Котировки

Миссия Маска. Сможет ли Tesla к 2030 году выпускать 20 млн электрокаров ежегодно

Бобрович Яна
Экономика
03 Mar 15:40   

Чтобы достичь этой отметки, предприятию необходимо увеличить выпуск своих машин в 40 раз по сравнению с нынешним. Насколько это реально?

Глава Tesla Илон Маск известен резонансными и порой провокационными заявлениями, а одним из его самых громких публичных заявлений в прошлом году стало заявление о том, что компания может производить 20 миллионов электромобилей ежегодно к 2030 году. Еще раз: 20 миллионов в год!

Справедливости ради следует отметить, что это не четко определенная цель, а скорее предположение: как написал Маск в Twitter, компания "вероятно" будет производить такое количество автомобилей. Тем не менее цифра выражена, а значит, возникает вопрос, обладает ли предприятие достаточным потенциалом и финансами для достижения такого уровня производства. По данным портала Cleantecnica, специализирующегося на электромобилях и зеленых технологиях, у Tesla есть шанс достичь этой отметки, хотя объемы производства, вероятно, будут скорректированы в сторону снижения.

Для начала несколько цифр. В 2019 году Tesla продала 367 500 электромобилей, что на 50% больше результатов предыдущего года. В 2020 году продажи выросли еще на 36%, достигнув 499 500 автомобилей.

Ежеквартальные продажи электромобилей Tesla в период 2012-2020 годов.

Производственные планы Tesla на 2021 год пока четко не озвучены, но даже если предположить, что в течение ближайших пяти лет рост будет на уровне 50% в год, то к 2025 году компания достигнет цифры в 3,8 млн автомобилей. Это непростая задача, но вполне выполнимая. При дальнейшем росте такими же темпами 20-миллионная отметка будет достигнута ровно к 2030 году, но следует понимать, что по мере дальнейшего роста производства поддерживать эту скорость будет все труднее. Это потребует не только новых производственных площадок, но и реорганизации дистрибуции вкупе с выделением дополнительных ресурсов на послепродажное обслуживание.

Теперь возьмем емкость рынка электромобилей и автомобилей в целом. Согласно отчету, опубликованному в феврале 2021 года аналитической компанией Canalys, мировые продажи электромобилей в 2020 году выросли на 39% по сравнению с 2019 годом и достигли 3,1 млн единиц. При этом общий объем рынка легковых автомобилей сократился на 14% — с 74,9 млн в 2019 году до 63,7 млн в 2020 году. Иными словами, чтобы выйти на рубеж в 20 миллионов электромобилей в год, компании необходимо не просто увеличить производство не менее чем в 40 раз, но и в результате продать вдвое больше автомобилей, чем нынешние лидеры мирового автопрома Volkswagen и Toyota.

Не стоит забывать, что в линейках нынешних автопроизводителей порой насчитывается несколько десятков моделей, охватывающих максимальное количество рыночных ниш — в то время как Tesla выпускает всего четыре модели, каждая из которых имеет несколько версий с точки зрения мощности и запаса хода. Скоро появится родстер нового поколения Tesla, а через пару лет нас ждет нашумевший электрический пикап Cybertruck в серии. Но этого все равно недостаточно для максимального охвата рынка, и до 2030 года Tesla вряд ли существенно расширит ассортимент своих моделей.

Кроме того, для разработки и запуска новых автомобилей требуются значительные инвестиции, а финансовый ресурс Tesla отнюдь не безграничен. Более того, сейчас компания сосредоточена на строительстве заводов по производству аккумуляторов и самих электромобилей. В эти производства Tesla вкладывает большую часть своих ресурсов и инноваций

В свете вышесказанного перспектива увеличения производства Tesla до 20 миллионов автомобилей в год кажется нереалистичной, но теперь давайте поставим аргументы на вторую шкалу.

Во-первых, фигура самого Илона Маска. За последние несколько лет этот человек добился того, что раньше многие считали невозможным. И лучшим подтверждением веры фондового рынка в свои возможности является многомиллиардная капитализация Tesla, пусть и немного снизившаяся после падения акций в конце февраля.

Во-вторых, автомобильная промышленность сейчас находится в переломном моменте, и в обоих аспектах, которые будут определять будущее развитие отрасли, у Tesla есть хорошие шансы на лидерство. Первый фактор-приближающийся переход к полностью автономному вождению, и в этой области у компании есть не только компетенции, но и проверенные решения. Автономная система вождения, используемая в автомобилях Tesla, считается одной из лучших в своем роде. Не исключено, что в 2021 году компания представит автопилот пятого уровня, который позволит полностью отстранить человека от управления автомобилем.

Еще одним важным фактором является то, что затраты на электромобильную технику постоянно снижаются, в то время как ключевые статьи затрат при разработке и производстве автомобилей с двигателями внутреннего сгорания растут или остаются стабильными. Тесла лидирует в этом снижении затрат и, как ожидается, будет продолжать это делать.

В начале прошлого года американская компания по управлению активами ARK Invest (в феврале 2021 года активы под ее управлением составили $50 млрд) опубликовала свой прогноз относительно стоимости акций Tesla в 2024 году и перспектив компании к тому времени. Аналитики ARK Invest, опираясь на закон Райта, считают, что к 2024 году валовая прибыль Tesla от электромобилей может приблизиться к 40%, хотя вряд ли она будет расти линейно по мере запуска новых моделей и масштабирования производства.

Закон Райта, который гласит, что при каждом удвоении произведенных единиц затраты падают на постоянный процент, применим к любой растущей отрасли. Он предсказал экономию средств в более чем 60 технологиях-от телевизоров до солнечной энергии-и преуспел в производстве электромобилей. В частности, Tesla Model 3 уже продемонстрировала снижение стоимости в соответствии с Законом Райта.

Повышение эффективности использования капитала и снижение производственных затрат на единицу продукции являются важными составляющими достижения отметки в 20 миллионов машин в год. Если бы Tesla была эффективна с точки зрения капитала, она могла бы быстро и по доступной цене расширить производство, снизив удельные затраты, увеличив доходность инвестированного капитала, генерируя денежные средства для будущих заводов и привлекая больше капитала.

Ковчег Инвест свидетельствует о том, что Тесла будет больше капитала-эффективная по сравнению с традиционным автопроизводителям. Количество капитала, необходимого для производства автомобиля с двигателем внутреннего сгорания в США, неуклонно растет. За последние пять лет в автомобильной промышленности объем инвестиций в основной капитал составляет более 14 000 долларов в пересчете на каждый произведенный автомобиль, а по отношению к электромобилям этот показатель вдвое ниже.

А теперь вернемся к отчету Canalys, который, помимо результатов продаж электрокаров в 2020 году, содержит прогноз развития отрасли на ближайшие девять лет. Так, аналитики Canalys считают, что к 2028 году мировые продажи электромобилей вырастут до 30 миллионов единиц в год, а к 2030 году на электромобили будет приходиться почти половина всех продаж легковых автомобилей.

Это окно возможностей, которым Тесла может и, зная Илона Маска, даже должен воспользоваться. Однако вряд ли удастся отхватить 75% этого пирога, учитывая, что конкуренты из числа традиционных автопроизводителей не дремлют и запускают как прямых конкурентов Tesla, так и электромобили в другие сегменты рынка. Но даже 30% или 10 млн автомобилей в год-это очень хороший результат, достигнув которого компания продолжит оставаться мировым лидером по производству электромобилей.

tesla

Американская компания, производитель электромобилей и решений для хранения электрической энергии. Компания была основана в июле 2003 года Мартином Эберхардом и Марком Тарпеннингом, но сама компания считает Илона Маска, Джеффри Брайана Страубела и Иэна Райта её сооснователями

маск илон

Американский предприниматель, инженер и миллиардер

твиттер

Социальная сеть для публичного обмена сообщениями при помощи веб-интерфейса, SMS, средств мгновенного обмена сообщениями или сторонних программ-клиентов для пользователей интернета любого возраста. Публикация коротких заметок в формате блога получила название «микроблогинг»

volkswagen

Немецкая автомобильная марка, одна из многих, принадлежащих концерну Volkswagen AG. Под этой маркой в 2019 году было реализовано 6 млн 620 тыс

toyota

Крупнейшая японская автомобилестроительная корпорация, также предоставляющая финансовые услуги и имеющая несколько дополнительных направлений в бизнесе. Является крупнейшей автомобилестроительной публичной компанией в мире, а также крупнейшей публичной компанией в Японии

tesla cybertruck

доллар сша