Ситуация накаляется вокруг попытки Министерства инфраструктуры усложнить, а по сути, разрушить нормальную систему линейной навигации. Инициатива вызвала резкую критику в профессиональном и экспертном сообществе. Они пытаются объяснить Министерству, что нельзя вносить хаос в международные торговые отношения Украины и ставить под угрозу выполнение экспортных контрактов, особенно в нынешнее кризисное время. Министерство пока молчит.
16 Декабря 2021 года Министерство инфраструктуры опубликовало проект приказа "О внесении изменений в Инструкцию о порядке регистрации линий зарубежного судоходства". Обычный, на первый взгляд, бюрократический документ, на самом деле, является диверсией против вашей страны. В чем дело?
Большая часть украинских экспортных товаров доставляется получателям морским путем. Точно так же стратегически важные импортные товары, в том числе некоторые энергоносители, поступают к нам морским путем.
Видео дня
В мире существует два основных вида морских грузоперевозок: трамвайные перевозки и линейные перевозки. Трамвай - это фактически одноразовый чартер, в котором тип судна, характер груза, маршрут рейса, порты, последовательность захода в них и так далее определяются договором фрахта с конкретным грузовладельцем.
Линейное судоходство отличается от трамвайного судоходства установленным графиком движения судов и возможностью пользоваться услугами этой линии разным грузовладельцам (при наличии свободного места на судне), а также пассажирам, когда речь идет о пассажирских перевозках.
Но самое главное, что линейное судоходство имеет базовый морской порт, обычно национальный. Согласно действующим нормативным документам, обязательным линейным портом в Украине может быть только морской порт нашей страны, а иностранные являются необязательными. Это очень важный момент.
Благодаря регулярности судозаходов и увеличению объемов перевалки грузов бюджет получает больше портовых сборов. Именно поэтому линейное судоходство считается более выгодной формой организации морских поставок для государства, чем бродяжничество.
Наши грузоперевозки по линиям зарубежного судоходства стали более или менее активно развиваться только в последние несколько лет. В 2015 году Министерство инфраструктуры упростило процедуру и механизм получения подтверждения регистрации линий в соответствии с международными стандартами. И сегодня в Украине действует около двух десятков судоходных линий.
В то же время, как в мировой практике, так и в украинском законодательстве нет ограничений на перевозимые грузы. Учитывая ярко выраженный сырьевой характер внешней торговли Украины, железорудное сырье, металлопродукция, а также зерно, масложировая и химическая продукция перевозятся по морским линиям.
Теперь весь этот экспорт и валютная выручка от него могут оказаться под угрозой из-за искусственно созданных проблем с морскими перевозками. Чем занимается MIU? Министерство предлагает ввести в Инструкции по регистрации Линий заграничного плавания такие абсурдные запутанные правила, которые априори неосуществимы на практике. Это касается норм замены заменяющего судна, нового формата отчетности, линейной регистрации и т.Д.
Предлагаемые нововведения создают искусственные препятствия для функционирования всей системы линий зарубежного судоходства. По словам генерального директора Федерации работодателей транспорта Украины Владимира Гусака, некоторые линии заграничного судоходства просто временно или полностью прекратят свое существование.
Это, по крайней мере, приведет к потере определенных районов судоходства и снижению конкурентоспособности. А в худшем случае - что очень важно и в отличие от деталей доставки понятно всем - крах экспорта в целом. Как такой сценарий повлияет на бюджет и экономику в целом, учитывая текущий исторический момент? Короче говоря, это очень драматично.
Надо понимать, что Украина попала в так называемые "сырьевые ножницы". К сожалению, период высоких цен на железную руду и металл, позволивший отечественным экспортерам значительно увеличить выручку, закончился.
С середины 2021 года мировые цены на железную руду упали с более чем 200 долларов за тонну до 90 долларов. И это еще не предел падения. Аналогичная тенденция наблюдается и с металлическими изделиями. Инвестиционный банкир Сергей Фурса подчеркивает: если цены на мировом рынке продолжат падать, то поступления уменьшатся
Продовольствие, в частности зерновые и масложировые культуры, по-прежнему дорожают на мировых рынках. Но доходы от прошлогоднего экспорта не полностью покрывают текущие расходы, связанные с рекордно высокими ценами на энергоносители, удобрения и импортное сырье. А прогнозы ФАО (Всемирной продовольственной организации при ООН) говорят о том, что после стремительного роста в 2021-2022 годах цены на продовольствие пойдут вниз.
Экономист Алексей Кущ отмечает, что если нефть, условно говоря, дешевле руды, то в страну поступает больше валюты, чем уходит. В противном случае нарушается торговый баланс, возникает дефицит валюты и, как следствие, падение курса гривны. Это, по его словам, упомянутый "эффект необработанных ножниц".
Так совпало, что все эти неприятности (пока MIU не утвердило приказ - потенциальный, но вполне вероятный) приходятся на традиционно слабый период по доходам бюджета (январь-апрель), который еще более усугубился падением гривны, выходом нерезидентов из ОВГЗ, проблемами бегства инвестиций на фоне риска военной агрессии Российской Федерации, высокой инфляции и роста социальной напряженности - только "итальянская забастовка" полицейских, требующих повышения зарплаты, чего стоит!
В этих условиях государство должно быть жизненно заинтересовано в стимулировании роста экспорта и создании наиболее приемлемых условий для экспортеров. Но вместо этого мы видим, как Министерство инфраструктуры пытается бюрократическими методами разрушить систему линейных перевозок в Украине, что приведет к коллапсу экспорта. И критический импорт также может перестать поступать в Украину. Почему "выстрелить себе в ногу"?
Если бы мы верили в теорию заговора, то могли бы предположить, что в Министерстве транспорта есть "кроты", которые намеренно совершают диверсии, чтобы ослабить возможность сопротивления военной агрессии. Но эксперты считают, что все гораздо банальнее.
"Такие инициативы часто предпринимаются просто для того, чтобы усилить влияние отдельных лиц и сделать определенный дополнительный объем документов для регистрации. То есть, грубо говоря, создавать проблемы для того, чтобы потом эти проблемы решать", - предположил Владимир Гусак.
В общем, война есть война, а коррупция идет по расписанию.