеем Даниловым. Хотя на данный момент в стране нет законодательства о таком переходе (национализации частной компании).

"Нам придется принять специальный закон, который будет регулировать именно эту сделку. Собственно, в такой формулировке эту идею впервые озвучил глава фракции СН Давид Арахамия", - говорит Дмитрий Горюнов, старший экономист Центра экономической стратегии. Марина Семенова, юрист АБ "Юридическая фирма "Семенова и Партнеры", уверена, что для реализации процедуры передачи завода в государственную собственность должен существовать отдельный, единый и однозначный механизм и критерии.

Причем для того, чтобы урегулировать все вопросы, необходимо будет не только принять отдельный закон, но и внести изменения в уже существующие. В частности, закон о государственном бюджете.

"Если национализация все - таки состоится, то либо потребуется отдельный закон специально для национализации "Мотор Сич", либо придется опираться на существующую базу, а это увеличит юридические риски-в этом случае национализацию будет гораздо проще оспорить в судах или просто затянуть. Как минимум, потребуются изменения в закон о государственном бюджете на 2021 год", - сказал "Фокусу" заместитель эксперта Центра "КЕЙС Украина" Евгений Дубогрыз.

Китайский вопрос

Причиной нынешнего конфликта с Китаем стала плохо продуманная приватизационная политика Украины в прошлом. Ведь если бы "Мотор Сич" был в списке стратегических предприятий, то приватизация не состоялась бы. А то, что произошло в последние годы вокруг компании, в частности, арест акций в 2018 году, эксперты связывают с пробелами в действующем законодательстве в стране.

"Предпринимаются попытки реализовать механизм скрининга прямых иностранных инвестиций другими методами. Этот механизм существует во многих развитых странах и позволяет не допускать нерезидентов к приобретению активов в стратегических отраслях, если это может представлять риски для национальной безопасности",-подчеркнул Дмитрий Горюнов. Кстати, такой законопроект находится в парламенте с начала февраля.

Эксперты уверены, что решение о возвращении "Мотор Сич" в государственную собственность никак не повлияет на инвестиционный климат — в развитых странах понимают, что речь идет о национальной безопасности. Хотя отношения между Украиной и Китаем могут ухудшиться-Skyrizon Aircraft собирается отсудить у Украины 3,5 миллиарда долларов в Международном суде.

"В отношениях с Китаем всегда будут сложности - Китай гораздо больше говорит об инвестициях в Украину, чем на самом деле инвестирует. Нужно просто быть готовым к этому и требовать, чтобы китайские инвесторы работали в украинском правовом поле, а не меняли это правовое поле под обещания инвестиций", - говорит Евгений Дубогрыз. По мнению директора экономических программ Украинского института будущего Анатолия Амелина, кризиса в отношениях с Китаем можно избежать.

"Необходимо правильно включить дипломатические инструменты, чтобы выровнять ситуацию и выстроить выгодное для Украины сотрудничество с Китаем", - сказал Анатолий Амелин.

Напомним, что приватизация завода "Мотор Сич" состоялась еще в 90-е годы при президенте Леониде Кучме. Затем компания перешла под контроль бизнесмена Вячеслава Богуслаева. Позже, в декабре 2019 года, Богуслаев заявил, что был вынужден продать акции стратегическому инвестору Skyrizon Aircraft Holdings Limited, так как компания нуждалась в значительных финансовых вливаниях. По его словам, китайская компания заплатила $ 100 млн и обязалась вложить в завод еще $ 150 млн. Однако Антимонопольный комитет Украины не договорился о сделке с китайской компанией, и акции "Мотор Сич" были арестованы по делу СБУ о госизмене еще в апреле 2018 года (повторные судебные заседания этот арест не сняли).

О политической подоплеке конфликта вокруг "Мотор Сич" читайте в статье " Не по фэн-шуй. Как "Мотор Сич поссорил Украину и Китай".

мотор сич

Украинское предприятие, занимающееся разработкой и производством, ремонтом и обслуживанием авиационных газотурбинных двигателей для самолётов и вертолётов, а также промышленных газотурбинных установок. Штаб-квартира расположена в городе Запорожье

совет национальной безопасности и обороны украины

Согласно действующей Конституции Украины, координационный орган при президенте Украины по вопросам национальной безопасности и обороны Украины. Был образован указом президента Украины в 1996 году

данилов алексей

Украинский государственный и политический деятель. Секретарь СНБО Украины с 3 октября 2019 года

арахамия давид

Украинский государственный деятель, политик, предприниматель, общественный деятель и волонтёр грузинского происхождения. Руководитель фракции «Слуга народа» в Верховной раде Украины c 29 августа 2019 года Секретарь Национального инвестиционного совета

семёнова марина

9 июня 2010, Москва, Российская Федерация) — советская российская артистка балета, балетный педагог. Герой Социалистического Труда

китай

украина

два китая

амелин анатолий

кучма леонид

служба безопасности украины