Котировки

Нардеп назвал блокировку перевалки руды в порту "Южный" результатом сговора с частной компанией

Стадник Олена
Экономика
28 May 15:15   

Руководство порта Южный блокирует работу предприятия, прекращая перевалку руды, и фактически действует в интересах частной компании. Эта ситуация выглядит как сговор, поэтому на действия главы должны немедленно отреагировать Антимонопольный комитет и Совет национальной безопасности и обороны.

Такое мнение высказал народный депутат Сергей Магера, комментируя остановку перевалки железной руды в морском порту Южный.

"Мы стали свидетелями беспрецедентной ситуации в стране. Да, мы ко многому привыкли, но то, что действия руководителя государственного предприятия просто очень похожи на сговор-мы с такими вещами не сталкивались. На самом деле 80% перевалки железной руды приходится именно на порт Южный: это монопольный порт. И, судя по всему, глава порта вступил в сговор с частной компанией, потребовав разделения грузопотока в их пользу. И если поставщики или компании-экспортеры грузов не согласны с его условиями, они просто угрожают прекратить отгрузку", - пояснил депутат.

По его словам, последствиями таких решений станут убытки в сотни миллионов гривен, которые понесут государственные предприятия, занимающиеся перевозкой грузов, а бюджет не получит валютной выручки, что создает угрозу экономической ситуации в Украине.

"Страна потеряет более 300 миллионов долларов валютных поступлений. За этим стоит, конечно, почти миллиард гривен налогов от добывающих компаний-и в государственный бюджет, и в местные бюджеты. Поэтому я считаю, что этот вопрос должен представлять интерес для Совета национальной безопасности страны, потому что за этим стоят серьезные последствия. Как минимум, это Кабинет министров, который должен поручить Антимонопольному комитету проверить на предмет сговора", - уверен Магера.

Он напомнил, что раньше порт "Южный" был прибыльным предприятием, но с приходом нового руководителя (исполняющим обязанности директора назначен Сергей Ковшарь - Ред.) порт резко стал убыточным.

"Глава порта за год с 200-миллионной прибылью опустил предприятие до минус 51 миллиона гривен. Это о многом говорит. Судя по всему, человек уже видит себя главой частной компании и просто уничтожает Южный порт. Естественно, проверкой руководителя, который фактически обанкротил госпредприятие, должна заниматься Служба государственного аудита", - заключил депутат.

Как известно, исполняющий обязанности директора порта Южный Сергей Ковшарь весной поставил экспортерам железной руды условия, которые они не могут принять и выполнить. Так, он требует разделить объемы перевалки между государственным портом "Южный" и частным терминалом "ТИС-Уголь" 50/50, и закрепить этот раздел в 3-летнем контракте. При этом обе компании одновременно отказались подтвердить объем перевалки железной руды за июнь.

Такое разделение грузопотока в первую очередь выгодно терминалу ТИС, уверены эксперты: технически он уступает частному терминалу госпорта, и без помощи исполняющего обязанности директора МТП "Южный" он не сможет принимать такие большие объемы перевалки. При этом порт Южный способен легко выполнять весь объем работ самостоятельно: технически порт может обрабатывать более 1,6 млн тонн руды в месяц, но для этого требуется, чтобы половина этого объема (0,8 млн тонн) обрабатывалась в терминале ТИС, из-за чего госпредприятие не получит миллионы гривен.

Ранее народный депутат Муса Магомедов заявил, что из-за действий главы порта "Южный" Ковшаря ряд госпредприятий понесет миллионные убытки, и с этим должен разобраться новый министр инфраструктуры.

В свою очередь президент ОП "Укрметаллургпром" Александр Каленков заявил, что из-за сговора порта "Южный" и ООО "ТИС-Уголь" Украина может потерять миллиарды гривен выручки, металлурги-рынки сбыта, а Укрзализныця и порты-более полумиллиарда гривен в месяц.