Информационное пространство Украины все больше будоражат новости о том, что в ближайшее время пенсии будут снижены в 2 раза, а премьер-министр Денис Шмыгаль считает, что через 15 лет половина работающих граждан останется без выплат после выхода на заслуженный отдых. Спасение власти видят в полной трансформации пенсионной системы и внедрении механизма индивидуальных пенсионных накоплений.
На самом деле эта идея не нова. Еще в 1998 году Указом второго президента Украины Леонида Кучмы были определены основные направления пенсионной реформы, которая предполагала направлять часть взносов работающих граждан на их личные счета, где деньги будут накапливаться и приумножаться. После этого было несколько попыток разных правительств реализовать свой вариант введения накопительного уровня пенсионной системы, но ни одна из них не увенчалась успехом. Кабинет министров Шмыгаля не исключение - он рассчитывает запустить систему накопительных пенсий в 2021 году.
Читайте о том, какие нововведения ждут украинцев, есть ли шанс провести в стране реальную пенсионную реформу и насколько она будет жизнеспособной, в материале ОБОЗРЕВАТЕЛЯ.
Почему выплата пенсий находится под угрозой?
В настоящее время в Украине работают два из трех уровней пенсионной системы, которые были введены в 2003 году Законом "Об обязательном государственном пенсионном страховании". Речь идет о первом и третьем уровнях.
Первый уровень-это известная солидарная система, которая действует за счет ежемесячных отчислений работодателей на начисленную заработную плату работников в размере 22% от ЕСВ. Солидарная пенсионная система была унаследована Украиной. Принцип его работы заключается в том, что работающие граждане платят пенсию сегодняшним пенсионерам. Деньги переходят от младших к старшим, поэтому такая пенсионная система называется "солидарной".
Третий уровень пенсионной системы, как и первый, также давно работает в Украине. Но, однако, она не пользуется популярностью. Речь идет о добровольном накопительном уровне пенсионной системы. В его основе лежат негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Те, кто хочет получать дополнительные выплаты к пенсии, выбирают НПФ и добровольно перечисляют туда взносы.
Однако сейчас ситуация с системой солидарности оказалась катастрофической, она уже не соответствует демографическим и экономическим реалиям Украины. Увеличение продолжительности жизни и снижение рождаемости привели к старению населения, что, в свою очередь, вызвало огромный дисбаланс в солидарной пенсионной системе.
При такой тенденции работающие люди не смогут поддержать возросшее число пенсионеров. Пенсионный фонд уже давно работает в условиях хронического дефицита средств, и его дефицит только увеличивается из года в год. В 2021 году на выплату запланированных пенсий уже не хватает 26 млрд грн, а в 2020 году дефицит Фонда составил 19,4 млрд грн. Если нынешняя тенденция сохранится, то система солидарности столкнется с полным крахом.
Как они собираются спасти ситуацию?
Помимо вечной борьбы с теневой занятостью в стране, власти планируют решить катастрофическую ситуацию с пенсиями, запустив второй уровень пенсионной системы - обязательную накопительную систему государственного пенсионного страхования. Теоретически такая система была введена в 2003 году, но механизмы ее реализации на практике до сих пор не разработаны.
Второй уровень-это лицевые счета работников, на которые ежемесячно будет перечисляться часть уплаченных взносов из заработной платы. Деньги на таких счетах должны "работать" и приносить инвестиционный доход, который затем возвращается человеку в значительно увеличенной пенсионной сумме.
Соответствующий законопроект (№2683), который должен запустить механизм накопительных пенсий, был внесен в Верховную Раду в конце 2019 года, но до сих пор не рассмотрен в первом чтении. Тем не менее глава правительства Денис Шмыгаль ожидает, что закон о введении накопительного уровня пенсионной системы в Украине будет принят уже в этом году.
Законопроект предусматривает, что все украинцы будут вносить накопительные взносы в размере 1% от дохода, а работодатели-2% от зарплаты работников. По желанию работника он может внести более 1%. Эти взносы будут накапливаться на личном счете каждого сотрудника. То есть каждый украинец будет копить на вторую пенсию самостоятельно.
Важный:
Особенности законопроекта Нет. 2683 заключается в том, что он предусматривает создание новых государственных структур, которые будут заниматься администрированием пенсионных счетов граждан - Пенсионного казначейства и Центрального администратора. Они хотят разработать для них отдельные правила работы. При этом управлять деньгами будут негосударственные пенсионные фонды и компании по управлению активами, которые будут уполномочены Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку.
Однако, по данным Минсоцполитики, законопроект в настоящее время проходит значительную доработку. По словам министра социальной политики Марины Лазебной, на старте системы предлагается установить взносы на уровне 4% (2% работодателя + 2% работника). В то же время они планируют снизить ЕСВ и налог на доходы физических лиц, чтобы не увеличивать нагрузку на бизнес. То есть из 22% ЕСВ, которые работодатель в настоящее время платит за каждого работника, 20% пойдут в государственные фонды (в том числе Пенсионные), а 2% - на личный сберегательный счет работника. Аналогично и налог на доходы физических лиц - из тех 18%, которые сейчас вычитаются из зарплаты каждого работника, 2% будут направлены на накопительную пенсию.
По расчетам Министерства социальной политики, запуск системы со взносами в размере 4% обеспечит выполнение минимальных обязательств Украины по пенсионному обеспечению в соответствии с ратифицированной конвенцией Международной организации труда на уровне 40% при наличии страхового стажа, предусмотренного законом. При постепенном увеличении взносов до 7% коэффициент замещения приблизится к 50%. Для сравнения-сейчас украинцы на пенсии получают около 28,7% от последней зарплаты. И постепенно (если ничего не менять) эта цифра снизится до 18%.
Кроме того, социальный департамент предлагает на старте реформы воздержаться от создания дополнительных учреждений за счет бюджетных средств и использовать существующую инфраструктуру, в частности:
Будут ли учтены все эти пожелания Минсоцполитики в доработанном законопроекте, пока неизвестно. На сайте парламента до сих пор хранится версия документа, в которой не учтены вышеуказанные предложения.
Есть ли какие-то риски?
Особенность вкладов в сберегательные фонды заключается в том, что эти деньги "длинные". По примеру того, как такие фонды функционируют в других странах, они должны куда-то вкладываться десятилетиями, работать на экономику страны и умножаться хотя бы на процент инфляции или больше. А когда работник уходит на пенсию, он получает выплаты не только из "общего котла", но и дополнительную прибавку, которая тем больше, чем выше его официальный заработок. То есть с введением обязательных накопительных пенсий получать деньги "в конверте" станет еще невыгоднее, чем сейчас, поскольку зарплата затронет не только основную пенсию, но и дополнительную.
С другой стороны, мировой опыт подобных реформ показывает, что реального эффекта от выплат из накопительной системы придется ждать не менее 15-20 лет. То есть это скорее долгосрочная профилактическая мера, и она не только не затронет нынешних пенсионеров, но и может им навредить. Причина-уменьшение размера ЕСВ на 2% (а позже-на целых 7%), которые будут направляться не в "общий котел", а на личные счета работающих украинцев. Такое решение приведет к еще большему увеличению дефицита Пенсионного фондаКроме того, многие эксперты считают, что предлагаемая модель накопительного уровня пенсионной реформы не соответствует украинским реалиям, поскольку не содержит никаких механизмов долгосрочного сохранения пенсионных взносов и страхования их от инфляции. В Украине нет полноценного рынка капитала. Выбор для инвестирования и накопления активов в нашей стране очень скуден: внутренние государственные облигации (можно инвестировать до 60% пенсионных накоплений) и банковские депозиты (можно разместить до 50% пенсионных накоплений). Можно также инвестировать и в другие сферы, например в землю или недвижимость, но, учитывая высокий уровень коррупции в судебной системе, здесь могут быть довольно высокие риски.
"В украинских условиях нет таких долгосрочных инвестиций, в которых можно быть уверенным и на 30-40 лет. У нас нет предприятий, в которых мы могли бы быть уверены, и нет доходных инструментов, то есть процентных ценных бумаг, которые гарантировали бы, что если кто-то выпустит такие долговые ценные бумаги, то он сможет их погасить. Таким образом, внутри Украины использовать эти средства вообще очень сложно, особенно когда речь идет о значительном периоде, а это 20-30 лет", - уверен экономист Борис Кушнирук.
Не особо верят в жизнеспособность накопительных пенсий в парламенте, указывая на негативный опыт восточноевропейских стран в этом направлении.
"В некоторых европейских странах с более развитой экономикой и лучшим правовым порядком (например, в Венгрии) законодательными решениями сейчас пытаются вернуть накопленные гражданами средства в солидарную пенсионную систему, то есть национализировать их. В Литве и Латвии ставка взносов во второй уровень пенсионной системы была снижена до 2% от заработной платы в течение нескольких лет, а в Эстонии она была снижена до нуля.
Чехия в январе 2016 года объявила о ликвидации второго уровня, который был создан только в 2013 году. В Польше в феврале 2014 года из-за ограничений, введенных государством на формы инвестирования страховыми фондами, последние стали получать отрицательную доходность (в частности, было запрещено инвестировать в государственные облигации, а предыдущие инвестиции должны были быть возвращены государству бесплатно для сокращения государственного долга). Впоследствии польское правительство дало гражданам трехмесячный срок для возвращения в солидарную систему по молчаливому согласию", - говорится в заключении Главного научно-экспертного управления Верховной Рады по результатам анализа законопроекта № 2683.
Таким образом, по мнению экспертов в парламенте, накопительная система этих стран не оправдала ожиданий построения успешного уровня пенсионного обеспечения граждан, который сложился в Западной Европе. Причины этого кроются в высоком уровне теневой занятости, низкой заработной плате и связанных с ней взносах, слабом развитии финансовых институтов и малом выборе фондов для инвестирования с достаточной доходностью пенсионных накоплений.
Вывод из всего этого один - только введение накопительного уровня пенсионного обеспечения не предотвратит надвигающейся катастрофы. Более важными в этом направлении являются реформы экономики в целом, создание новых рабочих мест, повышение заработной платы, преодоление коррупции, выведение трудовых отношений из тени